16
17
Аккумулятор вашей машиныАккумуляторная батарея — единственный «орган» автомобиля, «жизнь» в котором течет беспрерывно. Она всегда находится практически в одном из двух режимов — заряда, когда двигатель работает с достаточным числом оборотов, или разряда — при его пуске и малых оборотах, а также вследствие естественного саморазряда, способного за полгода бездействия довести ее до крайней степени истощения. Чтобы батарея постоянно была «в форме», особенно необходимой при эксплуатации автомобиля в холодное время, служила положенный срок, не вводя хозяина раньше времени в расходы, необходимо тщательно следить за ее «здоровьем», выполняя требования, изложенные в инструкции ФЯО. 355.009 ИЭ на свинцовые стартерные аккумуляторные батареи. Казалось бы все ясно : обслуживаешь батарею как положено — она не подведет. Но в редакционной почте встречается немало писем, авторы которых, утверждая, что не по их вине возникли те или иные дефекты, просят рассказать о причинах. Мы отобрали эти, характерные случаи, а также другие вопросы читателей, связанные с эксплуатацией аккумуляторных батарей, и пригласили выступить на сегодняшнем заседании «Клуба» сотрудников Научно-исследовательского проектно-коиструкторского и технологического института стартерных аккумуляторов (НИИСТА), входящего в научно-производственное объединение «Аккумулятор» в г. Подольске, Е. С. АРАНЧУКА, А. А. СОСИПАТРОВА, Т. Ф. ДУБРОВСКУЮ, Н. М. ЕМЕЛЬЯНОВА, Ю. А. ЗИНЧЕНКО, а также специалистов НИИавтоприборов О. С. ТЮТРЮМОВА и НИИАТа Л . Л. СТЕПАНОВА. отверстия, то ищут другие пути, обычно поднимая и разрушая мастику. Впоследствии через образовавшиеся трещины электролит выходит наружу и, соединяя отрицательные и положительные выводы аккумулятора, вызывает интенсивный их разряд. Кроме того, он окисляет выводы, клеммы и влечет коррозию находящихся поблизости металлических деталей. Чтобы исключить эти явления, достаточно периодически, когда замечено общее загрязнение поверхности батареи, очищать мастику от пыли, вывертывать пробки и проверять состояние двух отверстий на ее внутреннем отражателе, а также центрального отверстия с наружной стороны (рис. 1). Отдельные небольшие трещины после тщательной очистки мастики можно заплавить при помощи паяльника или газовой горелки. Если же повреждена значительная часть поверхности мастики, ее следует удалить и вновь залить, так как не исключено, что под ней ив ее толще электролит проходит от одного вывода аккумулятора к другому. Выплескивание электролита через пробки может быть вызвано в основном двумя причинами: повышенным его уровнем или слишком большой величиной зарядного тока. Уровень" электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, который сверху закрывает пластины (рис. 2). Если это расстояние больше, то выходящие из аккумулятора газы подхватывают излишки электролита и выносят их через отверстия пробки. При пониженном уровне возникает другая неприятность — оголение пластин и, к ак следствие, сульфатация их. Разумеется, батарея при этом теряет емкость, и тем быстрее, чем меньше в ней электролита и интенсивнее эксплуатация. Измеряют уровень электролита посредством стеклянной трубки. Ее опускают через заливное отверстие до упора, закрывают пальцем верхний конец и поднимают. По оставшемуся в трубке столбику жидкости судят о количестве электролита в каждом аккумуляторе (см. рис. 2). Снижение уровня электролита происходит в результате испарения воды (само собой, если батарею не переворачивали и из нее не вытекал электролит), поэтому восстанавливать его следует только добавлением необходимого количества дистиллированной воды. Делать это целесообразно (а зимой обязательно) непосредственно перед поездкой — тогда вода быстро перемешается с электролитом, иначе, оставшись сверху, она может замерзнуть. Выплескивание электролита из батареи при нормальном его уровне и плотно завинченных пробках говорит о большем, чем положено, зарядном токе, то есть о нарушении работы релерегулятора. Подтверждением тому служит и перегорание ламп во время ночной езды. Регулировка реле требует измерительных приборов и довольно'Г/Согласно статистическим данным, современные аккумуляторные батареи при среднегодовом пробеге автомобиля в 10 тысяч километров служат около трех с половиной лет. У аккуратных автолюбителей, выполняющих своевременно все предписанные работы, этот срок достигает пяти лет, а те, кто пренебрегает уходом, вынуждены заменять батарею через полтора-два года. Каковы же основные признаки и причины неисправностей, приводящих к быстрому выходу батареи из строя? Вспучивание, растрескивание, отслоение заливочной мастики от стенок блока и крышки. Эти дефекты указывают на засорение вентиляционных отверстий в пробках, закрывающих заливные горловины. Дело в том, что протекающим при заряде в аккумуляторе процессам сопутствует выделение газов; когда они не имеют возможности выйти наружу через засоренные 16гШ1JkжI (\I \Рис. 1. Пробка батареи. Рис. 2. Измерение уровня электролита.—1 \т5i^jiщ\/Рис. "3. Определение плотности электролита: 1 — пипетка; 2 — денсиметр. ТАБЛИЦА 1ТАБЛИЦА 2Показатели Плотность электролита, 3 приведенная к +15° С, г/см Напряжение на выводах аккумуляторов, ВСтепень заряженности батареи, % 100 1,27 2,11 75 1,23 2,07 50 1.19 2,03Плотность электролилита3 при +15° С, г/см Количество серной кислоты плотностью 1,83, которое добав3 ляют к 100 см во3 ды, см1.331,341,351,381,391,40444749565961высокой квалификации, поэтому при нарушении его работы советуем обращаться на станцию обслуживания. Недостаточная емкость батареи проявляется при более или менее длительном пользовании ее энергией (многократный пуск двигателя, питание ламп во время стоянки). Здесь может быть несколько причин. Если . батарея не очень старая и до этого работала нормально, скорее, всего она в последнее время не получала нужного заряда от генератора из-за того, что ослабло натяжение приводного ремня или нарушена работа реле-регулятора (реже виновен сам генератор). Степень заряженности батареи определяют косвенным путем, измеряя плотность электролита, как показано на рис. 3, денсиметром. Этот прибор желательно иметь каждому автолюбителю. В полностью заряженной батарее плотность электролита, замеренная при + 15° С, должна быть 1,27 г/см3 для средней климатической зоны и 1,25 г/см3 — для южной. Поскольку с повышением температуры плотность его уменьшается, а при понижении увеличивается, на каждые 15° С следует вносить соответственно поправку, равную 0,01 г/см3. Зависимость заряженности батареи от плотности электролита показана в таблице 1. О состоянии батареи можно судить и по напряжению на каждом аккумуляторе или на ее общих выводах. Измеряют напряжение вольтметром постоянного тока или нагрузочной вилкой (в последнем случае в отличие от цифр, приведенных в таблице, напряжение ниже 1,6 В указывает на разряженность батареи, и ее следует немедленно зарядить). Если напряжение между общими выводами ниже 10 В — значит неисправен (короткое замыкание) какой-либо аккумулятор. Его напряжение равно 0. Такую батарею можно отремонтировать на СТО. - Самый трудный случай — когда батарея под нагрузкой быстро «садится» (при пусках двигателя), а будучи поставленной на заряд, быстро восстанавливает напряжение и плотность. Такая картина характерна для батареи, пластины которой засульфатированы (их активная масса пришла в негодность). Восстановить ее известными способами (повторяя многократно циклы разряд — заряд малыми токами и со слабым электролитом) удается в редких случаях, поэтому целесообразно сдать в ремонт для замены пластин. Выпускавшийся промышленностью для этих целей препарат «Автодесульфатор» не оправдал возлагавшихся на него надежд. Проведенные в НИИСТА исследования показали, что в лучшем случае его применение бесполезно, а в.худшем, если батарею недостаточно полно промыли, он усиливает коррозию положительных пластин. Сульфатация пластин, как правило, следствие эксплуатации или хранения ее в недостаточно заряженном состоянии. Поэтому проверять плотность электролита надо не реже чем раз в три месяца. Батарея исправна, но коленчатый вал едва или совсем не поворачивается. В подавляющем большинстве случаев это происходит из-за плохого электрического контакта клемм проводов с выводами батареи или корпусом автомобиля. Дело в том, что со временем контактирующие поверхности покрываются слоем окислов, сильно препятствующих прохождению тока. Растущее при этом сопротивление может достичь такой величины, что вся энергия, потребная для пуска двигателя, пойдет на нагрев мест контакта, вызывая иногда даже оплавление свинцовых выводов батареи. Разумеется, уменьшается и зарядный ток, из-за чего аккумуляторы остаются на голодном пайке. Удалить окисную пленку можно соскабливанием или обработкой наждачной шкуркой. Сильно нажимать на нее не следует, дабы зерна абразива не внедрялись в мягкий свинец. Чтобы соединения проводов с выводами батареи меньше окислялись, их защищают различными консервирующими смазками — техническим вазелином, солидолом и т. п. или лаками. Хранить батареи, снятые с автомобиля, можно двумя способами. Первый общеизвестен: батарею полностью заряжают и содержат по возможности при температуре от 0 до —30°С (чем ниже температура, тем медленнее идет саморазряд). Раз в три месяца измеряют плотность электролита, и если 3 она оказывается на 0,05 г/см ниже первоначальной, батарею подзаряжают. Второй способ, о котором пойдет речь, впервые предлагается автолюбителям. Он более удобен, а главное позволяет быстро привести хранящуюся дома батарею в рабочее состояние. Вот в чем он заключается. Из полностью заряженной батареи выливают весь электролит, а затем дважды промывают дистиллированной водой, оставляя ее каждый раз в батарее на 1015 минут. Вместо электролита заливают 5-процентный раствор борной кислоты, закрывают плотно пробки и оставляют батарею в помещении, где температура не опускается ниже 0°, то есть не бывает отрицательной. Чтобы приготовить необходимое количество раствора (3 л для батареи 6СТ-45 и 3,8 для 6СТ-55 и 6СТ-60), необходимо соответственно 150 и 200 г борной кислоты, продающейся в аптеках и магазинах «Химреактивы». Для приведения батареи в рабочее состояние достаточно вылить из нее раствор и залить обычный сернокислотный электролит плотностью 1,381,40 г/см3 для средней климатической зоны и 1,33—1,35 — для южной. Необходимые количества кислоты и воды, составляющих такие электролиты, приведены в таблице 2. После 20—30-минутной выдержки батарея готова к работе. В дальнейшем, во время эксплуатации плотность электролита приходит к норме; если же этого долго не происходит, следует добавить в него дистиллированной воды. «Секрет» способа состоит в том, что раствор борной кислоты значительно замедляет процесс саморазряда. Согласно экспериментальным данным, полученным в НИИСТА, после шестимесячного хранения с таким раство-ТАБЛИЦА 3Габарит: длина х Тип ширина х , батареи высота, ммМасса, кг К кЯ ао 19,3Количество пластин в аккумуляторе 23ЯяТолщина Пластин, мм•Xя3Я л3о 15,5Nfiсо 3Я Л О, ВS" C DОЬ,хНа каких автомобилях применяется5 ВО CD0.4 3аь4Е- ф ОЬ§£ gS2,46СТ-45240 X Х179Х Х222 262 X Х173Х Х2232,46СТ-5517,021,0671,71,46СТ-60283Х Х182Х Х23719,624,4452,352,0«Москвич—403», «407», «408», «412»; «Запорожец» ЗАЗ—965А, 966 «Жигули» всех моделей; «Москвич—412», «2140», «2138»; «Запорожец» ЗАЗ—966, 968 «Волга» всех моделей17