Нино о безопасности движенияУлица... Мы видим ее глазами едущего по ней водителя легкового автомобиля. Приближаемся к стоящему справа у трот уара грузовику. Неожиданно из-за него на проезжую часть выбегает человек. Визг тормозов, р езкий поворот руля... Во весь экран — к расный крест на борту «Скорой помощи». К ажется , не рази не два видели мы ленты по безопасности движения стаким вот началом. Но не будем торопиться и посмотрим, к ак станут развиваться события вкиносюжете , который называется «Водитель нажал на тормоз...» А дальше вся эта ситуация предстает перед нами снятая в замедленном темпе. Мы видим, к ак действовал водитель, заметив неожиданно появившегося человека: его расширенныезрачки , движения рун, поворачивающих руль, ногу, переметнувшуюся с педали «газа» на педаль тормоза. Затем похожая ситуация прокручи вается еще раз, но ужев лаборатории института. К голове водителя подсоединены датчики . Перед ним экран . Внезапно появляется пешеход... И вот кадр за кадром вводит нас вкруг очень важных явлений. Мы убеждаемся, что, к ак бы ни был опытен водитель, биологические особенности человека не позволяют затормозить мгновенно. В среднем на это уходит восемь десятых секунды — столько, сколько необходимо для переработки полученной информации и принятия решения . М ы зримо ощущаем , что за этой цифрой стоит другая — десять слишним метров путимШsPLL ШИР^К ак действует водитель при неожиданно возникшем препятствии? В дорожных условиях ивинститутских лабораториях научные работники изучают психофизические реакции человека за рулем.Г'Ч^с«Й1»««**щпри скорости 50 км / ч ас . Потом мы прослеживаем работу тормозной системы с гидровакуумным усилителем и вполне конк ретно представляем себе, сколько метров потребовалось для полной остановки автомобиля. Так в общем хорошо известные нам данные, показанные средствами кино , к ак бы изнутри , препарированно, предстают по-новому и потому особенно убедительно. «Водитель нажал на тормоз...» лишь один из ряда киносюжетов всесоюзного киножурнала « Н аукаитехника » студии «Центрнаучфильм». Пропаганда средствами научного кино правил дорожного движения — т акможно сформулировать задачу, которую ставят перед собой автор этих сюжетов выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров Госкино майор милиции А. Москалев и весь творческий коллектив журнала . М. ГРИГОРЬЕВ Фото В. КнязеваНАЖАЛ НА ТОРМОЗ...»