42
II. ЯТБ-3Ярославский автомобильный (ныне моторный) завод с 1936 по 1941 гг. наряду с грузовиками строил и троллейбусы (за пять с половиной лет — 922 штуки). Эти машины сыграли немалую роль в развитии общественного транспорта крупных городов. Большой интерес представляет двухэтажная модель ЯТБ—3. Среди ее технических особенностей — червячная главная передача двух задних ведущих мостов, межосевой дифференциал, винтовая лестница, ведущая на второй этаж. Благодаря продуманной конструкции токоприемников ЯТБ—3 при его очень высоком кузове можно было эксплуатировать вместе с одноэтажными машинами. Первый двухэтажный троллейбус начал курсировать по улицам Москвы В день выборов (26 июня 1938 г.) в Верховный Совет РСФСР. ЯТБ—3 находились в эксплуатации до начала 50-х годов. Годы постройки 1938—1939; вместимость: 72 места для сидения (32 — на первом и 40 —'• на втором этаже), общее число перевозимых пассажиров — 100; длина — 9470 мм; ширина—2430 мм; высота — 4783 мм (со сложенными токоприемниками); колесная формула 6X4 ; скорость — 40 км/час.К шестидесятилетию ОктябряИЗ КОЛЛЕКЦИИ «ЗА РУЛЕМ»12. ЗИС-102Эта машина представляла собой открытую модификацию модели ЗИС—101А. Первый опытный образец автомобиля ЗИС—102 с кузовом «фаэтон» коллектив экспериментального цеха завода собрал в марте 1939 года к XVIII съезду партии. У ЗИС—102 был открытый кузов со складывающимся верхом и съемными боковинами, имевшими целлулоидные окошки на дверях. Передние и задние двери открывались по ходу машины (у ЗИС—101А задние против хода). Оборудование включало подъемное стекло в перегородке позади переднего сиденья, отопитель, радиоприемник, багажную решетку за крышкой багажника. Годы производства 1939—1941: число мест — 7; двигатель: число цилиндров — 8, рабочий объем — 5762 см 3 , мощность — 116 л. с. при 3200 об/мин; число передач — 3; длина — 5650 мм; ширина — 1890 мм; высота — 1870 мм; база — 3605 мм; размер шин — 7,5017; масса в снаряженном состоянии — 2550 кг; скорость — 120 км/час.****"*