КЛУБfcbu-yg-HuiPCTКарбюраторы «жигулей»ш"Шшчьаа Стоит ли много говорить о том, в какой степени эксплуатационные показатели машины зависят от карбюратора. Это и экономичность, и динамика разгона, и содержание вредных веществ в отработавших газах, и легкость пуска двигателя. Конечно, владельцу машины полезно знать принципы работы иустройство этого сложного и ответственного узла. И мало быть знакомым «вообще» — надо знать свой карбюратор. Сегодня только на автомобилях волжского завода можно встретить шесть модификаций карбюраторов, различающихся конструктивно и по регулировкам. О них и пойдет речь.Вы узнаете, чем они разнятся, к ак поддерживать оптимальное соотношение частей, что и как делать самому, а что лучше доверить специалистам. На эти вопросы отвечают начальник отдела двигателей Ю. М. ПАШИН и инженер того же отдела Ю. П. ЛАЗАРЕВ.У шести модификаций «жигулевских» карбюраторов две базовые модели. Карбюратор 2101-1107010 предназначен для двигателей рабочим объемом 1,2 и 1,3 л, то есть для автомобилей ВАЗ—2101, ВАЗ—21011, ВАЗ—2102. Он был снят с производства и заменен модификацией 21011107010-02, которую, в свою очередь, заменили на 2101-1107010-03. Но на машинах, находящихся в эксплуатации, можно встретить все три разновидности. Вторая базовая модель — 2103-1107010 — была предназначена для двигателей рабочим объемом 1,45 и 1,6 л, то есть для ВАЗ—2103, В АЗ — 2106 и ВАЗ—2121. И вместо этого карбюратора теперь выпускаются его модификации: 2103-1107010-01 и 2106-1107010. Карбюраторы одной базовой модели полностью взаимозаменяемы между собой. И значит, вы можете поставить на свой ВАЗ—2101, 2102 и 21011 любую из трех модификаций — 21011107010, 2101-1107010-02 или 21011107010-03. Для ВАЗ—2103, 2121 и 2106 подойдут 2103-1107010, 21031107010-01 или 2106-1107010. Обозначения модели и модификации карбюратора ВАЗ выбиты на фланце корпуса со стороны рычага привода дроссельной заслонки.Чем различаются модели и модификацииОдна базовая модель (2101-1107010) отличается от другой (2103-1107010) диаметрами отверстий, а следовательно, и пропускной способностью многих дозирующих элементов (они приведены в таблице). Кроме того, на модели «2103» в системе холостого хода установлен электромагнитный запорный клапан (рис. 1), который исключает возможность даже кратковременной работы двигателя при выключенном зажигании, иными словами «калильного» зажигания. Теперь о различиях между модификациями каждой модели.Карбюратор 2101-1107010-02 отличается от базового (2101-1107010) только некоторыми дозирующими элементами. Эти изменения введены после того, как было тщательно изучено влияние пропускной способности жиклеров на содержание вредных вещэств в отработавших газах. Следующая модификация (21011107010-03) является результатом более основательной переработки. Цель — значительно уменьшить токсичность отработавших газов двигателя и загрязнение окружающей среды парами бензина и при этом улучшить экономичность, динамику разгона, мощность двигателя и его пусковые качества. Что же сделано? Изменены диаметры дозирующих элементов (см. таблицу), аннулирован разгрузочный клапан, благодаря чему уменьшено испарение бензина из поплавковой камеры в атмосферу. Отверстие для вывода эмульсии из системы холостого хода расположено между первичной и вторичной смесительными камерами в корпусе дроссельных заслонок — по центру впускной трубы (рис. 2). В результате улучшились смесеобразование и распределение топливовоздушной смеси по цилиндрам. Переходная система теперь получает питание из эмульсионного канала вторичной камеры (рис. 3), а не из канала эконостата, как было раньше. Цель этсго изменения — обеднение смеси на рабочих режимах и, как следствие, некоторая экономия топлива. В конструкцию введены дополнительный регулировочный вицт, так называемый производственной подстройки, системы холостого хода (см. рис. 3). Он служит для точного дозирования состава смеси при заводской наладке карбюратора, и в процессе эксплуатации его «крутить» нельзя. Введен еще один (рис. 4), дополнительный, технологический упорный винт, который ограничивает прикрытие дроссельной заслонки первичной камеры. Он необходим только при изготовлении карбюратора, а в эксплуатации никак не используется. Изменение коснулось также винтакачества в системе холостого хода. На него вместо стопорной пружины теперь ставят уплотнительное резиновое кольцо и пластмассовую ограничительную втулку, которая позволяет регулировать холостой ход лишь в строго определенных пределах. Она не даст владельцу машины расстроить сбалансированную систему холостого хода и тем самым увеличить расход топлива и содержание вредных примесей в отработавших газах. Для более плавной регулировки угол конуса иглы уменьшен с 11 до 8°. Еще раз обращаем внимание на то, что карбюраторы 2101-1107010, 21011107010-02 и 2101-1107010-03 полностью взаимозаменяемы без каких бы то ни было переделок. А чем различаются карбюраторы семейства «2103»? В модификации 21031107010-01 изменены диаметры дозирующих элементов (см. таблицу), исключен разгрузочный клапан поплавковой камеры. Отверстие для вывода эмульсии из системы холостого хода расположено теперь между первичной и вторичной смесительными камерами. Это вызвало и изменение винта качества (старый номер 2101-1107118, новый — 2101-1107118-10). На глаз новая деталь отличается длиной и формой иглы (рис. б). У карбюратора 2103-1107010-01 переходная система получает питание из эмульсионной вторичной камеры и исключена система эконостата. Это позволило обеднить рабочую смесь. Однако каналы в корпусах сохранены для унификации литья, но отверстий в них не сверлят и жиклеры не устанавливают. В модификации 2106-1107010, кроме того, как ив 2101-1107010-03, введены дополнительный регулировочный винт для точной настройки на заводе системы холостого хода и дополнительный технологический упорный винт, ограничивающий прикрытие дроссельной заслонки первичной камеры. Изменен винт качества в системе холостого хода. На него устанавливают уплотнительное резиновое кольцо и ограничительную втулку.Рис. 1. Установка электромагнитного запорного клапана в системе холостого хода карбюратора 2103-1107010: 1 — электромагнитный запорный клапан; 2 — регулировочный винт качества системы холостого хода. Рис. 2. Расположение (обозначено стрелкой) отверстия для вывода эмульсии в системе холостого хода карбюраторов 2101-1107010-03, 2103-1107010-01 и 2106-1107010. Ж ирной линией показана ось канала. Рис. 3. Схема переходной системы карбюратора 2101-1107010-03 и установка винта производственной подстройки системы холостого хода: 1 — винт производственной подстройки; 2 — канал посту-пления топлива в переходную систему; 3 — эмульсионный канал вторичной камеры. Рис. 4. Расположение дополнительного упорного винта (1) дроссельной заслонки и бобышки (2) винта производственной подстройки системы холостого хода на карбюраторе 2101-1107010-03. Рис. 5. Винты качества системы холостого хода: а — винт 2101-1107118, применяемый для карбюраторов 2101 1107010, 2101-1107010-02, 2103-1107010; б — винт 2101-1107118-10 для карбюратора 2103-1107010-01. Рис. 6. Маркировка распылителя.Рис. Т. Форма диффузора распылителей: а — распылитель с маркировкой «4,5»; б — распылитель с маркировкой «4». Рис. 8. Регулировка пускового устройства: 1 — рычаг привода воздушной заслонки; 2 — воздушная заслонка; 3 — тяга; 4 — шток диафрагменного механизма; 5 — регулировочный винт; 6 — дроссельная заслонка первичной камеры; 7 — тяга; а — зазор между заслонкой и стенкой смесительной камеры. Рис. 9. Регулировка открытия дроссельных заслонок: 1 — поводок привода дроссельных заслонок; 2 — рычаг привода; 3 — длинное плечо рычага 2; 4 — короткое плечо рычага 2; 5 — промеж уточный рычаг. Как определить диаметры дозирующих элементов!Очень просто. На главных топливных и воздушных жиклерах, топливных жиклерах переходной системы и системы холостого хода, на выпускном жиклере ускорительного насоса выбиты цифры. Они обозначают в сотых долях миллиметра диаметр отверстия. Так, если вы видите цифру 136, это значит, что диаметр отверстия 1,36 мм. На корпусе распылителя нанесен условный диаметр сечения канала, через который из главной дозирующей системы выходит эмульсия (рис. 6). Например, если распылитель имеет маркирбвку «4», то площадь сечения эмульсионного канала (он прямоугольной формы) равна площади круга диаметром 4 миллиметра. . На карбюраторах ВАЗ применяются распылители двух типов — 4 и 4,5. Они различаются и по форме диффузора — распылитель с меткой «4» имеет диффузор со специальным выступом для улучшения смесеобразования (рис. 7).Основные регулировки карбюраторов ВАЗОчень важно поддерживать требуемый уровень топлива в поплавковой камере. От этого зависят расход топлива, приемистость автомобиля, устойчивость работы двигателя на холостом ходу, легкость пуска. Следите за уровнем и при необходимости проверяйте его. Обязательна тщательная установка его при замене игольчатого клапана или поплавка. Вероятно, нет необходимости описывать операции по установке уровня — они хорошо разобраны в инструкциях к автомобилю, и журнал уже однажды рассказывал о некоторых особенностях этих регулировок (1976, № 5, стр. 18). В настоящее время допустимый вес поплавка установлен в пределах 11—13 г, а ход его для всех модификаций — 8 мм. Уровень топлива приведен в таблице. Регулировка системы холостого хода. Она очень важна, и от нее, как и от уровня, зависят расход топлива, содержание окиси углерода в отработавших газах, устойчивость работы двигателя на холостом ходу, надежность пуска. По-настоящему правильно выполнить ее можно только на станции технического обслуживания при помощи тахометра и газоанализатора. Но знать о ней владельцу машины полезно. Двигатель перед этим должен быть прогрет, тщательно проверены регулировка зазоров в механизме газораспределения и угол опережения зажигания. Порядок работ такой. Сначала устанавливают винтом качества максимальные обороты холостого хода при зафиксированном ранее положении упорного винта дросселя. Затем уже упорным винтом выбирают обороты в пределах 760—800 в минуту (по тахометру). Вращая винт качества, добиваются (обязательно сверяясь с показаниями газоанализатора) такого состава смеси, чтобы концентрация СО в отработавших тазах была не более 1,6—2,0% по объему. И снова посредством упорного винта восстанавливают обороты в пределах 750—800. Последняя операция — установка ограничительной втулки, если она предусмотрена конструкцией. Сама втулка не съемная, и поэтому, если пределов регулировки не хватает, ее приходится разрушать, поворачивая винт качества, а после регулировки устанавливать новую. Учтите, что в случае повреждения втулки потребителем завод не несет ответственности и не принимает рекламаций на повышенное содержание СО в выхлопе и перерасход топлива. Ограничительные втулки в продажу не постуПараметры карбюраторов • 2101, 21011. 2102пают, их поставляют только на СТО. Как исключение, если в карбюраторе не предусмотрена ограничительная втулка, можно регулировать холостой ход и своими силами. Порядок работ такой. На прогретом и отрегулированном двигателе установите упорным винтом минимально устойчивые обороты. Винтом качества доведите обороты до максимальных. Затем упорным винтом вновь снизьте обороты до минимально устойчивых. Заворачивайте винт качества до появления ощутимых перебоев, а затем отверните его на 30 — 60° (не более). Работа мотора должна стать устойчивой. Последняя операция — проверка. Резко нажмите и отпустите педаль дросселя. Когда все правильно, двигатель не глохнет. Проверка ускорительного насоса. Если машина стала хуже набирать скорость, двигатель работает с провалами (при резком нажатии на педаль дросселя не сразу набирает обороты) — дело, вероятнее всего, в ускорительном насосе. Именно он отвечает за динамику. К ак его проверить? Установите под первичной камерой снятого карбюратора воронку, а ниже нее — мензурку. Затем десять раз нажмите до упора рычажок, открывающий дроссельную заслонку, давая после каждого нажима полностью стечь бензину. В мензурке должно оказаться не менее 6,25 и не более 8,76 см 3 топлива. Если количество подаваемого бензина выходит за эти пределы и прочистка жиклеров насоса не помогает, нужна помощь специалиста на СТО. Регулировка пускового устройства. Она может потребоваться, если затруднен пуск двигателя. К ак это сделать? Поверните рычаг 1 привода воздушной заслонки 2 (рис. 8) до упора. При этом она должна быть полностью закрыта, а дроссельная заслонка в первичной камеры приоткрыта, образуя зазор «а» со2101-1107010 Показатели первичная 1. Диаметры дозирующих элементов, мм: диффузор распылитель (условный диаметр) главный топливный жиклер главный воздушный жиклер топливный жиклер холостого хода воздушный жиклер холостого хода топливный жиклер эконостата воздушный жиклер эконостата жиклер смеси эконостата выпускной жиклер ускорительного насоса перепускной жиклер ускорительного насоса жиклер пускового устройства 2. Уровень топлива в поплавковой камере, мм 3. Масса поплавка, г вторичная2101-1107010-02 первичная вторичная2101-1107010-03 первичная вторичная2103-1107010 первичная2103, 2106, 2121 2106-1107010 2103-1107010-01 первичная вторичнаявторичная23 4,5 1,35 1,70 0,45 1,80 — — — 0,40 0,40 0,7023 4,5 1,25 1,90 0,6 0,70 1,50 0,90 1.70 — —23 4 1,30 1,50 0,5 1,70 — — — 0,40 0,40 0,7023 4,5 1,25 1,90 0,45 1,70 1,50 0,90 1,70 — —23 4 1,30 1,50 0,45 1,70 — — — 0,40 0,40 0,7023 4 1,30 2,00 0,60 0,70 1,50 1,20 1,50 — —23 4,5 1,35 1,70 0,50 1,70 — — — 0,50 0,40 0,7024 4,5 1,40 1,90 0,80 0,70 1,80 1,20 1,60 — —23 4 1,30 1,50 0,45 1,7024 4 1.40 1,50 0,6 0,700,4 0,4 0,70— —7,5±0,25 12±17,5+0,25 12±16,5±0,25 12±17,5±0,25 12±16,5±0,25 12±1