БудущемуТот, кто проходил армейскую службу или несет ее сегодня, знает: передвижение войск на автомобильной технике и воинские перевозки производятся, как правило, в колонне. И хотя ехать «за лидером» в некотором отношении проще, чем самостоятельно (не нужно думать о маршруте, оценивать режим движения и т. п.), колонна предъявляет к водителю немало других серьезных требований. И от того, как каждый водитель и все они вместе будут эти требования выполнять, зависит скорость движения, дисциплина марша, безопасность и вообще, говоря военным языком, успех выполнения поставленной командиром задачи. Водитель должен иметь понятие о принципах построения колонн, о вытягивании на маршрут; знать, из чего слагается дисциплина марша, понимать сигналы управления, уметь определять и выдерживать дистанцию и, конечно, уверенно вести автомобиль в составе колонны. Перед маршем автомобили обычно рассредоточены и расставлены где-то в укрытиях, парках, районах погрузки (выгрузки). Но для марша их необходимо построить в определенном порядке в колонну, начать движение с заданной скоростью, набрать установленные дистанции. Весь этот процесс называется вытягиванием колонны. Он начинается с начала движения головной машины и заканчивается, когда она проходит исходный рубеж. С этого момента начинается собственно марш. В конце маршрута назначается еще один рубеж, который колонна головой проходит тоже в заданное время. После этого рубежа начинается так называемое втягивание колонны в новый район, при котором она, как таковая, распадается и машины рассредоточиваются в отведенных им местах. Таким образом, каждый марш колонны состоит из вытягивания, движения по маршруту и втягивания в заданный район. Походная колонна автомобилей — это строй, и движение в колонне ,— движение в строю, которое подчиняется командам начальника колонны. Команды доводятся до водителей различными способами, а основой управления является принцип «делай как я». Иначе го воря, каждая машина повторяет действия впереди идущей. Начало движения, изменение скорости, повороты, остановки — все это выполняется так, как выполнил впереди идущий водитель. Реж им же всего движения задается головной машиной, в которой находится начальник колонны. Характерной особенностью движущейся колонны является ее непостоянство по длине. Это понятно — меняются дорога, рельеф местности, время суток, погодные условия, скорость движения. Решающим при всех условиях является мастерство водителей, их обученность. Изменение длины колонны в движении, как уже сказано, явление неизбежное. И чем лучше подготовлены водители, тем колонна меньше растягивается, исключается так называемая «гармошка», чреватая многими нежелательными последствиями.ВкДопустим, кто-то не удержал дистанцию, оторвался. Вскоре начинает исправлять положение и увеличивает скорость. Следующий за ним, чтобы не упустить своего ведущего, прибавляет еще больше. И так далее. Когда же этот вал докатится до конца колонны, последние будут вынуждены мчаться на предельной скорости. А потом, соответственно, тормозить почти до полной остановки. А тут и до неприятностей недалеко. Это должен учитывать тот, кто ведет колонну. Тяжелые, малоприемистые машины обычно ставят в голову. Легкие, динамичные — в хвост. И водителей тоже подбирают соответственно: слабее подготовленные идут впереди, наиболее опытные — в конце. Исключение делают только для головной машины, за рулем которой должен сидеть самый опытный водитель. Этот автомобиль задает весь режим движения, и успех марша во многом зависит от того, кто им управляет. Прежде всего, водитель головной машины должен хорошо знать маршрут движения и точно его выдерживать. Он обязан строго следить по спидометру за соблюдением заданной скорости. И наконец, все его действия по управлению автомобилем должны быть плавными и рассчитанными на некоторое опережение. Так, перед населенными пунктами, сложными участками дороги, перед поворотами он должен мягко, заблаговременно снизить скорость, «подтянуть» колонну, сделать ее более компактной. Перед остановкой — также заранее включить указатель поворота и маневр выполнять плавно, растягивая его во времени и по протяженности, постоянно учитывая длину колонны. В хвосте колонны — техническое замыкание. Как правило, это мастерская, оснащенная всем необходимым оборудованием, запчастями, приспособлениями для буксировки, имеющая запас горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов. В мастерской едут специалисты-ремонтники. Если какой-то автомобиль остановился по технической причине, другие продолжают движение, а на привале оставляют для отставшего место в строю. Тот же, кто отстал, догоняет колонну и пристраивается последним; свое «законное» место он займет только во время остановки. Мы уже не раз употребляли слово «дистанция». Это неспроста. Строгое соблюдение дистанции — важнейший элемент дисциплины марша. Стоит присмотреться к любой колонне, и даже непосвященному станет ясно: идут машины с одинаковыми промежутками — колонна хорошая; различаются дистанции — колонна еще «сырая», навык не отработан. Саму же дистанцию (если она, конечно, не оговорена специально) обычно выбирают такой, чтобы ее значе-ГОДЫ9ШАКТЫ1968 г., СЕНТЯБРЬ. Советская команда в составе Л. Шинкаренко, Е. Петушкова, А. Ангерса, В. Погребняка и Г. Моисеева заняла в Кишиневе первое место в «Мотокроссе наций». 1968 г., 25 ОКТЯБРЯ. В связи с 50-летием ВЛКСМ московскому заводу малолитражных автомобилей присвоено имя Ленинского комсомола. С тех пор он называется автозаводом имени Ленинского комсомола (АЗЛК). 1968 г., ОКТЯБРЬ. Наши картингисты А. Сафонов, В. Бортниекс, В. Гончаров, В. Лыткин, О. Шаев заняли первое командное место в розыгрыше Кубка дружбы социалистических стран. 1968 г., 6 НОЯБРЯ. Исполнилось 50 лет со дня организации центра автомобильной науки — НАМИ — тогда названного научным автомобильным и автомоторным институтом. 1968 г., 17 ДЕКАБРЯ. Финишировало труднейшее ралли-марафон Лондон—Сидней протяженностью 16 тысяч километров. Команда СССР на «москвичах—412» успешно закончила эти соревнования, заняв четвертое место. 1968 г. В Горьком выпущены первые партии легкового автомобиля «Волга» ГАЗ—24. 1968 г. Вступила в строй дорога республиканского значения Свердловск—Тюмень. Протяженность ее324 километра, покрытие — асфальтобетон. 1968 г. Сошли с конвейера первые машины ПАЗ—672 — малые городские автобусы, ставшие вскоре основной продукцией павловского завода имени А. А. Жданова. 1968 г. Утверждены новые программы обучения шоферов-профессионалов. В них впервые введен предмет «Основы безопасности движения». Увеличено также число часов на практическое овладение навыками вождения автомобилей. 1968 г. В Тувинской АССР построена 240-километровая автомагистраль через Главный Саянский хребет. 1969 г., ЯНВАРЬ. Во всех союзных республиках ив Москве завершено создание самостоятельных специализированных организаций «Автотехобслуживание».^64