Передний конец ее крепится через трубу в буксирных проушинах, а заднийк балке (поперечине) передней подвески. Подумайте обязательно о своем рабочем месте. Необходимо установить два наружных зеркала, а также внутреннее с обзором через заднее стекло, подогнать по росту и фигуре сиденье. Важно, чтобы положение водителя было удобным, спина всегда прижата к спинке сиденья, вытянутая рука легко доставала верхнюю часть рулевого колеса. Показатель правильной посадки — способность свободно, не опираясь на руль, поднять обе ноги с пола. Проверьте, сможете ли вы без затруднений одновременно нажимать правой ногой на педаль тормоза пяткой, а на педаль «газа» — носком. Следующая забота — рулевое колесо: оно не должно скользить в ладонях. Либо достаньте специальные автомобильные перчатки, либо обшейте обод тонкой натуральной кожей. Хлорвиниловые провода, ворсистые ткани и тем более мех не годятся для этой цели. Неплохо оснастить спинки сидений подголовниками. При подготовке салона продумайте, где и как закрепить термос с кофе или чаем, небольшой запас еды. Не забудьте взять с собой конфеты, яблоки, сушки — они снимают в пути сонливость. Здесь же, в салоне, положите в удобном для вас месте рукавицы, которые пригодятся при заправке автомобиля топливом, тряпки, ветошь. Хорошо иметь 2—3 литра воды, запасной ремень вентилятора, несколько лампочек. Совершенно необходимы огнетушитель емкостью не менее 2 литров и, само собой разумеется, аптечка. Освободите багажник от ненужных вещей. Здесь должны быть запасное колесо, исправный домкрат, аккуратно уложенный и легко раскладываемый комплект шоферского инструмента, канистра с бензином, 0,2—0,3 литра тормозной жидкости, небольшой запас болтов с шайбами и гайками, воронка, трос. Кстати, советую вам вместе со штурманом потренироваться в смене колеса. Перейдем теперь к самому сложному — подготовке двигателя. Каждый водитель знает, что нет двух совершенно одинаковых автомобилей. Причина проста: удачное или не совсемудачное сочетание деталей. Можно сделать любой двигатель хорошим, но работа это чрезвычайно трудоемкая, кропотливая и доступная далеко не всем водителям. Если вы довольны своим автомобилем, то следует, исходя из длительности пробега, сделать все, что рекомендует инструкция по эксплуатации. Еще лучше обратиться на станцию технического обслуживания. В «домашних» условиях придется ограничиться подготовкой головки блока и регулировочными работами. Сняв ее, тщательно осмотрите, разберите и обратите особое внимание на чистоту и совпадение каналов головки с каналами впускного и выпускного патрубков. Если есть несовпадения или неровности, надо все подогнать и очистить поверхности. Помните, что размеры каналов не должны выходить за границы допуска заводской детали. Важное значение имеют высота и равномерность открытия клапанов, а также соответствие кулачков распределительного вала нужным фазам газораспределения. Если обнаружены отклонения, то самое верное — заменить вал. Подбор его — самое трудное, но самое результативное дело. При подготовке головки полезно тщательно притереть клапаны, обращая особое внимание на равномерность фаски. Она должна быть шириной не более 1 мм. Некоторые спортсмены меняют угол фаски, что несколько расширяет входное отверстие под клапаном; эта работа' требует достаточно высокой квалификации и опыта. Большое влияние на заполнение цилиндров, а значит и на мощность двигателя оказывает выпускной тракт. Надо позаботиться о том, чтобы газы, выходящие из двигателя, не встречали излишнего сопротивления. Но это ни в коей мере не значит, что «выпотрошенный» глушитель обязательно прибавит мощность. Начинающие спортсмены очень часто форсировку двигателя сводят к установке пустого глушителя. Возросший при этом шум выхлопа вселяет в них некоторую уверенность, придает автомобилю спортивный, «боевой» характер, привлекает внимание прохожих. Но рев пустого глушителя либо совсем не увеличивает мощность двигателя, либо увеличивает совсем незначительно, а вред автомобильному спорту приносит немалый,так как вызывает протесты и нарекания жителей и работников ГАИ. Подбор выпускного тракта — серьезная и трудоемкая работа, и если нет возможности провести ее тщательно, то лучше оставить стандартный глушитель. Необходимо проверить и отрегулировать все навесные устройства двигателя: генератор, стартер, распределитель и другие. При регулировке распределителя обратите внимание на состояние контактов прерывателя, исправность работы центробежного регулятора опережения, исправность конденсатора. Электрооборудование очень полезно проверить на стенде. Большое значение для работы двигателя на высоких оборотах имеют свечи зажигания. Обычно для ралли их подбирают с несколько более высоким калильным числом, так как двигатель практически работает хорошо прогретым и очень часто на максимальных режимах. Но во всяком случае на каждое соревнование следует ставить новые свечи. Сборка двигателя требует очень большой тщательности и чистоты. Желательно пользоваться при этом динамометрическими ключами и ставить новые прокладки. После всех этих работ, которые, повторяю, необходимо выполнять в точном соответствии с требованиями инструкции, очень полезно провести дорожные испытания. Предвижу трудности: не так просто найти сейчас пустынный участок асфальтированного полотна, где можно было бы без боязни войти в конфликт с инспекторами ГАИ разгонять автомобиль до предельных скоростей. Но такие испытания будущему раллисту очень полезны. Здесь можно проверить тормоза, уточнить установку зажигания и подбор свечей, отрегулировать карбюратор, представить себе динамику разгона автомобиля и определить моменты рационального переключения передач. Независимо от того, удастся или нет провести эти испытания, еще рано считать, что автомобиль готов к старту. Нужно установить на него хотя бы простейшее раллийное оборудование — штурманские приборы, о которых речь пойдет в следующей статье. В. ЩАВЕЛЕВ, заслуженный мастер спортаТАБЛО ЧЕМПИОНАТОВФинал I Всесоюзной зимней спартакиады и командного чемпионата СССР по мотогонкам на льду Москва. Класс 500 смЗ; 1. Читинская область (С. Яровой С. Губич, М. Иванов) — 21 очко; 2. Москва (В. Субботин, В. Сапожников, К. Демахин) — 21; 3. Башкирская АССР (Г. Кадыров, А. Сухов, В. Чапало) — 20; 4. Новосибирская область (С. Тарабанько, В. Дубинин. Р. Сулейманов) — 19; 5. Куйбышевская область (А. Бондаренко, В. Сербии, В. Иванов) — 19; 6. Ленинград (В. Смирнов, А. Долннкин, И. Нагар) — 15 очков. РСФСР была представлена не сборным коллективом, а командами краев, областей и АССР. Финал I Всесоюзной зимней спартакиады и розыгрыш командного Кубка СССР по автораллиРига. Среди союзных республик (спартакиадныи зачет по шести экипажам ) :1. Эстонская ССР (1-я команда); 2. Латвийская ССР (2-я команда); 3. РСФСР (3-я команда); 4. Москва; 5. Литовская ССР; 6. Белорусская ССР. Среди клубных команд (кубковый зачет по трем энипажам): 1. РСТК Латвийской ССР; 2. СТК «Сыпрус» (1-я команда); 3. СТК каунасского политехнического института; 4. СТК «Ижмаш» (2-я команда); 5. СТК «Сыпрус» (2-я команда); 6. СТК «Ижмаш» (1-я команда). Финал I Всесоюзной зимней спартакиады и личного чемпионата СССР по автомобильным трековым (ипподромным] гонкам Москва. Машины группы 2: 1. А. Замыслов (Москва, ВАЗ — 21011); 2. А. Козырчиков (РСФСР, Тольятти, ВАЗ —2103); 3. Е. Безногов (Москва. «Москвич —412»); 4. Е. Елизаров (РСФСР, Тольятти, ВАЗ—21011); 5. В. Гольцов (РСФСР, Ижевск, ИЖ—2125); 6. И. Харитопуло (Литовская ССР. ВАЗ—21011).Финал I Всесоюзной зимней спартакиады и личного чемпионата СССР в гонках на картах по ледяной дорожке Калинин. Класс 175 смЗ: 1. В. Гудков (Москва); 2. В. Потапов (РСФСР, Серпухов): 3. О. Трегубов (Москва); 4. О. Кривошапов (РСФСР, Новосибирск); 5. А. Иванов (Ленинград); 6. Л. Кирюхин (РСФСР, Серпухов). Личный чемпионат СССР по мотогонкам на льду 1. В. Тетерин (Каменск-Уральский): 2. М. Кравченко (ГСВГ); 3. А. Фатеев (Каменск-Уральский). Юрга (Кемеровская область). Класс 175 смЗ; 1. В. Свинко; 2. В. Мартыненко (оба — Красноярск); 3. Е. Неволин (Златоуст). Ижевск. Класс 350 смЗ; 1. С. Чирцев; 2. В. Токаев; 3. В. Редькин (все — Ижевск). 35Каменск-Уральский. Класс 125 смЗ: