С ТОЧНОСТЬЮ ДО 5 МЕТРОВВ соревнованиях по мотоориентированию очень часто приходится измерять расстояниес точностью до десятков метров. Чтобы можно было поручить это обычному спидометру мотоцикла, отсчит ывающему сотни метров, п редлагаю пеgeflenaTb его, к акпоказанонарисунке . а вертикальный валик 1в приводе счетчикакилометров посредством удлин ителя2диаметром 1,5 мм закрепляемстрелку 4. Для нее вциферблате5 над местом, где выходит валик 1, с верлимотверстиедиаметром4 мм. На цифер блат наклеиваем диск 3 (шкалу) с ценой деления 10 м. По ней нетрудно определ итьипуть длиной 5 м. А. НАДЕЛЯЕВ 198255, г. Л енинград , у л . 3-го Интерна Па А ционала, 51, к в . 57 Ф1.5 Что такое тахометринасколько он полезен, м ожно , н аверное , не объяснять . Но если выустановили на свой ВАЗ—2103 тиристорнуюсистемуэлектронного заж игания , с четчик оборотов двигателя перестаетработать . Что же делать? Ответ очень прост. Подключите тахометр, к акпоказанона схеме. «Плюс» — к замкузажигания , «массу» — к кузову автомобиля, а клемму «П» — к одному из двух выводов первичной обмотки катушки зажигания , К которому? Это легко определить экспериментально. И тахометр снова будет работать . Е. РЕЗВЯКОВ 105275, г. М осква , 5-я ул . С околинойгоры , 19, к орп . 2, к в . 53^ | \-т.—КАКТАХОМЕТРч-g-f^n*"fii1ШШ\/4UMБЕЗ РАЗБОРТОВКИТе из вас, кто сам извлекализколеса своего автомобиля проколотую камеру для ремонта, знает, н асколькотрудоемкаразбортовка — о перациявыведения борта покрышкиза обод, а потом забортовка. Многие при этом испортилидиски колес, особенно частоу «жигулей», ч ьиискив силу конструкции не терпят груого обращения . А нельзя ли призаменекамеры вообщ е обойтись без разбортовки? Оказывается, можно. Порядок работытакой . Сначала «оторвите» к раяпокрышки от обода с обеих сторон колеса (это удобнее всего сделать домкратом). З атем потопчитесь на колесе, чтобы осадить покрышку Очевидно, т акой способ извлечения кам ерыизпокрышкинапрашивается сам собой, т аккакянезависимо от В. Никит инапришелк нему ис успехом применяю на своем «Москвиче —408» у же лет десять . Действительно, о ттягивая монтажной лопаткой край покрышки, можно легко вынутькамеруиустановить после ремонта обратно. Хочу добавить несколько подробностей. Начинайте и извлечение и установку камеры всегда сниппеля , чтобы не пов редить его. Пока камера вулканизируется, т щательнопроверьте , не остался ли впокрышке гвоздь, к усокпроволоки или к середине диска. Введите монтажнуюлопатку за крайпокрышки около ниппеля илегкимидвижениями , у пираясьв обод, сдвиньте шину, отводя ее от диска, так чтобы с противоположной стороны она вошлав его углубление. О ткрывшаясящель вполне достаточна для того, чтобы извлечьизшинычастькамеры . Передвигая «монтажной» пок рышку , вы без труда вытащите всю камеру. А после вулканизацииприсыпьтекамеру тальком и тем же способом заложите в покрышку. В. Н ИКИТИН 305004, г. К урск , у л . Павлова, 6, к в . 57 другой проколовший шину предмет (при этом действуйте осторожно, чтобы этот гвоздь или стекляшка не воткнулись вам в руку). Не поленитесь перед сборкой тщательноудалитьизпокрышки случайно попавшиевнутрь нее песчинкии мелкие камешки . Камеру обязательно хорош енькоприпудрите тальком, чтобы она легко скользилавпокрышке при монтаже. И не спешите во время этой работы, д елайте все аккуратно . А.АКУЛОВ Свердловская область, г. А ртемовский , у л . П ригородная , 27-2§допол НЕНИЕТак подключаетсятахометр при установке тиристорногозажигания : 1 — провод к замку зажигания; 2 — тахометр ВАЗ—2103; 3 — п роводна одну из клемм катушки; 4 — катушка зажигания; 5 — провод на «массу».ВОДА НЕ ПОПАДАЕТ В САЛОНЕсли моешь «Запорожец» ЗАЗ—968 или 966 струей изшланга , д ажес небольшим напором, в салоне потом оказывается вода. Как она туда попадает? Не черезуплотнение стекол идверных проемов, а напрямикчерезотверстие воздухозаб орника отопите ля. Тем из вас, кто часто моет свою машинуи не хочет после этого вытиратьлужи на полу,! советую проделать очень небольшую, но эффек тивную операцию . Возьмите пластмассовую коробочку от зубного порошка «Жемчуг» или другую круглую того жеразмера , аккуратно удалите донышкоивставьте образовавш ееся кольцо внутрьгорловины воздухоз аборника , т ак чтобы краявыступалина 10 —12 мм над уплотнителем. З атем над еньтесверхукрышку от коробки . Т еперьможно смело поливать автомобиль из шланга — вода в салон не попадет. Не забывайте только снимать крышку перед запуском отопителя. А. Ш УЛЬГИН 700147, г. Т ашкент , у л . 2-я Танитана , 30ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СНОВА ЧЕТКОЕСо временему моего «Москвича—408» п ереключение передач напольным рычагом стало нечетким, требующим дополнит ельных усилий. Причиной был износ капроновых втулок в соединениях механ измапереключенияивызванный им большой люфтвдеталях этих соединений. Если на вашем « ч етыреста восьмом» или «двенадцатом» (с рычагом на полу) п роявится подобный дефект, знайте, что добиться четкой работы узла можно и не заменяя втулки. Аккуратно установите можду капроновыми втулками и их посадочными местами в корпусе бандажи из бронзовой или латунной фольги (см. рисунок) толщиной 0,05—0,08 мм — в зависимости от износа втулки. И переключение передачснова станет четким. Ю. ПАРАЩЕНКО 103009, г. Москва, ул. Горького, 9, к в . 104Так устанавливают бандаж: 1 — б андаж из фольги ; 2 — корпус детали; 3 — к апроновая втулка.37