это еще раз подчеркнул VIII съезд ДОСААФ — развертывание спортивной работы в первичных организациях Общества, укрепление их материальнотехнической базы. Автомобильные и мотоциклетные соревнования, думается, прежде всего нужно культивировать там, где имеются уже условия, — на автомобильных и мотоциклетных заводах, автотранспортных предприятиях, в профессионально-технических училищах. В ближайшее время, например, намечено создать широкую сеть кружков, секций, клубов по модельным видам спорта именно в ПТУ, школах, Дворцах пионеров, на станциях юных техников. Нельзя забывать ио таком резерве массового спорта, как владельцы личных автомобилей и мотоциклов, тем более что среди них велика тяга к спорту. Большая роль в развитии массового спорта принадлежит СТК, которых у нас многие сотни. Но, к сожалению, в немалой части их спортивная работа едва теплится, а главное внимание уделяется хозрасчетной деятельности. Не повернулась к спорту и значительная часть автошкол, а ведь они располагают большим штатом спортивных работников. Где как не здесь развивать массовые виды соревнований, сделать спорт верным помощником курсантов в быстрейшем освоении ими современной техники. Жизнь подсказывает, что уровень развития спорта должен быть главным критерием оценки работы СТК, а "некоторые из них целесообразно даже освободить от хозрасчетной деятельноности. Назрела необходимость создать в союзных республиках, крупных городах такие СТК, которые стали бы опорными пунктами в развитии отдельных видов соревнований с учетом географического положения, сложившейся материально-технической базы, традиций. Эти клубы могли бы быть филиалами ЦАМКа ДОСААФ СССР в подготовке высококвалифицированных спортсменов, резерва для сборных команд и разработке современной методики тренировочного процесса. Наконец, нам нужна стройная система всей спортивной работы: перспективный, рассчитанный на несколько лет план всесоюзных и международных соревнований, тесная связь главных тренеров с наставниками на местах, с тем чтобы улучшить селекционную работу. Важно также повысить активность федераций. Без стройной системы, без помощи общественности невозможно решить такие важные проблемы дальнейшего развития спорта, как подготовка тренеров, инструкторов, судей, совершенствование спортивной техники, расширение сети детско-юношеских спортивных школ. Технический спорт уверенно набирает силу. Его популярность продемонстрировала недавно закончившаяся I Всесоюзная зимняя спартакиада, ставшая настоящим смотром достижений спортсменов ДОСААФв год полувекового юбилея оборонного Общества. Впереди — VII летняя Спартакиада народов СССР (1978—1979 гг.), в программу которой включены технические виды спорта. Задача организаций ДОСААФв том, чтобы, опираясь на накопленный опыт и умело используя растущие материальнотехнические возможности, поднять военно-технический спорт на новую ступень развития. 2оре властвует над городом. Оно окружает Таганрог с трех сторон. А с четвертой прочная пуповина перешейка связывает город с «большой землей». И как символ этой, уже сугубо сухопутной стороны его жизни широкой лентой тянется на Ростов шоссе. Сюда направляюсь яс вокзала. На Ростовском шоссе — объект моего командировочного заданияавтошкола ДОСААФ . Добрая молва о таганрогской образцовой давно перешагнула пределы донского края. За опытом сюда то и дело приезжают со всех концов страны. И поучиться здесь есть чему. В 1974—1975 учебном году коллектив выступил инициатором социалистического соревнования в честь 30-летия Победы над фашистской Германией, выполнил высокие обязательства, и школа награждена «Почетным знаком ДОСААФ СССР». На ее базе не раз проводились самые представительные всесоюзные и всероссийские сборы, соревнования.мтель ростовского обкома ДОСААФ , наблюдавший за беседами Бувалко с коллегами, сказал мне: — Рад случаю повидаться! Что-нибудь интересное узнает — непременно будет внедрять. ...У Юрия Ивановича обычный трудовой день. Только что закончился развод. Установилась тишина в учебном здании. Наполнился шумом гараж. Ожил автодром. Все по расписанию. Обычный день. Но, наверное, это лишь так кажется, что обычный. Без малого двадцать четыре года отдал Бувалко беспокойной своей работе. Каждый из 365 дней в году не похож один на другой. А эти дни после съезда ДОСААФ , дни подготовки к 60-й годовщине Октября совсем особые. Идет творческий поиск. И начальнику едва хватает суток. И все же на мои вопросы он отвечает неторопливо, сдержанно, в своей обычной манере чуть растягивая слова: — М ой отец был паровозным маши-Двла и люди оборонного ОбществаПУТЬнистом. Запахи масла, дыма присутствовали в нашем доме постоянно. Разговоры о топках, цилиндрах, угле тоже были привычными. И это, считаю, предопределило мое отношение к технике. Сделать выбор, однако, не успел. Началась война. Юрий Иванович замолчал, задумался — то ли захваченный воспоминаниями, то ли отыскивая точные фразы. В неполные восемнадцать Юра Бувалко курсант сначала горнолыжной школы в ущелье неподалеку от Эльбруса, а чуть позже — пехотного училища вОрджо никидзе. Но офицером он не стал: все курсанты были брошены на передовую, училище расформировали. Первые бои с врагом принял как автоматчик в составе 76-го истребительного противотанкового батальона 20-й горнострелковой дивизии. Воевал за Кавказ, Кубань. — При освобождении Краснодара, — вспоминает Бувалко, — я впервые увидел сотни автомобилей, брошенных фашистами при отступлении. Машины были исправны — а за руль сесть некому. И вот там я решил для себя: после победы во что бы то ни стало изучить автодело, и буду учить других, чтобы ни мне, ни им не пришлось испытывать этого мучительного чувства беспомощности перед техникой. После Краснодара были еще бои, госпитали, снова бои... Первый опыт за рулем получил на трофейных автомобилях. Уволившись в запас в 1946 году, вернулся в Таганрог, стал шофером, а уже на следующую осень поступил вро стовский дорожный техникум. О том, что было дальше, Юрий Иванович рассказать не успел: пришли гости — И. Кафанов и В. Доронин, члены депутатской комиссии по оборонно-массовой и спортивной работе при местном райисполкоме. Комиссии, которую вот уже пять созывов подряд возглавляет Бувалко. Воспользовавшись случаем, я попросил рассказать о ней.Не первый раз приезжаю сюда. Как и раньше, вижу новое, интересное, к чему в других местах еще только-только подходят. Помнится, года четыре назад стали говорить о пользе тренажеров. А здесь они уже действовали. Шестнадцать кабин, сконструированных местными энтузиастами и умельцами. Сейчас в школе есть и чехословацкие АТ-70. Но те, первые, до сих пор служат исправно. Точно так же было, когда всерьез задумались над применением программирующих устройств. Промышленность еще не делала их — а в школе они уже появились, собственного изготовления. Теперь в четырех классах комплекты «Дон», а проверка знаний курсантов с их помощью — самое обычное дело. И за каждым таким примером — живая заинтересованность, большой творческий труд преподавателей и мастеров, единый настрой сплоченного коллектива. Во всем угадывается умное руководство, дальний прицел... С начальником автошколы Юрием Ивановичем Бувалко мы тоже давно знакомы. При первой встрече четыре года назад он с удовольствием и нескрываемой гордостью показывал недавно отстроенные учебное здание и гаражи, знакомил с преподавателями и инструкторами. И уже тогда понравилась мне его спокойная уверенность, с какой он говорил о будущем школы, и непоказная скромность во всем, что касалось лично его. Год спустя я убедился, что для уверенности была реальная почва — школе присвоили высокое звание образцовой. В Кремле, в дни работы VIII Всесоюзного съезда оборонного Общества, на котором Юрий Иванович присутствовал как член ЦК ДОСААФ , он успел поговорить чуть ли не с каждым из работников автошкол — делегатов и гостей съезда! Петр Иванович Ерофеев, председа-