Победители первой зимней Спарта киады Март Мягар (вверху) и Виктор Черников.Велика все-таки сила привычни. Вот уже много лет мы видим на трассах мотокросса соперничество гонщиков из команд «большой четверки» — Российской Федерации, У краины , Москвы и Ленинграда. Они давно признаны «законодателями мод» в этом виде спорта, они составляют костяк сборных коллективов страны. И если вдруг не их борьба за первые места становится лейтмотивом соревнования, невольно ловишь себя на мысли, что все происходящее не более чем случайность, что вот-вот лидеры пок ажут наконец себя в привычном блеске. В этом смысле финал первой Всесоюзной зимней спартакиады по мотонроссу, посвященной 50-летию ДОСААФ, принес столько неожиданностей, что их хватило бы с лихвой на несколько сезонов. В самом деле, посмотрите на результаты соревнований: не правда ли, больше половины фамилий еще не встречалось в списках призеров всесоюзных стартов? Л ишь пятеро — П. Рулев, В. Гринберге, В. Овчинников, В. М ешалкини В. Корнеев известны любителям мотоспорта по прежним успешным выступлениям. ТаК что же произошло на снежной трассе кросса, проложенной по территории аэродрома клуба имени В. П. Чкалова в Москве? Еще до того момента, когда около пятидесяти участников на мотоциклах класса 250 емз выехали к старту, мало кто сомневался, что борьба за первенство развернется между неоднократными чемпионами страны ленинградцами Г. Моисеевым, П. Рулевым, киевлянами В. Овчинниковым, В. Кавиновым и москвичами А. Овчинниковым и В. Арбековым. Но началась гонка — и сразу пришлось листать списки участников, чтобы узнать фамилии смельчаков, ушедших вперед от основной массы спортсменов. Мягар, Руденко, Ячкуринский... Все же через четыре круга Кавинов стал лидером заезда. А спустя еще три он вынужден был обратиться за помощью н механику — спустила шина. Мягар вновь впереди. Ехал он спокойно, вроде бы даже не быстро. Однако, к ан ни странно, разрыв между ним и пытавшимисяПОСВЯЩЕНИЕ В ЧЕМПИОНЫдостать лидера Гринбергсом, Рулевым, Овчинниковым, Моисеевым упорно не уменьшался. В такой драматической борьбе и состоялось посвящение в чемпионы. Победителю зимней Спартакиады Марту Мягару 22 года, он работает слесарем в отделении «Сельхозтехника» в эстонском городе Кохтла-Ярве и выступает за сельское спортивное общество «йыуд», до приезда в Москву выиграл республиканское первенство. Аналогично развивались события в классе 500 смз. Здесь тоже большая груп па опытных спортсменов, возглавляемых прошлогодним чемпионом страны ленинградцем В. Худяковым, пыталась доказать свое право на победу. Но все напрасно, потому что гонка вылилась фактически в дуэль между львовянином В. Черниковым и представителем Казахстана А. Степановым. После финиша опять пришлось знакомиться: ведь ни тот, ни другой в этой кубатуре машин не добивался побед на всесоюзной арене. Виктора Черникова, чемпиона Спартакиады, новичком в мотоспорте не назовешь — ему 27 лет, на его счету уже четыре победы в республиканских первенствах, а однажды (было это в 1971 году) он стал третьим призером чемпионата страны в классе 350 смз. Сейчас защищает цвета Львовского СКА. На два года моложе своего соперника Анатолий Степанов. Сначала пробовал силы вкартинге , затем пересел на мотоцикл. Сейчас он тренер спортивно-технического клуба первичной организации ДОСААФ треста «Казметаллспецстрой» в городе Темиртау. Насколько помнится, еще ни разу представитель Казахстана не входил в призовую тройку на всесоюзных соревнованиях в классе «500». Что ж , к ак говорится, лиха беда начало. Наверное, этот финал еще долго будут вспоминать специалисты мотоспорта, все. кто наблюдал интереснейшую борьбу на трассе аэродрома. Причина все та же — у ж очень непривычным оказался сюжет соревновании, хотя здесь есть свои объяснения. Зимний кросс, конечно, отличается от летнего, в нем иная техника езды, свои секреты подготовни машины. Хотя, впрочем, ни Моисееву, н и Кавинову, ни другим членам сборной команды нельзя сделать скидку на недостаток опыта выступлений на снежных трассах. На результаты повлиял, безусловно, и регламент финальных соревнований — для каждой кубатуры мотоциклов давался лишь один заезд протяженностью в шестьдесят минут плюс два нруга. Т аким образом, любая случайность оказывалась непоправимой. Все это верно ив какой-то мере объясняет обилие сюрпризов. Но главное, думается, не в этом. Обратите внимание: М. М ягар , А. Степанов и многие другие, у спешно выступившие в финале, — представители низовых коллективов. И сам по себе напрашивается вывод — отличились те, кто не терял времени зря с самого начала Спартакиады, когда проходили старты в первичных организациях, районах и городах. А это уже закономерность. Это означает, что первейшая цель Спартакиады — привлечение к военно-техничесному спорту широких масс молодежи, поиск новых талантов — выполнена. И можно быть уверенным, что примеру неизвестных еще вчера кроссменов, а сегодня лауреатов всесоюзного финала последуют другие — будущие чемпионы мотоциклетных трасс. Б. ЛОГИНОВРезультаты соревнованийЛичный зачет . Класс 250 смЗ: 1. м . Мягар (Эстонская ССР); 2. В. Гринберге (Латвийская ССР); 3. П. Р улев (Ленинград); 4. В. Овчинников; 5. В. Р уденко (оба — У краинская ССР); 6. В. Ячкуринский (Казахская ССР). Класс 500 смЗ; 1. В. Ч ерников (Украинская ССР); 2. А. Степанов (Казахская СССР); 3. В. Мешалкин (Москва); 4. В. Корнеев: 5. А. Юровских (оба — РСФСР); 6. Я. Рохула (Эстонская ССР). Командный зачет: 1. У краинская ССР; 2. Ленинград: 3. Эстонская ССР; 4. Латвийская ССР; 5. К азахская ССР; 6. РСФСР.18