С МЫСЛЬЮ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕК. ХОДАРЕВ, начальник Управления военно-технических видов спорта ЦК ДОСААФ СССР В этом году произошла «стыковка» зимнего и летнего спортивных сезонов. Только-только сдала полномочия I Всесоюзная зимняя спартакиада, посвященная 50-летию оборонного Общества, а уже взяли старт летние виды военнотехнического спорта. Пульс у нового сезона напряженный: почти ежедневно в Центральный комитет ДОСААФ СССР поступают сведения о подготовке всесоюзных соревнований и их результатах, прибывают и уезжают за рубеж наши сборные команды. Несколько встреч в ранге чемпионатов мира уже провели советские мотокроссмены на машинах классов 125 и 250 см 3 , мастера спидвея. Раллисты отправились в Грецию на ралли «Акрополис» и в Венгрию на первый этап Кубка дружбы социалистических стран. Завершается подготовка к ответственным международным соревнованиям у картингистов, автомобилистов«кольцевиков», мотоболистов. Нынешний спортивный сезон будет особенно ответственным. Ведь он проходит в год выдающегося события в жизни нашей страны — 60-летия Октября. Сейчас советские люди встречают славный юбилей Родины трудовыми успехами в выполнении планов, намеченных XXV съездом КПСС. Свои подарки готовят спортсмены. Приятно отметить, что счет им уже открыт: в чемпионате ми ­ ра по мотогонкам на льду заслуженный мастер спорта Сергей Тарабанько в третий раз подряд завоевал золотую медаль. Это десятая победа наших спортсменов в мировых первенствах по ледовому спидвею. Новый сезон начался в дни, когда ор ­ ганизации оборонного Общества приступили к решению задач, определенных VIII съездом ДОСААФ . На нем подчеркивалось, что военно-технический спорт играет важную роль в физическом воспитании и техническом обучении населения, что он стал неотъемлемой составной частью подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах. Лучшее тому подтверждение дала VI Спартакиада народов СССР: 40 миллионов представителей технического спорта участвовало в ней; за пятилетие подготовлено более 12 миллионов спортсменов-разрядников, 6 тысяч мастеров спорта. За это же время установлено 323 мировых рекорда. Значительно расширилась сеть спортивно-технических клубов, укрепилась материально-техническая база: в 1972—1976 гг. организации ДОСААФ ввели в строй более 100 крупных спортивных сооружений. Родина высоко оценила вклад Общества в укрепление нашего оборонного могущества и отметила его орденом Ленина. За высокие достижения на чемпионатах мира и Европы большая группа мастеров технического спорта и тренеров награждена орденами и медалями. Но как ни приятно отмечать успехи, называть имена победителей, мы прежде всего должны думать о завтрашнем дне. И тут у нас непочатый край работы. Эффективность и качество. Слова эти, прозвучавшие на XXV съезде КПСС, определяют теперь оценку деятельности любого коллектива, каждого труженика. Это девиз десятой пятилетки. Вот почему VIII съезд ДОСААФв соответствии с решениями XXV съезда партии обязал организации Общества настойчиво повышать качество и эффективность оборонно-спортивной работы, прежде всего в первичных коллективах, обеспечить дальнейшее развитие военно-технических видов спорта, Широко привлекать к ним молодежь. Повышать массовость, организованность и результативность соревнований, добиваться органического сочетания общефизического развития, технического мастерства и высоких морально-волевых качеств спортсменов, их готовности к выполнению задач по защите Родины. Съезд призвал спортсменов и спортивную общественность ДОСААФ поднять спорт на новую ступень, активно бороться за укрепление советскими спортсменами своего ведущего положения на международной арене. Речь идет о новом подходе к развитию оборонными организациями технических видов спорта, в том числе автомобильного и мотоциклетного. Необходимость этого очевидна. Наш спорт не существует сам по себе, он самым тесным образом связан с производством, интересами защиты социалистического Отечества. Занимаясь автомобильными и мотоциклетными соревнованиями, молодежь осваивает технику, вырабатывает высокие морально-волевые и физические качества. К высотам спорта приходят те, кто в совершенстве овладел управлением техникой, кто постоянно развивает творческую мысль. Ведь это будущий умелый воин, способный в короткие сроки освоить сложную боевую технику, рационализатор и изобретатель, содействующий техническому прогрессу, росту производительности труда. Вот принципы, на которых должны сейчас базироваться усилия комитетов, клубов, секций, всего общественного актива в спортивной работе. Да, дел непочатый край. Остановимся на самых важных, неотложных. Если думать о завтрашнем дне нашего автомотоспорта, то не может не тревожить тот факт, что практически во всех сборных командах отсутствует конкуренция за место в первом составе. Вот уже несколько лет на трассах мотокросса, кольцевых автогонок, ралли, на мотобольных полях мы видим одних и тех же спортсменов. Приток свежих сил слишком мал. Причин здесь несколько. И, видимо, одна из главных — недостаточная квалификация тренерских кадров. Поиск новых талантов ведется слабо, своих подопечных многие учат так, как когда-то учили их самих. Но жизнь ведь не стоит на месте, к подготовке спортсмена с каждым годом предъявляются все более высокие требования. И приходится с сожалением констатировать, что даже у тренеров сборных команд, не говоря уж о тех, кто работает в низовых коллективах, нет четкой, обоснованной и проверенной на практике методики подготовки. Д о сих пор учебно-тренировочный процесс в автомотоспорте ведется без должного контакта с наукой и медициной. Если что и делается в этой области, то еще робко, без системы. Чаще всего наши тренеры, работая со спортсменами, ищут пути к высоким результатам эмпирическим путем, не всегда анализируя преимущества и недостатки того или иного нововведения. И в то же время у нас есть наставники, опыт которых нужно всемерно распространять. Вдумчиво занимается с кроссменами Ю. Трофимец, свою методику подготовки картингистов успешно применяет Ю. Ставровский. Не случайно их подопечные достигли высоких результатов в чемпионате мира и розыгрыше Кубка дружбы. И, что важно отметить, им удалось создать коллективы единомышленников, спаянных общей целью и знающих пути к ней. Вот этой сплоченности, ответственности должны добиваться в своих командах все тренеры. Серьезные требования можно предъявить ик уровню политико-воспитательной работы со спортсменами в период их выступлений и на сборах. Одни лекции и беседы, которые проводятся, как правило," только на сборах перед выездом на соревнования, явно недостаточны. Спортсмены часто разъезжают, бывают во многих городах Советского Союза. И важно, чтобы пребывание там не ограничивалось выступлением на трассе. Посещение трудовых и спортивных коллективов, знакомство с достопримечательностями городов, с достижениями нашей многонациональной культуры — это тоже воспитание, п ри ' общение к грандиозным свершениям советского народа. Большую роль должен сыграть и введенный недавно торжественный ритуал проводов сборных команд, отправляющихся на международные встречи. Задача укрепления советскими спортсменами ведущего положения на международной арене прямо связана с узловыми проблемами развития нашего массового спорта. Важнейшая из них — и1За нашу СоветскуюРодину!6 • Июнь • 1977Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 года