воинудолжно выполняться требование «равняться в затылок», не выезжать левее своего ведущего. В условиях недостаточной видимости это совершенно необходимо — иначе возможны столкновения со встречным транспортом; нельзя по понятным причинам и резко сникать скорость, неожиданно останавливаться, При гололеде скорость движения колонны уменьшается, дистанция увеличивается. А в населенных пунктах приходится выбирать средний вариант — двигаться с пониженной скоростью и сокращенной дистанцией. По песку машины ведут, строго придерживаясь колеи. Преодолевать болото лучше, наоборот, по возможности избегая колеи, двигаясь рассредоточенно. Свои особенности имеет и движение колснны на крутой подъем или спуск. Правило тут простое: пока передняя машина не одолела трудный участок, идущая сзади не может начинать движение. Чаще всего в таких случаях начальник колонны выставляет в нужных местах регулировщиков, которые руководят действиями водителей. Точно таким же образом преодолевают другие препятствия, где автомобили могут застрять: броды, топкие места, слабые или поврежденные мосты, — переправляются по льду. Днем регулировщики и руководители подают команды флажками, ночью — фонарями. Сигналы управления водители должны знать, мы их рассматривать не будем. Конечно, выполнить все, о чем здесь говорилось, не просто. Водитель должен обладать такими качествами, как собранность, дисциплинированность, чувство ответственности, высокое профессиональное мастерство. Наши военные шоферы, прошедшие подготовку в автошколах ДОСААФи дополнительное обучение в частях, подразделениях, этими качествами обладают. Последний этап движения в колонне — втягивание в заданный район. Задача руководителя состоит, в конечном счете, в том, чтобы привести колонну в назначенное место точно в срок и без потерь. Время прибытия определяется по голове колонны. После прибытия на место и остановки (правила остановки уже рассмотрены, они неизменны) колонна как таковая перестает существовать. Водители рассредоточивают машины и выполняют свои задачи, определенные им боевым расписанием. В соответствии с рубрикой мы адресуем этот материал курсантам автошкол ДОСААФ — будущим воинам, тем, кому предстоит нести службу за рулем колесных машин. Разумеется, проходить науку марша они будут на практике в армейских подразделениях, а цель статьи — ознакомить юношей со спецификой движения в колонне. Но многое из того, что в ней сказано, с пользой для себя прочтет, на наш взгляд, любой водитель. Ведь автомобильные колонны — не такой уж редкий случай ив «гражданских» условиях (вспомним хотя бы о тех же группах туристов), и богатый воинский опыт в большой мере применим для их построения и движения. Полковник С. САБОДАХОЛОННЕние а метрах повторяло числовое значение скорости. Например, при скорости 40 км/час нормальной считается дистанция в 40 метров, при 60 км/час — 60 метров и т. д. На остановках нормальными считаются 10 метров. Увеличивать дистанции нельзя, что чревато неприятностями — можно потерять ведущего, сбиться с маршрута. Но иногда, например при движении по пыльным дорогам, на это приходится идти во избежание аварий. Тогда каждый последующий автомобиль отстает от своего «лидера» настолько, чтобы двигаться на границе пылевого облака. Вообще при движении в колонне именно к этой задаче — соблюдать постоянную дистанцию — практически сводятся заботы водителя. Но это не просто. Водитель ни на секунду не может расслабиться, отвлечься. Он обязан чутко и без промедления реагировать на каждое изменение скорости своего ведущего. Потому, в частности, запрещается использовать накат. Водитель должен уметь на глаз определять расстояние между автомобилями. При хорошей видимости это достигается уже после нескольких тренировок. В темное время военному водителю помогает специальное устройство. М е ханизм его действия заключается в следующем. Каждый армейский автомобиль оборудован подкузовной подсветкой и светомаскировочным устройством (СМУ). Подкузовная подсветка — это фонарь, укрепленный под кузовом и освещающий белое пятно, нарисованное на картере дифференциала. Отраженный от этого пятна свет виден водителю идущего сзади без света автомобиля и является для него своего рода путеводной звездой. Но «звезда» видна лишь на определенном расстоянии, в пределах допустимой дистанции. И потому водитель, чтобы не потерять идущего впереди, должен эту дистанцию выдерживать. Более точно определять дистанцию в темноте позволяет специальное устройство — насадка на задних фонарях (речь идет о движении на режиме частичного затемнения или о незатемненном режиме). Насадка имеет четыре прорези, через которые проходит свет, Прорези размещены так, что на дистанции до 25 метров видны четыре полосы света, на расстоянии от 25 до 50 метров две крайние сливаются в одну, и водитель видит только две полосы. С большего расстояния свет всех прорезей сливается в одно пятно. Зная это, водитель может легко определять дистанцию. При движении в темное время, в туман, при снегопаде дистанцию сокращают до таких пределов, чтобы каждый водитель не потерял из виду идущий впереди автомобиль. Дополнительно, если это возможно, включается освещение. При движении в колонне очень строгоГОДЫ,ШАКТЫ1969 г., ЯНВАРЬ. Впервые в стране постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден Устав автомобильного транспорта Российской Федерации, определивший обязанности, права и ответственность находящихся на территории РСФСР автотранспортных предприятий и организаций, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся автомобильным транспортом. Утверждены уставы автомобильного транспорта ив других союзных республиках. 1969 г., МАРТ. Финал личного первенства мира по мотогонкам на льду впервые проведен на искусственной дорожке высокогорного катка в Инцелле (ФРГ). Вновь все призовые места достались советским спортсменам — Г. Кадырову, Ю. Ламбоцкому и В. Цыброву. 1969 г., 8 ИЮНЯ. Уральский автомобильный завод отметил 25-летие. За четверть века выпущено 530 тысяч автомобилей и1 300 000 автомобильных двигателей. 1969 г., СЕНТЯБРЬ. Второе выступление наших мотоболистов в Кубке Европы, розыгрыш которого проводился в ФРГ. И снова победа. 1969 г., ОКТЯБРЬ. Принято решение о строительстве в районе Среднего Поволжья комплекса заводов по производству дизельных автомобилей большой грузоподъемности — будущего КамАЗа. 1969 г., ОКТЯБРЬ. Одни из самых популярных международных соревнований по спидвею — розыгрыш «Золотого шлема», которые по традиции ежегодно проходят в чехословацком городе Пардубице и собирают всех сильнейших гонщиков мира, закончились победой советского спортсмена Геннадия Куриленко. 1969 г., ОКТЯБРЬ. Советские картингисты одержали двойную победу в Кубке дружбы социалистических стран. В личном зачете первенствовал А. Сафонов, в командном — В. Бортняекс, А. Сафонов, В. Лыткин, В. Орехов и О. Шаев. 1969 г., 13 ДЕКАБРЯ. Вынут первый ковш на площадке будущего автомобильного гиганта — КамАЗа. 1969 г., ДЕКАБРЬ. За создание семейства унифицированных большегрузных автомобилей и освоение их серийного производства группе работников Белорусского автозавода присуждена Государственная премия СССР. ш ил7