Дорожные знакиHa вопросы читателей по Правилам дорожного движения отвечает начальник отдела ВНИИ БД М. АФАНАСЬЕВНа дорогах мы встречаем порой знаки разной величины. Разве стандарт устанавливает несколько размеров одних и тех же дорожных знаков? Совершенно верно. На обычных улицах и однополосных дорогах, где скорость транспортных средств не должна превышать 60 «м/час, водители без труда «прочитают» сравнительно небольшой по размеру знак. Для таких случаев ГОСТ предусмотрел предупреждающие знаки со стороной треугольника 700 мм, запрещающие и предписывающие — диаметром 550 мм, а указательные — 550X550 и 550X700. На магистральных улицах и дорогах III и IV технических категорий, где скорости движения, естественно, выше, эти дорожные знаки должны быть увеличены до 900, 700, 700X700 и 700x900 мм соответственно. На дорогах Iи II технических категорий знаки еще крупнее. Здесь предупреждающие могут «вырасти» до 1200 мм, а круги запрещающих и предписывающих знаков — до 900 мм. Наконец, на скоростных дорогах, к строительству которых сейчас приступили довольно широко, закономерны знаки размером 1500 мм (сторона треугольника) и 1200 мм (диаметр круга). Цвет дополнительных табличек к знакам должен соответствовать их фону. Но тогда табличка «Направление действия знака» голубого цвета внешне будет похожа на указательный знак 4.9 б «Одностороннее движение». Не перепутает ли их водитель? Такой опасности, думается, нет. Дело в том, что размер дополнительных табличек по ГОСТу не превышает диаметра или стороны треугольника соответствующих дорожных знаков, а длина знака «Одностороннее движение» на дорогах любой категории должна составлять 1000 мм . Стало быть, знак почти вдвое больше табличек, если учесть, что речь идет об организации движения в населенных пунктах. В дальнейшем предполагается этому знаку придать квадратную форму, то есть отличную от прямоугольных табличек. Почему дорожные знаки устанавливают то с правой стороны проезжей части, то с левой! Ведь это затрудняет работу водителей. 28Д орожные знаки должны устанавливаться только справа по ходу движения водителя. Так требует ГОСТ. На левой стороне дороги или на разделительной полосе знаки могут лишь дублировать те, что установлены справа. К подобному повторению прибегают тогда, когда есть опасения, что по каким-то причинам водители могут не заметить основной знак справа. Скажем, при большой ширине проезжей части, сложном профиле дорогии т. п. Таким образом, знак слева по ходу движения при ­ зван облегчить водителям ориентировку, он страхует их в ситуациях, когда основной знак можно проглядеть. В характеристике предупреждающих знаков сказано, что они информируют водителя о необходимости «принять меры, соответствующие обстановке» (пункт 24). Но ведь это общие слова, а что он должен делать конкретно? При той многоликости опасностей, о которых эти знаки должны водителя предупредить, его задачу только общими словами иможно сформулировать. Когда-то Правила уже пробовали ре ­ шать за водителя, что ему в том или ином случае надо делать «конкретно», но ничего хорошего из этого не вышло. Много лет назад, например, во всех местах, перед которыми были установлены предупреждающие знаки, напрочь запрещался обгон. На практике же эта мера сплошь ирядом себя совершенно не оправдывала, а только тормозила движение. Нынешние Правила, как видите, более гибки в этом вопросе. Именно водитель должен решать, как ему действовать при изменении обстановки на дороге. В одном случае достаточно будет, например, лишь снизить скорость, в другом воздержаться от обгона, в третьем просто повысить внимание и т. д. Как водителю определить, где конец дороги с односторонним движением! Почему в Правилах нет соответствующего «отбойного» знака! Претензия справедлива. В подготавливаемом сейчас новом стандарте знак «Конец дороги с односторонним движением» есть. Но это дело будущее. Пока же для указательного знака «Одностороннее движение» «отбойным» является предупреждающий знак «Двустороннее движение». Он устанавливается на дороге с односторонним движением на некотором расстоянии до участка, где разрешено двигаться в обоих направлениях. А заменить знак 1.18 в этой роли целесообразно потому, что его основное назначение все же информировать водителей об участке, где по ка ­ ким-то обстоятельствам временно введено двустороннее движение. Почему в отношении первых пятнадцати запрещающих знаков Правила не говорят о зоне их действия! Есть она у них или нет! Л юбое ограничение действует, разумеется, в определенной зоне. Но водителю надо знать зону действия тех знаков, за которые он имеет право двигаться. Тогда он в состоянии отмерить ее в тех величинах, что будут указаны, — метры, 'Кварталы идр . Но как, скажите, определить ему зону действия знака, если она, предположим, и будет указана на дополнительной табличке, когда дальше ему проезд по этой дороге запрещен? Ведь он будет объезжать закрытый для него участок каким-то другим путем, а значит, и любые указания о зоне действия знака теряют для него всякий смысл. Вот почему нет таких сведений ив правилах движения. Знаки, ограничивающие (2.16) или предписывающие (3.1) определенные направления движения, действуют на ближайшее пересечение проезжих частей. Очевидно, Правила имеют здесь в виду многосторонние перекрестки! Не только. И на простом четырех- или трехстороннем перекрестке может возникнуть несколько пересечений, если одна или обе из пересекающихся дорог имеют несколько самостоятельных проезжих частей. Что значит — самостоятельных? Правила дают на этот вопрос ответ в пункте 9: лежащих в разных уровнях или отделенных одна от другой разделительными полосами зеленых насаждений, бульварами. Такие полосы могут разграничивать не только встречные, но и попутные потоки автомобилей; современные проспекты и магистральные дороги, к примеру, очень часто кроме двух основных проезжих частей имеют еще и боковые проезды. Двигаясь через такой перекресток, вы последовательно пересекаете четыре самостоятельных проезжих части. Ширина разделительной полосы здесь роли не играет. Может ли протяженность зоны запрещения остановки или стоянки определяться табличкой 5.1 «Зона действия знака» или со знаками 2.22 и 2.23 должны применяться только таблички 5.3 (г, д, е) «Направление действия знака»? С перечисленными запрещающими знаками могут применяться оба вида табличек. В населенных пунктах главным образом используются таблички 5.3, и прежде всего когда речь идет о небольших по протяженности зонах — в десяток-другой метров. На дорогах вне населенных пунктов стандартная зона действия (до ближайшего перекрестка) этих знаков может быть уменьшена и посредством таблички 5.1. В то же время, если эти таблички могут сочетаться с другими запрещающими, предупреждающими и предписывающими знаками, то таблички 5.3 (г, д, е) — только со знаками 2.22 «Остановка запрещена» и 2.23 «Стоянка запрещена». Часто на дорогах сначала встречаешь художественное панно или барельеф с названием населенного пункта, а потом уже через несколько сот метров или через километр-другой сам дорожный знак «Населенный пункт». С какого же места в этом случае начинают действовать правила движения по населенным пунктам! У каждого города или поселка есть административная граница и граница застройки, а они не всегда совпадают. Знак 4.5 «Населенный пункт», как правило, устанавливается у места, где начинается застроенная территория. Отсюда и. вступают в силу все правила движения по населенным пунктам. Различного же рода панно, монументы и т. п. обозначают лишь административные границы населенных пунктов и никаких режимов в движение транспортных средств не вводят.