Продолжаем разговорЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ:ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙКак мы и ожидали, материал о запасных частях, помещенный в январском номере журнала, вызвал множество откликов от работников заводов, министерств и, конечно, от владельцев автомобилей и мотоциклов, кровно заинтересованных в решении проблемы. Напомним: в беседе с нашим корреспондентом начальник отдела автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения Госплана СССР В. Селифонов назвал четыре составляющих дефицита в запасных частях. Наши читатели дополняют этот анализ своими соображениями, горячо поддерживают принятые в последнее время меры, выдвигают свои предложения для устранения причин дефицита. Их письма — серьезны, по существу ис желанием помочь делу. В майском номере журнала опубликовано выступление Н. Гребенюка, начальника управления запасных частей и сбыта автомобильного объединения «Запорожец». Сегодня предлагаем обзор писем читателей. Сразу оговоримся, что не все их предложения убедительны, не ко всем редакция может присоединиться. В то же время считаем нужным дать высказаться людям, проявившим заинтересованность в решении проблемы запасных частей, и воздержимся от оценок. В конечном счете это дело Госплана, Министерства автомобильной промышленности, других компетентных организаций, чьему вниманию мы тоже предлагаем этот обзор и от кого ждем веского слова.Включаясь в обсуждение, читатели прежде всего ведут принципиальныйразговорО КАЧЕСТВЕ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. Р азговоркрайне своевременный, так как дело, действительно, не только в количестве деталей. О плохом качестве, как о новой составляющей дефицита, пишет, в частности, Н. Слепнев из Анг арска . Для примера он ссылается на детали к своему «Москвичу—407». Шарн ирырулевых тяг этой машинывыпуска 1959 года до заменывыдержали более 70 тысяч километров, пройденные далеко не только по асфальту . А вот купленныхвмагазине из числазапасных частей хватилолишьна 10—15 тысяч километ8ров. «примеров продажи a xn«i еилпал запасных частей соткровенным браком могу привести много, — п ишет автолюбитель. — А ведь эти запчастиучитьь ваются в выпуске, р ассчитанномна реа льныйпаркмашин , исходя из ходимости деталей, с деланных доброкачественно». Подобную озабоченность проявляют многие читатели, в том числе и мотоцикл исты . А. Вершинин из Тюменской области, владелец «ИЖ—Планеты-2», вместе с похвалами ижевским мотоциклам выс казываетвозмущение качеством запасн ых частей к ним. Это, очевидно, не случайность, к ак он пишет: в его поселке много мотоциклов, и мнения всех их владельцев сходятся — з апасные части плохие. А. Вершинин даже задается вопросом: может быть, в запасные части идут детали, з абракованные при сборке? Картина такая : владелец мотоцикла не проездилнамашинес новой цепью (из запчастей) д аже одного сезона. А другой придетсяждать полгода или даже больше. Кстати, т юменскийкорреспондент сетует и на то, что купить запчасть тоже негде, к роме базы, но там долгая очередь, и мотолюбитель из далекого тюменского поселка имеет мало шансов получить деталь по сравнениюс горожанином. Тут мы переходим кеще одной теме, ш ироко затронутой вчитательских письм ах — О СИСТЕМЕ ПРОДАЖИ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ. Посылторг, о котором пор азномупишут мотоциклисты, в ысылаетзапасные части только к мотоциклам и «запорожцам» для инвалидов. Однако чит атели поднимают вопросо Посылторге и для владельцев всех автомобилей. Эту мысль подробно развивает киевлянин А. Олексенно: «Иметь в каждом городе, р айонемагазинзапчастей по всей ном енклатуре , действительно, дело сложное и дорогое. А почему бы не создатьвсесоюзную базу и «Запчасти — посылкой» с широкойрекламойчерезпечатьи радио. Каждый автолюбитель знает, к акаядетальу него на пределе, и можетзаказать ее и получить заблаговременно . Это было бы выгодно идля государства идля автолюбителя, и не занимался бы спекуляцией «дядя Вася». Есть доводы впользу этой системы иу Н. Слепнева: «Один большой склад Пос ылторга легче и быстрее можно построить, чем сотни складов по всей стране. Заводы-поставщики будут иметь дело с крупной базой ипоставлять детали вагонами, что они так любят. А мы, автолюбители, будем писатьна базу письмаз аказы . Ваза станет центром по изучению спросаназапчасти среди миллионов автомотолюбителей. А чтобы не выдавать лишнее, от автолюбителя потребуется указатьв бланке не только марку автомобиля, но и год ее выпуска, номера двигателя и шасси... Если возможна гар антия , что автолюбитель получит нужн ые детали в течение месяца — двух, то не будет смыслазапасать впрок, да побольше... Пока есть автолюбитель, б аза Посылторга без работы не останется. Ибо человек, к оторый не интересуется запчастями, не ремонтирует автомобиль своими руками или хотя бы не принимает . у ча стия в ремонте и уходе за ним, — не автолюбитель, а только владелец личного транспорта». К этому мнению присоедин яетсястарейший автолюбитель, и з Алтайского края Н. Сорокалетов. Такое своеобразное деление на «автолюбителей» и «владельцев транспорта » выявляет интересную и распространенную тенденцию к обслуживанию автомобиля своими силами . Читатели журнала, наверное, у жезаметилинашу новую рубрику под такимженазванием . Именно в помощь начинающим авто- и мотолюбит елям (по « к лассификации » Н. Слепнева) она задумана. Это очень большая категория людей. Р азмах автомобилизации интенсивно пополняет ее. Сеть автоцентров и СТО, д ействующаянынеи все время расширяющаяся , безусловно, основа обслуживания автомобилей. Но читатели смотрят на дело реально: число автолюбителей растет, к ак грибы, а автоцентрыи СТО требуют времени для строительства. Да и все равно они не в состоянии и не будут в состоянии удовлетворить всех, что подтверждается расчетами, кот орые ' п риводилв своей статье член-корреспондент АН СССР Д. Великанов («За рулем», 1975, М 11). Ь И все-таки множество забот они снялис автолюбителей. Свидетельство тому факт, что большинство писем с жалобами на плохое обслуживание получено небы ожидать, у читывая , что каждый третий автомобиль нанашихулицах «жигули»), а от владельцев «москвичей» и «запорожцев». Другими словами, сеть фирм енныхстанций технического обслужив анияи автоцентров ВАЗа уже оправдал а себя. Но к ней осталасьобщая прет ензия : у лучшить продажу запасных частей. Многие же читатели считают, что это возможно не только через автоцентры, но ичерез систему розничной торговли. «Автосервис ВАЗа — это очень хорошо, — пишет, н апример , Э. Иванов из Таллина. — Но теперь получается, что осн овнаямассазапчастейна «жигули» идет через систему автотехобслуживания ВАЗа, а она не заинтересована , чтобы дефицитныезапчасти поступали в розничную продажу. И опять не обойтись без «посредника». Это ведь серьезный вопрос — о громные деньги переплачиваются автомобилистами». В основном теми, кто будет делать ремонт своими руками. Предложения разные : п родажачерезспортивныемагазины , у помянутый Посылторг и, наконец, ч ерез КОМИССИОННЫЕ МАГАЗИНЫ. Остановимся на последних. Вот что пишет В. Кузьменко из Горьковской области: «Выпущенные запчасти, н аходящиесявизлишкаху насел енияилежащие без дела, — это тоже народное достояние, это наш труд... Не у каждого человека есть времяи желание идти нарынокипродавать ненужн ые ему запчасти, б ольшинство автолюбителей согласится лучшезаплатить ком иссионный сбор. При организации комиссионной торговли новымизапчастямиввыигрыше будет инаселениеи торгую щиеорганизации . К тому же непонятно, что это за подход: в сякиевещии предметы можно сдатьвкомиссионный магазин, а запасные части нет. Хотелось бы знать — почему?» А вот еще одно предложение — его вносят Д. Р ябоконьиз Тирасполя Молд авской ССР и С. Б ашняк из Тернопольской области Украины . Они считают, что ПРОДАВАТЬ ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ надо только В ОБМЕН НА СТАРЫЕ ДЕТАЛИ и узлы, к оторые должны быть сданыв магазин или на СТО. Таким образом, продавец, получивший, к примеру, сто новых карбюраторов , д олженотчитаться за них сотней старых . И тогда ни один из нов ых не попадет на «черный рынок » . Н екоторые читатели возлагают надежду на общества автомотолюбителей, которые, к ак они считают, медленно разворачивают свою деятельность . В. Сафронов из Смоленска полагает, что стоит вменить вобязанность обществам получать через гаражные кооперативы заявки, возможно, с предварительной оплатой зак азываемыхзапчастей (хотя бы 50%) и дальше вести дело сторгующими орган изациями . А можносоставитьв магазин ахкарточкина владельцев машини по открыткамизвещатьо поступлении запчастей. При такой системе, если ее четко наладить, не надо будет «дядей Васей», не будет приписокнастанциях техобс луживания , не будут запасатьвпрокнанесколько лет, не надо строить большие склады изатрачивать большие средства. Возможно, з а эти услуги автолюбители должны будут доплачивать какие-то проценты к цене запчастей . Это, пожалуй, будет значительно дешевле, чем у спекулянтов. Среди откликов поступили исигналыонеравномерностираспределения запчастей. Так, К. Тугушев пишет нам изРустави , что запокрышками ему приходится ездить в города РСФСР, где они лежат в магазинах, а в Закавказье их нет. В ысказывают читатели претензииикхимикам , п оставляющим резино-технические изделия и создающим дефицит на такие мелкие детали, как, н апример , сальник. И — последнее. Еще к одной составляющей дефицита наши корреспонденты относят ОТСУТСТВИЕ ИНФОРМАЦИИ О ЗАПАСНЫХ ЧАСТЯХ. Ее нет ни в одном магазине . А отсюда — н еуверенность , то самое накупание впрок, о котором говорят все. Многие, как, н апример , М. Галкин из города Березники , п редлагаютзавестивмагазинах «книги спроса». П одытоживаявпечатления от писем, можно сказать , что читатели затронули множество вопросов, принципиально важных для авто- и мотолюбителей, продолжили и углубили тему, поднятую вжурнале . Р едакция благодарит всех, кто принял участие в обсуждении проблемы.