Воспитанники ДОСААФ на службе в армииДни и ночи отдельного 1350-гоВ успешной борьбе за большой хлеб Родины в 1976 году огромную помощь труженикам села оказали воины транспортных подразделений Советской Армии и Военно-Морского Флота. Особенно отличился на уборке урожая-76 личный состав 1943, 1087, 1237 и 1350-го отдельных автомобильных батальонов. Водители этих частей значительно перевыполнили задания по перевозке зерна и тем самым внесли достойный вклад в общенародное дело дальнейшего подъема сельского хозяйства — решение задачи, поставленной XXV съездом КПСС. Радостным, волнующим праздником для воинов названных батальонов, для всех военных автомобилистов стал день, когда их с большой победой поздравил Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Леонид Ильич Брежнев. Высоко оценив трудовой подвиг воинов, Леонид Ильич отметил, что достижения военных автомобилистов на вывозке сельскохозяйственных продуктов «стали возможными благодаря внедрению прогрессивных методов труда, четкой координации работы автомобильных подразделений и сельскохозяйственных предприятий, хорошему техническому состоянию автомобилей, а главное — высокой политической зрелости, организованности, дисциплине и образцовому выполнению личным составом своего воинского и гражданского долга перед Отчизной...». «В совместной битве за хлеб в сложных погодных условиях этого года, — указывалось в приветствии, — еще раз убедительно проявилось нерушимое единство нашей армии и народа». Публикуемая на этих страницах корреспонденция рассказывает о жаркой, напряженной прошлогодней страде водителей 1350-го отдельного автомобильного батальона. Это был долгий рейс — от лета красного до хмурого предзимья. В четыре часа морозного бесснежного утра в гарнизон втягивалась колонна автомобилей с включенными фарами. Из-за гололеда шли они медленно, и потому движение было исполнено торжественности. За ветровыми стеклами кабин смутно угадывались лица водителей. Но стоявший рядом на обочине дороги майор Анатолий Васильевич Гаврилов уверенно называл мне имена шоферов, давая им краткие характеристики: — Это едет рядовой Виктор Некрасов. Родом с Кубани, потомственный хлебороб. В страду в его честь не раз поднимался флаг трудовой славы... Идет машина рядового Владимира Пустовалова — он перевез больше четырех тысяч тонн!.. За рулем этого самосвала — рядовой Александр Иванов. На его счету свыше десяти тысяч тонн зерна... Одна за другой машины скрывались в городке. 1350-й отдельный автомобильный вернулся домой! Вернулся с замечательной победой: вместо плановых 500 000 военные водители за три месяца перевезли 657 000 тонн сельскохозяйственных грузов, в том числе 540 000 тонн зерна. Словно само степное солнце покоилось на искусно расшитом рушнике, где лежал огромный каравай. Все в гарнизоне спешили взглянуть на него, как на восьмое чудо света. Преподнесенный батальону саратовскими хлебопеками, каравай и теперь еще выглядел только что выхваченным из печи. От его корочки исходило золотое сияние. 4 Я спросил заместителя командира подразделения по политчасти майора Гаврилова: — Интересно, чья машина везла зерно, из которого намололи муку для дарственного хлеба? Офицер озадаченно развел руками: — Трудный вопрос. Впрочем, знаете что? Есть в одной песенке такие слова: «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай!» Вот и выбирайте любого из наших водителей — ошибки не будет. Первым я выбрал солдата с хлеборобской фамилией — рядового Зернова. Василия Зернова с васильковыми глазами и пшеничным чубом, выбившимся изпод шапки. Он был застенчив ис виду далеко не богатырь, Но вот факты: ни дня не простоял в жатву его автомобиль, солдат перевез на нем больше 2000 тонн зерна и другой продукции. От росы до росы работали комбайны на полях совхоза «Октябрьский» Саратовской области — и от росы до росы сновал между полем и током, током и элеватором ГАЗ—53, бережно и уверенно ведомый рядовым Зерновым. Василий не понаслышке знает цену хлебу. Д о армейской службы он был трактористом на Смоленщине. Его отец — тоже тракторист — не успел довести до конца свою последнюю страду: погиб, спасая хлеб и трактор от огня... Прошлой весной, перед призывом Василий Зернов в дорогобужской автошколе ДОСААФ выучился на шофера. Он сумел убедить командира взять его на хлебоуборку, хотя поначалу, как молодого, «обошли вниманием».— Саратовские поля с нашими, смоленскими не сравнишь: там такой простор, конца-края нет, — говорил Зернов. — И под таким солнцем, и под таким горячим ветром никогда раньше я не работал. Вода то и дело закипала в радиаторе. Но посмотришь на тучное поле — и сразу усталость отпускала, хорошо делалось на душе. Взволнованный воспоминаниями, Зернов потянулся за сигаретами. Заодно с пачкой «Примы» он вынул цепочку с золотым ключиком. Я попросил посмотреть. Это был обыкновенный ключ зажигания. И тут Зернов, застенчиво улыбнувшись, вновь заговорил: — Знаете, моим преподавателем в автошколе был Григорий Васильевич Космачев — удивительный человек! Он учил нас не только теории и практике шоферского дела — учил видеть в этом деле поэзию. Однажды, держа на большой своей ладони ключ зажигания от учебного ЗИЛ—164, Григорий Васильевич высказался в том смысле, что шофер непременно должен уметь «зажигать» себя на отличную работу. А не будет, мол, такого «зажигания души» — и настоящего водителя не получится, как бы досконально ни владел он технической стороной своей профессии. Услышав эти слова, я понял, что держу в руке совершенно необыкновенный, сказочный какой-то ключ зажигания! Подумалось: тогда, во время жатвы, с рассветом трогая машину с места, комсомолец Зернов каждый раз энергично и радостно, с думой о большом хлебе Родины, включался в работу желанную и благородную. И потому преуспевал в ней. И у каждого военного водителя был свой Ключ Зажигания. А может быть муку для чудо-каравая намололи из зерна, вывезенного с поля рядовым Бекбергеном Клановым? Работая на саратовской земле, он чутко ловил вести из Казахстана, где шла битва за миллиард пудов зерна. Радуясь новостям, и сам трудился на совесть. Казалось, Бекберген двужильный, а его ЗИЛ—157 заворожен от поломок. Когда жатва только начиналась, взялся Кланов за письмо отцу — бывшему минометчику, защитнику Ленинграда, написал полстранички и отложил: пришлось срочно ехать в рейс. И получилось, что вернулся к письму лишь тогда, когда «на нивах шум работ умолк». Такое было напряжение. Бекберген, которого товарищи на русский лад зовут Борисом, быстро вошел в ряды «тысячников». Коллектив нукусской автошколы ДОСААФв Узбекистане, где учился казах Кланов, может с полным правом гордиться своим воспитанником. «Не тот хлеб, что в полях, а тот, что в закромах», — гласит народная мудрость. Военные водители постигли ее как главную истину того жаркого времени. Ради сохранения взращенного земледельцами урожая водители и автослесари, медики и повара — весь батальон — готовы были идти ив воду ив огонь. Готовы были — и шли! Глухой полночью в палатку командира роты капитана О. Качигурова вбежал директор совхоза В. Олейников: — Беда, командир! Последняя метеосводка грозит дождем. А на току много зерна осталось. Не вывезти — поплывет оно. Выручайте, родненькие! Через несколько минут все бывшие на ходу грузовики двинулись к току. По кабинам тревожно барабанили редкие еще капли находившего ливня. У сержанта Николая Ушакова, как иу всех водителей роты, эта ночь долго не изгладится из памяти: ночь без сна, ночь дальних рейсов на элеватор, ночь спасения хлеба. Все, чему научил Ушакова в переславль-залесской автошколе ДОСААФ его наставник Валентин Николаевич Старостин, все, что приобрел воин во время службы, прошло суровую проверку в ту немыслимую грозовую ночь. Трудное было испытание — тем больше чести сержанту Н. Ушакову, рядовым В. Пичуричко, В. Литваку, В. Сафонову и другим шоферам, выстоявшим в этом испытании! Несколько дней спустя в совхозе «Родина» воины роты, которой командовал капитан В. Матвеев, спасли хлебный массив от огня. Дело было так. Загорелась солома на краю поля. Подгоняемое ветром, пламя грозно помчалось по жнивью — к неубранной пшенице. Но прежде, чем огонь достиг ее, там появились пятнадцать воинов во главе с младшим лейтенантом А. Кузьминым. Развернувшись в цепь, они повели атаку на пламя: сбивали его ветками, забрасывали землей, затаптывали сапогами. Ни один пшеничный колос не обуглился! Как же было саратовцам не полюбить своих помощников в военной форме! Как было не окружить их вниманием ипочетом! Первый секретарь райкома партии И. Кулик каждое утро справлялся: «Нет ли в чем нужды у военных?» Местные старожилы, ветераны армии К. Щуров, П. Приходько, М . Емельянов рассказывали военным водителям о том, как устанавливалась Советская власть в Поволжье, как преобразилось оно после Великого Октября, вспоминали свои былые походы. Веселые стряпухи на полевых станах в первую очередь потчевали армейских шоферов. Когда же по случаю автомобилисты заходили в клуб — молодые сельчане так просто их не отпускали. По душе пришелся хлеборобам удалой сероглазый кубанец Владимир Кулаев — «тысячник», да к тому же прекрасный баянист. Частенько солдат пел в кругу старых и новых друзей. Или вот дуэт — прапорщик Н. Токарев и сержант Н. Секуненко: они даже выступали в концертах агитбригады районного До ма культуры. Когда воины пели «День Победы», весь зал подхватывал припев. И вдохновенными чтецами, и лихими плясунами славился в сельской округе батальон. А в один из ненастных вечеров, уже после хлебоуборки, неожиданно для всех явил свой исполнительский талант капитан О. Качигуров: во время встречи с местной молодежью офицер сел за пианино и подарил слушателям «Лунную сонату». Такие они были — дни и ночи воинов 1350-го отдельного автомобильного батальона. Выше говорилось, как проходили они в страду «сквозь огонь и воду».Но и «сквозь медные трубы» им выпало пройти тоже! Это было на следующий день после возвращения в родной гарнизон. Состоялся торжественный митинг. С трибуны произносились душевные, благодарственные слова по адресу военных водителей. И звонко пели в их честь оркестровые трубы! На митинге герои страды дали слово год 60-летия Великого Октября отметить новыми достижениями в боевой и политической подготовке и, если придется вновь быть на хлебоуборке, отдать все силы. В конце 1976 года командир батальона подполковник Николай Иванович Кизимов получил поздравление из Саратовской области. Директор совхоза «Октябрьский» В. Олейников и секретарь парткома М. Филиппов от имени односельчан пожелали военным водителям большого счастья. Свое письмо комбату саратовцы закончили так: «На будущий год снова ждем Вас с Вашими добрыми молодцами. Ждем!» Читая эти теплые слова, размышляя над делами воинов за рулем на хлебном фронте, я думал ио тех людях, кто приобщил «добрых молодцев» к технике, дал им первые автомобильные и военные знания, заронил в юные сердца уважение к труду, любовь к родной армии, — об активистах оборонного Общества, преподавателях, наставниках автошкол. Они могут гордиться своими питомцами, всегда готовыми к трудовым и ратным подвигам. А. КОРОЛЕВВ то время, как 1350-й отдельный автомобильный батальон, о котором рассказывается в публикуемой корреспонденции, трудился на землях Саратовщины, воины 1087-го отдельного автомобильного вывозили сельскохозяйственные грузы с полей Кубани. Здесь в битве за урожай отличился в числе многих других воинов комсомолец рядовой В. Поливко. Он перевез на своем автомобиле более 7000 тонн зерна, сахарной свеклы и других даров земли. По дорогам Кубани идут военные грузовики с урожаем свеклы. Командир батальона полковник К. Игнатенко (слева) вручает переходящее Красное знамя командиру передового подразделения офицеру Е. Кошлову. Фото К. КуличенкоHHSГ&ЙЙ