33
34
дальнейшей раоитвп пример—дли BI_«I и коллектива. Но как трудно порой молодому гонщику пробиться к заветной цели: ведь допуск на чемпионат страны ограничен, и очень часто искусственно, поскольку почти все вакантные места в разных классах и группах машин как бы абонируют одни и те же известные спортсмены. На мой взгляд, это серьезная проблема. Сложившаяся практика сужает рамки соревнований, мешает поиску новых талантов. Нашему спорту нужна более гибкая система стартов — от районных, городских и до всесоюзных. В порядке дискуссии выскажу свои предложения. Мне кажется целесообразным все соревнования проводить по трем лигам: высшей, первой и второй. В соответствии с этим и все гонщики должны классифицироваться по трем группам: А, Б и В. Ежегодно по итогам спортивного сезона ФАС СССР определяет (классифицирует) гонщиков группы А, которым предоставляется право участвовать в чемпионатах страны, относящихся только к высшей лиге, а также в международных. Классификацию по группе Б для первой лиги проводят республиканские федерации. Все остальные спортсмены относятся к группе Ви могут участвовать в состязаниях второй лиги. Важно, чтобы классификация проходила ив течение сезона: например, спортсмен, одержавший победу в соревнованиях первой лиги, может быть переведен в группу Аи допущен к чемпионату высшей лиги. Как это выглядит на практике? Возьмем отдельные виды соревнований и коснемся некоторых проблем, связанных с ними. Ралли. К высшей лиге здесь должен относиться чемпионат страны и командный Кубок СССР на машинах 2-й группы, а к первой — 1-й группы (сюда же могут войти республиканские и некоторые другие соревнования, по составу участников соответствующие этой группе). Думается, такая система способна решить и затянувшийся спор, как создать равные условия для гонщиков, представляющих автозаводы и низовые организации. Само собой разумеется, что в чемпионатах высшей лиги будут участвовать сильнейшие заводские спортсмены (главным образом из лабораторий скоростных испытаний при отделах главного конструктора) и наиболее подготовленные гонщики из автотранспортных предприятий и спортивно-технических клубов. Важно, чтобы заводы отказались от практики комплектования команд только из своих водителей и приглашали защищать честь предприятия и других спортсменов. В связи с этим не вижу препятствий для участия в чемпионате, скажем, коллектива производственного комбината «Вихур» (Эстонская ССР), составленного по такому образцу. Уверен, что подобные команды появятся в ближайшем будущем. С нынешнего года немного сокращено число классов машин в картинге. Тем не менее программа чемпионатов в этом виде спорта все равно выглядит излишне обширной. Стоит подумать над тем, чтобы оставить класс «Пионер» (50 см 3 ) и два класса 125 см 3 , причем к высшей лиге будет относиться тот, что представлен на международной арене. В кольцевых гонках в высшую лигу следует ввести все чемпионаты и кубки СССР для гоночных автомобилей формулы «Восток», а также 2-й группы классов iv ^до 'Зои см") и v (свыше 1JUU до 3 1600 см ). В этом виде соревнований особенно много проблем. География их — в прямой зависимости от количества трасс. Крайне нужно хотя бы одно «кольцо» для республик Средней Азии, большие надежды возлагают спортсмены Закавказья на строящуюся трассу близ Тбилиси. Но пока огромную пользу начинающим гонщикам могла бы оказать школа высшего мастерства, Которую можно создать в Киеве на базе спортивного комплекса «Чайка». Своих способных водителей сюда охотно прислали бы на учебу многие клубы страны. Чемпионаты по кроссу следует, очевидно, проводить по первой лиге. Впрочем, здесь, как ив многоборье, важна не столько классификация, сколько выработка правильной, оптимальной системы проведения соревнований. Вот уже многие годы никак не удается подыскать такую кроссовую трассу, которая была бы безопасна для автомобилей и одновременно строго экзаменовала водителей. Выход, думается, в создании трехчетырех специальных трасс с искусственными препятствиями. Что касается многоборья, то, уверен, нужно вернуться к первоначальному варианту этого соревнования, когда «фигурка» (теперь «скоростное маневрирование») и езда на экономию топлива проводились раздельно. В нынешнем, так сказать совмещенном виде многоборье представляет унылое зрелище. Введение лиг и классификация гонщиков способны внести необходимый порядок в наши чемпионаты и заинтересовать спортсменов в повышении мастерства. Но география автоспорта, круг участников не станут шире, если не будут обязательными зональные соревнования, особенно по многоборью, картингу, ралли. Следует подумать о проведении многоэтапных чемпионатов, используя для этих целей ряд популярных традиционных состязаний с открытыми стартами, которые проводятся в городах, областях и республиках. Особого внимания заслуживают соревнования, проводимые министерствами, ДСО и ведомствами. И наконец, пора ввести четкую систему зачета, которая отражала бы вклад в спортивную работу первичных организаций, клубов, заводов, городских, областных, краевых и республиканских коллективов, добровольных обществ и ведомств. Странным, например, выглядит тот факт, что во многих автомобильных дисциплинах нет зачета для ДОСААФ , как будто гонщики оборонного Общества и не участвуют в соревнованиях. Внеся эти предложения, мне хотелось обратить внимание нашего спортивного актива на необходимость изменения структуры автомобильного спорта. Существующие формы соревнований, сложившийся порядок допуска спортсменов к чемпионатам не отвечают уже нашим возможностям, возросшему уровню развития спорта. Пусть эти заметки кому-то покажутся спорными или даже нереальными. Что ж, давайте искать вместе. Наш спорт от этого только выиграет. Ему нужны современные скорости. Одной форсировкой двигателей этого добиться нельзя. Требуется еще и современная организация всего спортивного хозяйства. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель Федерации автомобильного спорта СССРНЕ ТОЛЬКО ЧЕМПИОНЫСпорт воспитывает подростковГоворят, что педагогика не профессия. а призвание. Высокое призвание понимать других... Ребята из мотосекции юношеского автомотоклуба ленинградского Дворца пионеров и школьников имени Жданова на вопрос, что им больше всего нравится в их тренере, отвечают: — С ним легко говорить обо всем. И знаем, он всегда нас поймет... Обратите внимание, это мнение четырнадцати-пятнадцатилетних мальчишек, общение с которыми в силу переходного возраста наладить иной раз нелегко даже опытному педагогу. Сам Кирилл Александрович пришел в мотосекцию Дворца давно. Очень давно. В сорок девятом году. Было ему тогда четырнадцать лет. И занимался он у известного в Ленинграде педагога — заслуженного тренера РСФСР Л. Сандлера. Знаменитым гонщиком Кирилл не стал, хотя был одним из способных учеников. Но мотоспорт полюбил на всю жизнь . А главное — воспринял способность зажигать сердца этой любовью. Потом Демянский учился в ленинградском институте физической культуры имени Лесгафта. А когда закончил его, вернулся во Дворец имени Жданова, но уже как тренер. С тех пор прошло двадцать лет. Демянский работал ис гонщиками ленинградского клуба армии, сборных команд страны, но всегда оставался верным своим мальчишкам. Кирилл Александрович просто не мог без них. Он давно определил для себя, что его призвание здесь, а не в шлифовке мастерства чемпионов, хотя и это ему удавалось неплохо. — Понимаете, приходит к тебе этакий несмышленыш. И начинаешьс ним работать, как говорится, с нуля. Видишь, как неумело первый раз он проехал на мотоцикле. Радуешься его первой, самой маленькой, почти незаметной победе. Переживаешь вместе с ним его неудачи. А главное, понимаешь, к ак много здесь зависит от тебя, тренера, воспитателя. Ведь перед тобой не сложившийся гонщик, как, допустим, было в сборной страны, а только-только начинающий познавать азы мотоспорта мальчишка. Что из него получится? Пока неизвестно. Но пусть даже он никогда не будет чемпионом. Ведь просто невозможно, чтобы каждый стал им. Всегда будут и вторые, и пятые, и десятые. Но если я научу его беззаветно любить мотоспорт, сделаю из него настоящего советского спортсмена. мыслящего, честного, трудолюбивого, я буду считать, что цель моя достигнута. В словах Демянского, конечно, нет открытия. Это ведущие идеи нашей педагогики. Но очень важно то, что они стали его собственными идеями, его принципами. Итак, главная цель Демянского — отнюдь не выращивание чемпионов во что бы то ни стало, любой ценой. И тем не менее, очень многие его воспитанники становятся чемпионами. Парадокс? Вовсе нет. Дело в том, что Демянскому удалось в своей секции создать поистине творческую атмосферу, особый микроклимат, который во многом помогает каждому мальчишке развиться как лич33 я снит что надо, поможет, и это ^ ^ о жё ^ плоды системы воспитания Демянского. Когда Моисеев стал чемпионом мира , Кирилл Александрович, н есмотряна то, что Геннадию с его сложившимсяхарак ­ тером вроде бы и не грозило головокруж ение от успехов, все же провел с ним небольшую профилактическую беседу. — Забудь теперь, что ты чемпион мира. Тренируйся так, будто только собир аешься им стать. Все хозяйство Демянского, его секции, состоит из двухнебольших комнат. Первая — класс для изучения теории, вторая, собственно, не комната, а бокс, где стоят мотоциклы. Над входом придеПосещение официальных соревнований по мотокроссу — это тоже практические занятия будущих гонщиков. Кирилл Александрович Демянский (крайний справа) с группой своих воспитанников на трассе в Юкках. Фото В. Ш иршова8ности, к ак спортсмену. Не случайно восемь его подопечных были членами сборн ых команд страны по мотокроссу. Двенадцать раз гонщики, в ыросшие во Дворце пионеров, с тановились чемпионами Советского Союза, пятьдесят три — Ленинграда. Любителям мотоспорта хорошоизвестныимена многих кроссменов, нач инавших свой путь у Демянского. Это — Павел Рулев, Анатолий Долинкин, Влаи мир Аксель, Анатолий Бочков, Сергей 1патович, Виктор Терентьев. И наконец, кому не известно имя чемпиона мира семьдесят четвертого года Геннадия Моисеева. «Чемпион рождается сам, но полностью раскрывается он в коллективе» — это слова двукратного чемпиона мира, обладателя трехолимпийских медалей французскогогорнолыжника Жана-Клода Килли, с тавшего впоследствии не менее знаменитым гонщиком. А ведь об этом часто забывают те, кто видит перед собой лишь одну цель — сделать из способного ученика покорителя рекордов. И разве нет у нас примеров подобного рода: вырос чемпион, но как чел овек он груб, заносчив, своекорыстен, а то и попросту нечестен. Каждый, кто хотя бы раз встречался, р азговаривалснеоднократным чемпионом страны мастером спорта международного класса Геннадием Моисеевым, надолго остается под обаянием этого скромного человека, которому дажев малой мере чужды самолюбование и заносчивость. Сейчас он занимаетсяв спортивном клубе армии, но по-прежнему часто заходит во Дворец пионеров. Здесь, в секции к нему с любым вопросом может обратиться любой новичок, и Геннадий никогда не сошлется на нехватку времени (а свременем действительно у него трудно), всегда объ34лан турник . Чтобы пройтив эту дверь, нужно подтянуться десять раз . Такое условие поставил Кирилл Александрович каждому, кто мечтает быть кроссменом. — Всем известно, к акоезначение имеет для гонщиков общефизическая подготовка. Из всех видов мотоциклетного спорта мотокросс самыйтяжелый по физической нагрузке . Недаром игаревики , и ледовики, и кольцевики — все включают мотокросс в свою программу общеф изической подготовки. Мы же налегаем на штангу, много играемв волейбол, баскетбол, футбол. Р езультаты от этихзанятий довольно ощутимые. Геннадий Моисеев, Павел Рулев. Анатолий Бочков — в оспитанники Демянского стали сильными , хорошо физическиразвитыми спортсменами. А каким был тот же Рулев, когда его впервые увидел Демянский. Во времятренировкив Озерках крутился возле трассы худенький парнишка , и после ее окончания на своем велосипеде с моторчиком лихо промчался по склонам оврага. Кирилл Алекс андрович внимательно наблюдал за ним. У мальчишки были явные ездовые способности, но физическиеданные оставл ялижелать лучшего. И езде одна мысльпришла тогда: куда, в какую сторону понесется на своем велосипеде с моторчиком этот мальчишка? Впрочем, подобные мысли часто возникалиу Демянского, когда он видел бесцельно гоняющих по городу подростков. — Хочешь заниматься мотоспортом? — спросил он мальчишку. — Конечно! II Такпришелв секцию Павел Рулев, ныне мастер спорта международного класса. многократный чемпион Советского Союза, член сборной по мотокроссу.ТВс7пГТ'у^юв^1рйвлёТ^^нШПш1!ёТ1ё7ыш^ ского умением управлять велосипедом, то Моисеев покорил его своей настойчивостью. Как двадцатьлетназад , т акисейчасмальчишкихотятзаниматься мотоспортом у Демянского. Естественно, всех прин ять невозможно. Поэтому Кирилл Алекс андровичвыработал особую систему, по которой отбирает ребят всекцию . Прежде всего четырнадцатилетние претенденты должны хорошо учиться. Ж елающиезаниматьсявсекции срочно приводят в порядок свои делавшколе . З атем — надо уметьхорошо ездить на велосипеде. И наконец — тесты, специа льные задания, по которым проверяютс яфизические способности новичков . Здесь и подтягивание на турнике, и прыжоксместав длину, приседание на одной ноге, прыжок-пируэт и многое другое. Но вот самые достойные принятывсекцию . «Наш муравейник » — т ак зовут ее ребята. И действительно, глядя на них, н евольнопредставляешь себе по-веселому деловых, трудолюбивых муравьишек . В комнате, где проходят занятия , и дажев боксе, и деальная чистота. А ведь уборщ ица сюда даже не заглядывает . «Все делаем сами» — т акойдевизу будущих гонщиков. К слову сказать , если у ребят из гимнастической секции попадаются шкафчикисоторваннымикрючками , то здесь такого не бывает никогда. Чем это объясняется? — Уж конечно не тем, — говорит Дем янский , — что внашусекцию приходят какие-то идеальные ребята. Наоборот, с амые благополучные, к ак правило, идут в фигурное катание , в гимнастику. И даже не идут, а часто их приводят туд азаручку родители. У насже , что скрывать , в основном занимаются так называемые трудные дети. Конечно, и чистота, и прибитыена свои местакрючки — все это пришло не сразу . И, пожалуй, было самым трудным. В секции Демянского сразупопадаешьв обстановку всеобщего труда, беззаветной преданности любимому делу. И прим ер — в первую очередь сам Демянс кий . Часы его работы строго определен ырасписанием . Но это теоретически . П рактически его можно увидеть здесь и утром, и днем, и вечером. — Прежде чем ожидать чего-нибудь от других, надо самому быть науровне выс оких требований, — считает Демянский. Вот характерный случай. В секции введен категорическийзапретна курение. Кирилл Александрович много расс казывал ребятам, к акой вред приносят сигареты, тем более спортсменам, а сам... курил. — П ришлось бросить, — с улыбкой вспоминает Демянский. — Теперь унас никто не курит. Во дворе секции стоит зеленый грузовичок. Латаный-перелатанный, но на ходу. Машину ребята отремонтировали и переоборудовали сами. И очень гордятс я этим. На ней они теперьвыезжаютв Озерки натренировки . И тут время не теряетсязря . Сколько интересных вещей успевает рассказатьтренер ребятам во времяэтих поездок. О состязаниях , о знаменитых спортсменах, о машинах разныхмарок . Да мало ли еще о чем. Как бы невзначайможно поинтересоваться, кто какую книгу сейчас читает, посоветовать, н а что в кино сходить. Очень тактично, н енавязчиво каждый разДемянскийстараетсязавести разговор на тему «что такое хорошои что такое плохо». — Ведь дело не только и не столько в том, станет ли паренек из нашей секции знаменитым спортсменом. Здесь для него первый коллектив, в котором он знакомитсяс трудом. Здесь закладываю тся качества, к оторые понадобятся во всей жизни . Сами собой они не появляются. Их нужно воспитывать годами, с детства. В этом видит свою главную задачу тренер Кирилл Александрович Демянский. А об успехах его на этом пути лучше всего свидетельствует медаль «За трудовое отличие», которой он был награжден с группой спортсменов итренеров по техническим видам спорта накануне 50-летия оборонного Общества. г. Ленинград С. СМИРНОВА