Кто виноват?На два хода впередМожет быть, кому-то наш вопрос пок ажется наивным. И все-таки: отчего случаются дорожные происшествия? Известное дело, ответите вы, из-за нарушений правил движения. Ну а нарушают их почему? Ведь никто же, к ак говорится, сам себе не враг, и тех, кто намеренно преступает закон, в общем ничтожно мало. Не о них сейчас речь. Многочисленные большие и малые отступления от правил, которые изаканчиваются нередко авариями, в конечном счете следствие грубых просчетов водителей в оценке обстановки, складывающейся на дороге, в неумении, а иной раз нежелании прогнозировать развитие дорожной ситуации. Возьмите такой пример. В городе Дзерж инске (Горьковская область) случилось дорожно-транспортное происшествие при следующих обстоятельствах. По улице Бутлерова со скоростью 40 км/час двигался УАЗ—469. Управлял им водитель А. Савельев. Вот он подъехал к перекрестку с бульваром Жданова. Посмотрел налево — никого. Вправо дорога просмат ривалась плохо: обзору мешали зеленые насаждения. Тем не менее Савельев двинулся через перекресток равнозначных дорог, не снижая скорости. Вдруг напее рез ему справа выехал мотоциклист. ба водителя попытались предотвратить несчастье, начали тормозить, пробовали сманеврировать, но все это делалось слишком поздно. Автомобиль ударом бампера опрокинул мотоцикл, его водитель ипассажироказались на асфальте, а мотоцикл, скользя по дороге, вылетел на тротуар, где в довершение всего сбил пешехода. Все они, мотоциклист, пассаж ири пешеход, о казалисьв больнице с тяжелыми травмами. Вроде бы обычный случай. Один водитель не пропустил другого, на стороне которого было полное право первым проехать перекресток. Явное нарушение пункта 111 Правил. Все это так. Но мне хотелось бы обратить внимание на другую сторону дела. Савельев, нужно отд ать ему должное, не искал оправдания, н е ' юлил и не пытался свалить вину на другого. «Да, я виноват, — говорил он на суде. — Я должен был снизить скорость и убедиться в безопасности движения через перекресток. Но, если бы я знал, что справа появится мотоциклист!» «Если бы знал». Иными словами, если бы мог предвидеть. А разве не мог? Разве так уж трудно было предположить, к ак могут развиваться события? Разве не должен был Савельев ожидать на перекрестке, а тем более с ограниченной обзорностью, что на пересекаемой дороге8может оказаться другое транспортное средство? А если справа, то имеющее к тому же преимущество проезда. Конечно, обязан. Савельев же действовал на авось, не задумываясь над своим следующим ходом, не убедившись в отсутствии помех для движения. Хотя правил он, наверняка, н арушать не хотел. Но от этого никому не легче. Теперь обратимся к другому случаю. Дело было в Тирасполе на улице Мира. Д. Чернецкий на своем «Москвиче—407» в 9 часов вечера, когда уже стемнело, ехал в сторону села Суклея. Он был уже на окраине города и скорость держал около 60 км/час, то есть максимально возможную в населенном пункте. Мы подчеркиваем это обстоятельство, ибо сам Чернецкий его, по-видимому, недооценивал, так как написал в редакцию на этот счет следующее: «Судя по местности, скорость моего автомобиля была небольшая: нет интенсивного движения, дорога с хорошим асфальтом, ширина 11 метров, сухо. Никаких неожиданностей быть не могло...» Не правда ли, з накомый тезис. Вспомните Савельева, он, вероятно, тоже полагал, что никаких неожиданностей быть не должно, а потом лишь разводил руками: «Если бы я знал...» Может быть, эти же слова произнес и Д. Чернецкий? Между тем у него-то все происходило на глазах и догадок никаких строить на надо было. Требовалась элементарная внимательность, рассудительность и осторожность. А события развивались так. «Не доезжая до остановки «Заготскот», — пишет Д. Чернецкий, — я увидел шедший навстречу мне автобус. Он останавливался. Улица освещалась, и я ехал на подфарниках. Напротив маршрутной остановки автобуса я увидел трех девушек, которые пересекали газон инаправлялиськ проезжей части. Чтобы остановить пешеходов, я включил ближний свет. Они не могли не увидеть его, ибо до пешеходов оставалось метров двадцать. Но девушка, что шла впереди подруг, т аки не посмотрела в мою сторону. Вероятно, ее внимание сосредоточилось на появившемся справа от нее мотоцикле, который с треском несся в сторону города мне навстречу. Она поспешила перебежать дорогу...» Вот тут только Д. Чернецкий начал тормозить1 Однако до пешехода оставалось около 10 метров, а скорость автомобиля составляла 50 км/час. Если вспомнить, что на этой скорости автомобиль проходит за секунду около 14 метров, то станет ясно: для остановки возможности уже не было. Водитель резко вывернул руль влево, на полосу встречного движения, но все-таки сбил девушку задним правым крылом — она получила травму. Между тем дело этим не кончилось. Не успев уйти на свою сторону дороги, «Москвич» столкнулся с движущимся навстречу мотоциклом с коляской. В результате аварии мотоциклист и. пассаж ир погибли. Печальный финал, Итак, Д. Чернецкий ясно видел, к акая на дороге сложилась обстановка. А вот правильных выводов для себя не сделал. Потому, на наш взгляд, что не прогнозировал ситуацию, хотя все возможности для этого у него были. Согласно словарю прогноз — «предс казание — н а основании определенных данных — р азвитияи исхода совершающегося явления». Выли такие данные у Д. Чернецкого? Безусловно. В состоянии ли он был предвидеть намерения пешеходов? Как говорится, тут и двух мнений быть не может. Ведь они не просто направлялись к проезжей части, а явно торопились на автобус, подъехавший костановке: улица уже опустела, и водитель на остановке, конечно, долго не задержится. Разве трудно было водителю «Москвича» допустить, что в спешке пешеходы могут что-то упустить из виду? Прийти к такому выводу, когда появилось еще одно действующее лицо — мотоциклист, можно было и не обладая особым даром предвидения. Пешеход мог не суметь, к ак говорят психологи, распределить внимание на все объекты даже в светлое время суток. А вечером было проще простого не заметить «Москвич». Во-первых, тут боковое зрение уже не работает. Во-вторых, на пустынной дороге при искусственном освещении подф арники автомобиля среди других огней легко могут потеряться. Водителям надо понимать это и ездить только с ближним светом (о чем уже не раз писалось!), иначе пешеход издалека наверняка не увидит машину. Как и случилось с Чернецк ий . И неожиданного здесь ничего нет. Неозкиданно это только для водителя, не учитывающего очевидные факты . Пытаясь предотвратить опрометчивый шаг пешехода, Чернецкий включил в 20 метрах от него ближний свет. Но мера эта, к аки следовало ожидать, о казалась бесполезной. Почему «как и следовало ожидать»? Да потому, что ближний свет не настолько силен, чтобы на освещенной дороге броситься в глаза, создать резкие перемены в уровне ее освещенности. Здесь уж надо было включать дальний свет фар , но самое правильное — подать звуковой сигнал, чтобы привлечь внимание пешехода. Во-первых, потому что дальний свет мог ослепить мотоциклиста, а, во-вторых, именно в таких случаях правилами движения звуковые сигналы иразрешены . Я позволю себе процитировать «Комментарий к Правилам дорожного движения». «Подача звукового сигнала, например, оправдана... для предупреждения пешехода, неосмотрительно вышедшего на проезжую часть, в том случае, когда водителю трудно остановить транспортное средство или объехать пешехода». В описываемой обстановке все происходило именно так: и тормоза уже не спасали, и возможности для маневра не было, т аккак навстречу приближался мотоцикл с коляской. Но звуковой сигнал «Москвича», увы, молчал. И зря . Что бы надо было делать Чернецкому? Учитывая все эти обстоятельства — пешеход торопится, в сторону приближающейся машины не смотрит, о бъехать его по полосе встречного движения возможности нет, — он вполне мог предполож ить , к ак обернется дело. А предвидя это, надо было брать управление событиями на себя. Это значит — тормозить, пока не убедишься, что твои пути с пешеходом разошлись . А не восклицать патетически, к ак это делает в своем письме Д. Чернецкий: «Этого безумия от нее яникак не ожидал!.. Я думал, что она остановится!» Конечно, и пешеходы вели себя в рассматриваемом случае не по правилам. Но, повторяю, развитие ситуации водитель был в состоянии предвидеть и, сделай он для себя выводы секундой раньше, мог предотвратить беду. Темп дорожного движения вырос сейчас настолько, что, действуя вслед за событием, водитель всегда будет неизбежно опаздывать и мало что сумеет сделать, чтобы отвести беду. Надо упреждать события, надо учиться видеть ситуацию, к ак говорят шахматисты, хотя бы на два хода вперед, а не ждать, когда гром грянет. В. ПЕЧЕРСКИЙПо письму приняты мерыР едакция получила письмо С. Терентьева из Рославля: «Я вынужден к вам обратиться потому, что нет другого выхода. В рославльскую районную ГАИ я сдал для обмена удостоверение водителя 1-го класса (выданное ранее Госавтоинспекцией), а взамен мне выдали удостоверение 3-го класса. Это после тридцатилетнего стажа работы меня лишили квал ификации водителя 1-го класса, присвоенной мне в свое время». Р едакция попросила разобраться в этой истории ГАИ УВД смоленского облисполкома. Начальник ГАИ В. Сулименко сообщил нам, что «при обмене водительского удостоверения шофера 1-го класса 28 в новом удостоверении должна ставиться разрешающая отметка на право управления транспортными средствами категорий В, С. D и Е. Работники МРЭО ГАИ рославльского РОВД предупреждены о допущенном нарушении. С. А. Терентьеву рекомендовано обратиться в МРЭО ГАЙ для внесения соответствующих поправок в водительском удостоверении». прицепами. Жалоба была направленав областной совет профсоюзов. Ответил редакции секретарь обкома профсоюза рабочих автомобильного транспорта П. Прокопчук. Факты, излож енныев письме, подтвердились. За нарушение правил эксплуатации транспортных средств — выпуск на линию неисправных автомобилей и прицепов, у грожающих безопасности движения, — администрация автопредприятия предупреждена. Предписанием технического инспектора профсоюза запрещено использование четырех прицепов, не имеющих тормозной системы.•В письме водителей автопоездов дубровицкого автохозяйства Ровенской области говорилось о том, что администрация предприятия вынуждает их выезжать на линию с технически неисправными