В МИРЕМОТОРОВ«ПОРШЕ» 1977 ГОДАКОРОТКО• ••Новую модификацию автобуса для работы в услоьиях Крайнего Севера разработал завод «Икарус». Она предназначена главным образом для экспорта в СССР.Новейшая модель «924» (слева вверху) с передним расположением двигателя, модель «911» (справа), ведущая происхождение с сентября 1963 года, и модель «Турбо» (слева внизу), оснащенная турбонаддувом и задним антикрылом.• ••Завод «Прага» (ЧССР) в нынешнем году отметил свое 70-летие. Производство автомобилей он вел до 1964 года, когда стал специализированным предприятием по выпуску автомобильных коробок передач и дизелей. С 1964 года грузовики марки «Прага» изготовляет завод «Авиа». Сравнительно небольшая по производственной мощности (10 тысячмашинв год) з ападногерманскаяфирма «Порше» с 1948 года специализируется на дорогих, спортивного типа автомобилях. Кроме того, она располагает солидным научно-исследовательским центром, который разрабатываетконструкциии для других фирм , н апример «Фольксвагена», «Ауди». Для всех «Порше» этого года характер ны независимая торсионная подвеска колес (только у модели «924» п ередняясделана пружинной), реечное рулевое управление, дисковые тормоза с усилителем в приводе. На моделях «924» и «911» з а доплату устанавливают автоматическую трансмиссию . С 1977 года на «Каррера» и «Турбо» завод стал применять усилитель в приводе сцепления (как на тяжелых грузовиках), «дворник» заднего стекла иэлектрические стеклоподъе мникив дверях. Модель «911» з а особую плату также может быть оснащена этими устройствами плюс усиленными амортизаторами и шинами размером 185 — 14. На всех моделях теперь нашли применение страховочные устройства вдверныхзамках , которые затрудняют угон машины . В качестве серийного оборудования завод устанавливает лампы, с игнализирующиео том, что не пристегнуты ремни безопасности. Следует отметить, что ограниченный объем производства, сложность конструкции, многоступенчатый контроль за качеством нашлиотражениев цене. По сравнению с массовым автомобилем класса ВАЗ—2101 «спортивные» «Порше» в зависимости от модели стоят в 2,7—7 раз дороже.• ••Из общего числа легковых автомобилей, эксплуатируемых в Англии, одна четверть прошла антикоррозионную обработку закрытых полостей кузова на сервисных станциях.•••Испанская автомобильная промышленность ежегодно выпускает около 400 тысяч легковых машин в год. Их производят на заводах, принадлежащих зарубежным компаниям: а мериканским («Крайслер», «Форд», «Эбро»), французским («Ситроен», «ФАСА-Рено»), итальянской (CEAT).ЕЩЕ ОДИН ТРЕХЦИЛИНДРОВЫЙНовая модель «Ямахи» с разу ше получила среди мотоциклистов прозвище «Анти-БМВ». Не только потому, что имеет одинаковый с ним рабочий объем — 747 смз. Дело в том, что уяпонских машин всегда была довольно жесткая подвеска, а «Ямаха-Икс-С750» по мягкости и комфортабельности подвески первой сравняласьс немецкой маркой . Три цил индрау двигателя расположеныв ряд поперек рамы , и мотоцикл можно наклон ять при прохождении поворотов на больший угол, чем, н апример , БМВ с оппозитно расположенными цилиндрами. Наконец, «Икс-С750», к аки БМВ, о.снащена карданной передачей на заднее колесо. Сами по себе мотоциклы с трехцилинд ровыми моторами ныне не новинка: они отличаются плохой уравновешенностью исильнымивибрациями . На неп риводимые цепью, т ри синхронно работающих карбюратора , к оленчатый вал на подшипникахскольжения , электрический стартер, три впускных трубы, слив ающиесяв одну (с двойными стенками), которая заканчивается глушителем. Имея степеньсжатия 8,5 (топливо — бензин соктановым числом 93—96), двигатель развивает 65 л. с. при 7500 об/мин. Мотоцикл оснащен пятиступенчатой коробкой передач, дуплексной рамой, отл итыми из магниевого сплава колесами, д исковымитормозами (на переднем колесе — два диска) с гидравлическим приводом. «Ямаха-Икс-С750» весит сзаправ кой 251 кг, обладает максимальной скоростью 175 км/час иразгоняетсяс места до 100 км/час за6 секунд. Р асход топлива — около 7 л/100 км. Мотоцикл рассчитан на хорошие дороги иэксплуатацию без коляски .Итальянский завод «Феррари» впервые в своей истории будет с 1977 года оснащать спортивную модель американской гидромеханической трансмиссией.• ••Модификация «Икс-СР» легкового автомобиля «Олдсмобиль торонадо» модели 1977 года оснащена двумя стеклянными панелями вкрыше над передним сиденьем. Эти панели сдвигаются при помощи электропривода и образуют люк.• ••Турецкие автомобильные заводы строят по лицензиям фирм ФИАТ (Италия) и «Рилайент» (Англия) легковые машины марок «Тофас» и «Отосан».Фордовский филиал в ФРГ подготовил в рамках технических требований группы 2 спортивный вариант модели «Форд-фиеста». При рабочем объеме 1150 смз двигатель развивает 130 л. с.• ••На легковых моделях «Мерседес-Бенц» в 1977 году на панели приборов устанавливают индикатор — контрольную лампу износа тормозных накладок.Японский завод «Мазда», обеспокоенный падением сбыта своих машин с роторными двигателями, решил привлечь покупателей самым большим в истории автомобилестроения гарантийным сроком. Он составляет пять лет, или 110 тысяч километров пробега. Специалисты считают, что фирма пошла на крайние меры, чтобы спасти пошатнувшееся экономическое положение. Фирма же НСУ (ФРГ) прекратила выпуск автомобилей с роторными двигателями.вой «Ямахе» в ибрации намного меньше , и по первымотзывам владельцев машинуравновешенность двигателя унихне хуже, чем у ВМВ. Среди других конструктивных особенностей двигателя назовем два распределительных вала в головке цилиндров, ЛИБЕРЕЦКИЕ «ШКОДЫ»Двадцать пять лет назад в г. Либерец (ЧССР) начал работать автомобильный завод ЛИАЗ. Он входит в объединение «Шкода» и строит тяжелые грузовики. Его машины хорошо известны во многих странах мира, в том числе в СССР, куда в свое время было поставлено значительное количество седельных тягачей «Шкода-706РТТН». Свой юбилей ЛИАЗ отмечает подготовкой к производству новых моделей, которые в конце 1976 года были показаны на выставках. Среди них — трехосный бортовой грузовик «Шкода-123.02». Эта машина во многом унифицирована с двухосными автомобилями модели «100.05» («За рулем», 1976, № 9). У нее такой же шестицилиндровый дизель мощностью 320 л. с. Масса автомобиля с полной нагрузкой — 22 тонны. Другая машина — трехосный седельный тягач «Шкода-123.47». Он оснащен уже восьмицилиндровым дизелем мощностью 320 л. с. и пневматической подвеской колес. Для работы в паре с этим тягачом завод «Брандыске Строирны» создал современный трехосный полуприцеп.«Шкода-123.47».«Шкода-123.02»ЭКСПЕРИМЕНТЫ «ВОЛВО» И «КОППЕл настоящее время многие автомобильные фирмы и исследовательские институты заняты проблемой «идеального» городского автомобиля. В .мире можно насчитать сегодня сотни опытных образцов. Среди них немало электромобилей, в том числе построенные шведским «Волво». Этот завод недавно сделал две экспериментальные машины: четырехместную пассажирскую и двухместную для развозки мелких партий грузов. Они имеют много общего в конструкции, отличаются малыми габаритами (длина — 2,68 м) и высокой маневренностью (радиус поворота — 3,75 м). Относительно габаритов они, как и всякие электромобили, довольно тяжелы — их масса составляет 1000 кг. При этом аккумуляторы (12 батарей для первой модели и 10 — для второй) весят соответственно 360 и 300 кг, то есть на них приходится около трети всей массы машины. Мощность электродвигателя у пассажирской модификации составляет 8 кВт (11 л. с), а у грузовой — 9,5 кВт (13 л. с ) . Максимальная скорость — около 70 км/час. Для более рационального расходования энергии пассажирская машина оснащена тиристорной системой регулирования, а грузовая — автоматической ременной трансмиссией типа «ДАФ» с раздвижными шкивами. Однако, несмотря на эти ухищрения, по запасу хода электромобили «Волво» практически равноценны с другими подобными машинами — 50 километров пробега, или 2 часа эксплуатации. Полная же зарядка батарей требует 10 часов. Результаты экспериментов не дают пока оснований для начала серийного производства электромобилей. Рольф Мелльде, технический директор «Волво», по этому поводу сказал: «Пока не будут решены проблемы аккумуляторов, электромобили не смогут соперничать с бензиновыми автомобилями. А эти прототипы дадут фирме «Волво» нужный опыт». К тому же опытные образцы позволят накопить информацию, полезную для создания малогабаритных городских машин. У них сдвижные двери, широкий защитный брус по всему периметру, минимальные свесы спереди и сзади. Другой экспериментальный образец малогабаритной городской машины с трехдверным двухместным кузовом создала американская фирма «Коппер Дивелопмент». Она снабжена батареями, обеспечивающими пробег в 120 километров до очередной полной зарядки в условиях городского движения. Максимальная скорость — 88 км/час.«Волво».«Коппер».