10
11
На вкладке — автомобили, представляющие основные этапы развития советского автомобилестроенияБИОГРАФИЯ ОТРАСЛИРазвитие автомобильной промышленности в значительной мере способствовало осуществлению одной из важнейших задач политики Коммунистической партии — индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. В результате проведения этой политики потребность в грузовом автомобильном транспорте резко возросла, так как развернулись большие работы по созданию новых крупных промышленных и сельскохозяйственных объектов, гидротехнических и мелиоративных сооружений. На обширной территории нашей Родины начали быстро развиваться города и села, что, в свою очередь, потребовало значительного увеличения парка общественного транспорта. Автомобильная промышленность, таким образом, стала неотъемлемой частью всесторонне развивающегося планового социалистического хозяйства, В свою очередь, другие отрасли прямо или косвенно вносят вклад в развитие автомобилестроения. Год от года росло производство машин, вставали новые предприятия, непрерывно шло освоение более совершенных моделей, Символично, что зародившаяся в канун седьмой годовщины Октября автомобильная промышленность встречает его 60-летие выпуском 25-миллионного автомобиля. Он сойдет с конвейера в этом месяце. Проследим этот путь с первых его дней. В 1928 году заводы страны изготовили 841 автомобиль. Это, конечно, было очень мало, если учесть быстро возрастающий спрос на грузовые машины. Время выдвинуло задачу организации массово-поточного и специализированного производства автомобилей. И она была успешно решена в последующие годы. Начало этой грандиозной работе было положено первым пятилетним планом развития народного хозяйства СССР. В необычайно короткий срок был построен горьковский автозавод. В 1932 году он приступил к выпуску грузовиков, а затем и легковых машин. Почти одновременно был реконструирован АМО, а по существу создано новое предприятие — нынешний ЗИЛ, расширен ярославский завод, вступил в строй московский автосборочный завод имени КИМ (ныне АЗЛК). Производство неуклонно росло, и в 1939 году, на пятнадцатом году советского автомобилестроения, в стране была выпущена миллионная машина. Огромная нагрузка на автомобильную технику легла во время войны. И наши автомобилестроители'/ транспортники, армейские водители с честью выдержали труднейшие испытания и внесли свой вклад в разгром фашистских захватчиков, Конечно, в этом немалую роль сыграл промышленный потенциал, созданный предвоенными пятилетками. Автозаводы выпускали грузовики ЗИС—5 и ГАЗ—АА, которые показали свою исключительную надежность и проходимость на фронтовых дорогах, а также артиллерийское вооружение, самоходные орудия, легкие танки, автоматическое стрелковое оружие, боеприпасы... После победоносного завершения Отечественной войны восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства СССР потребовали резкого увеличения производства автомобилей, Еще шла война, а заводы приступили к созданию новых моделей, Уже в июне 1945 года их опытные образцы были показаны руководителям партии и правительства. Принятый вскоре Закон о пятилетнем плане на 1946—1950 гг. поставил задачи значительного расширения производственной базы, реконструкции действующих и строительства новых предприятий. В этот период вступили в строй минский автомобильный и одесский автосборочный заводы, были реконструированы московский, горьковский и ярославский автомобильные заводы, московский завод малолитражных автомобилей. Вместе с тем шла и реконструкция созданных во время войны уральского и ульяновского автозаводов, челябинского кузнечно-прессового и шадринского автоагрегатного, В следующих пятилетках (1951—1955, 1956—1960, 1961—1965 гг.) начали давать продукцию белорусский, кременчугский и кутаисский автозаводы, саранский и фрунзенский автосборочные, львовский, павловский, курганский и рижский автобусные и ряд других предприятий. Одновременно была развернута работа по специализации, совершенствованию технологии производства, проектированию новых образцов автомобильной техники. В результате значительно поднялся уровень организации производства в отрасли, были созданы условия для дальнейшего наращивания выпуска автомобилей, комплектующих изделий, подшипников. В 1965 году решения сентябрьскогоОктябрьские праздники для автомобилестроителей всегда имеют как бы дополнительную окраску. Возглавившие в 1924 году колонну демонстрантов десять АМО—Ф15 возвестили о рождении новой отрасли советской индустрии. С того памятного дня и ведет свое летоисчисление наша автомобильная промышленность. Становление и развитие ее тесно связано с именем основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Еще в 1913 году в статье «Одна из «модных» отраслей промышленности», анализируя состояние автомобилестроения в ряде европейских стран и России и предвидя большое будущее автомобиля в народном хозяйстве, Владимир Ильич утверждал: «Автомобильное дело... имеет громадное значение...» После Великой Октябрьской социалистической революции В. И. Ленин с вниманием относился к развитию автомобильного транспорта и автомобилестроения. В июне 1918 года глава партии и государства посетил завод АМО и выступил перед рабочими с докладом о текущем моменте, Страна Советов переживала тогда трудное время, а он верил, что мы начнем, и очень скоро, строить автомобили. 14 сентября 1921 года В. И. Ленин подписал постановление Совета труда и обороны, в котором говорилось о необходимости перехода к «новому автостроению». И вот 12 мая 1923 года Президиум Госплана СССР под председательством Г. М. Кржижановского рассмотрел вопрос о плане автомобилестроения и одобрил предложения о начале серийного производства первых советских грузовиков на заводе АМО. Сегодня автомобильная промышленность располагает мощной производственной и научно-исследовательской базой, высококвалифицированными кадрами, способными решать на современном уровне любые технические задачи. На всех этапах она развивалась в тесном взаимодействии с народным хозяйством, как составная часть этого единого целого. С самого начала, еще в первые годы Советской власти станов пение автомобильной промышленности стало неотъемлемой частью закономерного процесса, организации нового, социалистического способа производства, И здесь проявилась прозорливость В. И. Ленина, дальновидная политика нашей Коммунистической партии в хозяйственном строительстве. 10 Пленума ЦК КПСС положили начало новому этапу развития автомобильной индустрии, определили более высокие темпы роста производства и повышение его эффективности. Капиталовложения, освоенные отраслью с 1966 по 1970 гг., в сумме были равны стоимости всех ее основных производственных фондов, созданных за время ее существования. В эти годы много сделано по дальнейшей реконструкции основных автомобильных предприятий. Всем ходом развития нашей промышленности, в том числе и самого автомобилестроения, был подготовлен резкий рост его в девятой пятилетке. Вступил в строй крупнейший в стране Волжский автозавод, рассчитанный на выпуск 660 тысяч легковых машин в год, и его предприятия-спутники. В эти же годы былосяч машин и 115 тысяч двигателей. С вводом мощностей КамАЗа открывается широкая перспектива дизелизации автомобильного парка, повышения его эффективности, Уже сегодня в народном хозяйстве страны работают тысячи этих машин, получивших высокую оценку среди водителей. КамАЗ — детище всей нашей страны, символ братского сотрудничества и нерушимой дружбы народов Советского Союза. Поздравляя участников сооружения КамАЗа с большой трудовой победой, Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев указал, что она имеет важное значение в решении задач, выдвинутых XXV съездом партии по развитию экономики, повышению ее эффективности и всемерному улучшению на этой основе материального бла-съезда партии и октябрьского (1976 г.) Пленума ЦК КПСС. В этих документах, в речи Л. И. Брежнева на Пленуме глубоко и всесторонне раскрыты пути дальнейшей реализации решений съезда, важнейшие направления десятой пятилетки. \В 1976—1980 гг. автомобильная промышленность должна обеспечить рост производства грузовых машин по сравнению с 1975 годом на 24%, легковыхна 11,4%, автобусов — на 15%. 86% прироста продукции планируется достичь повышением производительности труда. Набрал темп второй год десятой пятилетки, год юбилея Октября. В честь знаменательной даты передовые рабочие, целые коллективы предприятий приняли встречные планы и повышенные социалистические обязательства и добиваются больших успехов в их выполнении. Есть у этого года и еще одна особенность. Наше автомобилестроение начало работать в новых условиях. Сегодня Минавтопрому СССР напрямую подчинено 13 крупнейших производственных объединений, выпускающих более 70% всей автомобильной продукции, восемь новых всесоюзных специализированных промышленных объединений. Министерством принято решение, согласно которому на головные автомобильные заводы и объединения возлагается полная ответственность за обеспечение запасными частями. С этой проблемой тесно связана задача повышения моторесурса двигателей, долговечности и качества автомобильных узлов и агрегатов, их равнопрочности. С ростом парка легковых машин, принадлежащих населению (к концу пятилетки их число, по расчетам, достигнет 8 миллионов), особое внимание приобретает организация их технического обслуживания. Для этих целей в Минавтопроме создано Всесоюзное производственное объединение «Автотехобслуживание», в систему которого сейчас переходят такого рода предприятия в семи союзных республиках. В нынешней пятилетке предстоит решить широкий круг вопросов, связанных с дальнейшим обеспечением сельского хозяйства автомобильной техникой, оказанием помощи в механизации сельскохозяйственного производства. Нет сомнения в том, что автомобилестроители, верные лучшим традициям советского рабочего класса, с успехом выполнят поставленные перед ними ответственные задачи и своим самоотверженным трудом внесут достойный вклад в осуществление величественных решений XXV съезда КПСС, Е. УСТИНОВ, управляющий делами Министерства автомобильной промышленности СССРпостроено 16 новых заводов, шла активная работа по техническому перевооружению ведущих предприятий отрасли, создавались новые, более прогрессивные модели автомобилей. Девятая пятилетка заложила основы для строительства камского комплекса заводов годовой производительностью 150 тысяч грузовиков и 250 тысяч дизелей. А в канун второго года десятой пятилетки в строй вступила первая его очередь, рассчитанная на годовой выпуск 75 ты2*госостояния советских людей. «По масштабам и темпам строительства КамАЗ не имеет себе равных в отечественной и мировой практике... Я глубоко убежден, — говорится в приветствии Л. И. Брежнева, — что пройдут годы, но все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме». В десятой пятилетке перед автомобилестроителями стоят новые большие задачи, вытекающие из решений XXVГлавный конвейер в сборочном корпусе ЗИЛа, старейшего предприятия нашей автомобильной индустрии. Введение в строй нового сборочного комплекса позволило предприятию к началу десятой пятилетки заметно увеличить производственные мощности и выпустить в 1976 году 202 101 автомобиль. Фото А. Владимирова11