16
17
томобиля такой компоновки запорожский автозавод не ведет. Кстати, такая схема вообще в мировом автомобилестроении не встречается. А машины, которые ЗАЗ станет выпускать в ближайшие два-три года, не будут принципиально отличаться от существующих моделей. Те, кто покупал или собирается покупать новый 40-сильный мотор, хотят узнать о его комплектации. (В. Релич, Вильнюс). Двигатели МеМЗ—968 в запасные части поставляют без стартера и глушителя. Стартер устанавливают только на весь силовой агрегат (мотор в сборе с коробкой передач), глушитель же входит в оборудование автомобиля. Отдельно стартеры и глушители в запасные части поступают. Внесите, пожалуйста, ясность. Какой марки масло следует заливать в картер двигателя «Запорожца»? Дело в том, что в различных источниках даются разные рекомендации. Так, в книге «Спутник водителя» сказано, что надо применять масла АС-8, АС-10 или дизельные разных марок. Если посмотреть ваши журналы или заводские инструкции разных лет издания, то в них можно найти разночтения. (Т. Зайнуллин, Уральск). Такой вопрос может возникнуть не только в отношении масел. Поэтому сначала — рекомендации общего характера. Если вы попали в затруднительную ситуацию и не у кого получить квалифицированный совет, то откройте свою, даже самую старую инструкцию по эксплуатации машины и руководствуйтесь ею. В этом случае вы гарантированы от того, что загубите тот или иной агрегат, систему. Если вы нашли разночтения в заводских изданиях, то следует пользоваться более поздним изданием, но обязательно при этом уточнить по каталогу (его можно найти в библиотеках), различаются ли чем-либо по конструкции машины, выпущенные в разное время. Мы со страниц журнала обычно информируем читателей об изменениях. Что вообще касается масел, то они подвергаются комплексным испытаниям в стендовых и дорожных условиях. Только после тщательного исследования заводы дают обоснованные рекомендации по применению тех или иных сортов, сроков смены и сезонности. Согласно последним рекомендациям мелитопольского моторного завода, для двигателей МеМЗ всех моделей (автомобили «Запорожец», «Волынь») надо применять летние масла: М-12ГИ (ТУ 38 10148-70), М-12Г, (ТУ 38 101415-73); зимние: М-8ГИ (ТУ 38 10148-70), М-8Г, (ТУ 38 101415-73); всесезонные: М-10ГИ (ТУ 38 10148-70), М-8В, (ТУ 38 101528-75). Заменять эти масла надо через каждые 10 тысяч километров пробега. С таким же сроком замены можно применять для двигателей МеМЗ и всесезонное масло М-8Б.У (ТУ 38 101374-73), но предпочтение надо оказывать первым. В качестве заменителя на короткое время можно применять всесезонное АС-8 (ГОСТ . 10541—63) с периодичностью замены 4 тысячи километров. Использовать всесезонное масло М-63/ЮГ1 (прежнее обозначение М-10Г3), а также авиационные масла МС-20 и другие не следует. Они могут вызвать...Чтобы «ходить»Если спросить у владельца автомобиля, зачем он ему, то в той или иной форме получишь ответ — «чтобы ездить». Но сегодня в «Клубе» собрались другие водители. Им автомобиль нужен для того, чтобы... «ходить». На этот раз наши гости — те, кому в силу обстоятельств трудно самостоятельно передвигаться и кому государство предоставило в личное пользование «механический протез» — автомобиль «Запорожец» с ручным управлением. Это прежде всего инвалиды Великой Отечественной войны. Это огромное удобство для инвалида. Но, к аки всякая сложная техника, автомобиль ставит перед ним уйму вопросов, от разрешения которых зависит, придется вам ехать дальше или нет. Ответить на самые типичные из них и является целью сегодняшнего заседания «Клуба». Итак, на вопросы владельцев «запорожцев» с ручным управлением отвечают специалисты завода «Коммунар», мелитопольского моторного завода, Министерства социального обеспечения РСФСР, торгующих организаций, Госавтоинспекции. Беседа наша будет, пожалуй, интересна и другим владельцам «запорожцев»— с обычным управлением, а отчасти и не только им, а вообще автолюбителям. Каков срок службы двигателей МеМЗ? (А. Иванов, Рига). Вопрос не так прост, как на первый взгляд кажется. Срок службы мотора зависит в основном от того, где и как эксплуатируется машина, от качества обслуживания, ремонта. При благоприятных условиях двигатель «Запорожца» может служить (с ремонтом) до 250 тысяч километров пробега автомобиля. А каков срок службы двигателя до капитального ремонта? (В. Мироненко, Ленинград). В целях 16 планирования для мотора «Запорожца» ЗАЗ—968 до первого капитального ремонта установлен «пробег», равный 80 тысячам километров. Для ЗАЗ—966В эта норма была меньше — 75 тысяч километров, а для ЗАЗ—965А — 60 тысяч. Если же говорить о конкретной машине, то опять придется сделать поправку на условия эксплуатации. Слышал, что «запорожцы» скоро будут иметь трехдверный кузов — слева одна дверь, для водителя, а справа — две для пассажиров — и новый, более мощный мотор. Так ли это? (Т. Федоров, Небит-Даг). Работ по созданию трехдверного ав обильные зольные отложения в камере сгорания и, как следствие, калильное зажигание, в некоторых случаях даже подгорание поршней и рабочих фасок клапанов. Продолжая речь о новшествах, надо отметить, что для коробок передач «запорожцев» можно применять трансмиссионные масла ТАД-17 (ТУ 38-1-274-69) и ТАД-17И (ТУ 38 10130672), а тормозную систему заправлять тормозной жидкостью «Нева», но ни в коем случае не смешивая ее со спиртокасторовой или какой-нибудь другой. Купив шестерню балансирного вала двигателя, я не смог ее установить. Неужели шестерня была бракованная? (А. Новиков, Горький). Нет. Дело совсем не в браке. При покупке этой детали надо знать, что до мая 1972 года ведущие шестерни балансирного вала выпускались с модулем 1,5 мм (количество зубьев 63 ; номер по каталогу 968-1005038Б). Позже для повышения долговечности модуль был увеличен до 2,5 мм и, как следствие, число зубьев уменьшилось до 35. Номер такой шестерни 968-1005038В. На самой шестерне можно увидеть другие цифры. Это — номер не детали, а отливки, из которой делают как 63-, так и 35-зубые шестерни. Руководствоваться им при покупке, естественно, нельзя. Проще всегопересчитать зубья. Ставит ли завод на машины, поставляемые в северные районы страны, какую-либо особенную «печку», а также на что надо обратить внимание, если отопитель сильно шумит? (А. Мосеев, Архангельская область). Все без исключения «запорожцы» всех моделей оснащены одинаковой по конструкции отопительной установкой. Никаких специальных «северных» или «южных» нет. Шум при работе отопителя, к ак правило, возникает из-за отсутствия смазки в подшипниках мотора вентилятора. В настоящее время запорожский автозавод работает над созданием новой, более надежной и менее шумной отопительной установки. Допускается ли установка карбюратора К — 1 27 на двигатели МеМЗ? (В. Ерофеев, Калуга). Новый карбюратор К—127 усовершенствован по сравнению сК — 1 25иК — 1 25Би выпускается вместо них. Его можно ставить на двигатели МеМЗ—966В, МеМЗ—968, МеМЗ—968А. Об отличиях К — 1 27 мы недавно сообщали в разделе «Справочная служба» («За рулем», 1977, № 7). Карбюратор К—127 для установки на мотор не требует дополнительной подгонки. Разбалансировочную трубку клапана наружной вентиляции поплавковой камеры надо соединить резиновым шлангом с патрубком, расположенным на воздухоочистителе. Если его на воздухоочистителе нет, то шланг выводят в горловину заборной трубы воздухоочистителя. Монтировать К—127 без отводящего шланга не следует, потому что при нарушении герметичности клапана бензин может перелиться через открытую трубку на двигатель и воспламениться. Помните об этом. Какими аккумуляторами оснащены машины ЗАЗ—968Б2? (В. Андреев, Свердловск).В соответствии с ТУ 37001296-72 «запорожцы» всех моделей комплектуются аккумуляторными батареями 6СТ-55 или 6СТ-45 (старое обозначение последней 6-СТ-42). При продаже автомобиля с более емким и совершенным аккумулятором 6СТ-55 с покупателя взимается дополнительная сумма в размере 10 рублей. Взаимозаменяемы ли прерывателираспределители Р114 и Р114-Б? (Б. Васильев, Свердловск). Р114 устанавливается на двигатель «Запорожца» ЗАЗ—966В, а Р114-Б — на ЗАЗ—968. Эти прерыватели различаются регулировкой центробежного регулятора опережения зажигания и между собой невзаимозаменяемы. Если же тот или другой прерыватель установить вопреки рекомендациям, то возможен прогар поршней и подгорание клапанов двигателя. Что можно сказать об установке реле-регулятора РР310-Б вместо РР310? (В. Борщов, Мурманск). Вместо РР310 можно установить реле РР310-Б. Для этого надо провода, подходившие к клеммам «Б» и «В» старого реле, соединить между собой накоротко и тщательно изолировать место соединения. На машины последних выпусков стали устанавливать фиксаторы передних сидений. В чем их польза и можно ли установить фиксаторы на сиденья старой конструкции? (В. Козловский, Смоленск). Фиксация передних сидений от опрокидывания вперед при резком торможении машины повышает пассивную безопасность. Поэтому завод начал выпускать передние сиденья с блокирующим устройством; они устанавливаются на ЗАЗ—968А. По мере увеличения производства таких сидений ими будут комплектовать и все остальные модели. Из-за конструктивных особенностей механизма блокировки его практически невозможно установить на сиденья старой конструкции. Знаю по себе, да и от других слышал, что применять ремни безопасности на автомобилях с ручным управлением трудно. К ак решен этот вопрос? (И. Ковалев, Красноярск). Министерство внутренних дел СССР письмом министрам внутренних дел союзных и автономных республик, начальникам управлений внутренних дел краевых и областных исполкомов дало разъяснение о том, что требования по установке и применению ремней безопасности на водителей автомобилей с ручным управлением не распространяются. Расскажите о возможных неисправностях электромагнитного порошкового сцепления. (А. Богачев, Стерлитамак; Д. Малко, Киев и многие другие читатели). Сразу скажем, что некоторые из них выявить и устранить без определенного навыка трудно, и поэтому для ремонта лучше обращаться на СТО. Какие же неполадки могут встретиться? Чаще всего случается, что передачи включаются со скрежетом, несмотря на отсутствие тока в обмотке сцепления (сцепление «ведет»). Причин этой неисправности может быть шесть. Первая — спекание частиц ферромагнитного порошка из-за перегрева или попадания масла в полость сцепления (при этом на рабочих поверхностях могут образовываться корки); для ее устранения надо снять двигатель, разобрать сцепление, заменить в нем порошок, проверить исправность сальников коробки передач и коленчатого вала, счистить корку. Вторая — попадание посторонних предметов в полость сцепления (например, оторвавшихся головок заклепок ведомого элемента); устранить это можно удалением из полости сцепления посторонних предметов, проверкой деталей ведомого элемента и, при необходимости, его заменой. Третья — задевание деталей ведомого и ведущего элементов сцепления; в этом случае проверяют, нет ли следов «надира» на деталях сцепления, обращ ая особое внимание на износ упорных колец и карманов крышек; если «надиры» есть, подрезают кромки карманов на 1—1,5 мм, а при необходимости заменяют боковые крышки. Четвертая — заклинивание игольчатого подшипника в гайке маховика двигателя; устраняется промывкой подшипника и заменой в нем смазки (ЛЗ-168); при сильном износе надо заменить подшипник. Пятая — засыпка в сцепление более 90 г порошка; удалите из сцепления весь порошок и засыпьте вновь, точно отмерив 85 ± 5 г. Шестая — сильное биение деталей ведущего (более 0,15 мм) и ведомого (более 0,05 мм) элементов; биение надо проверить и при необходимости заменить детали. Распространена и такая неисправность: при прохождении через обмотку возбуждения тока более 3А сцепление «буксует»; это явление может быть вызвано тем, что засыпано менее 80 г порошка или он пришел в негодность из-за потери магнитных свойств, износа частиц или их слипания (если попадет масло), наконец когда просто велико биение ведущего и ведомого элементов. Для устранения этих дефектов надо разобрать сцепление, довести количество порошка до нормы или полностью его заменить. Если есть следы масла в полости сцепления, следует проверить исправность сальников коробки передач и коленчатого вала. Проверяют на биение также детали ведущего и ведомого элементов, которые при необходимости заменяют. Коротко о других неисправностях. Пробуксовка сцепления после небольшого пробега автомобиля (2000—3000 километров) возникает при износе частиц порошка из-за большого биения ведущего и ведомого элементов; от попадания масла в порошок; в результате длительной эксплуатации сцепления при токе менее 3 А. Устранять эту неполадку надо так же, как и предыдущую. Отсутствие тока в обмотке сцепления при исправной системе управления может быть следствием нарушения контакта в клеммном соединении сцепления или обрыва выводных концов обмотки. Чтобы восстановить работоспособность сцепления, надо проверить цепь обмотки и устранить дефект, вызывающий разрыв ее питания. Силу тока в обмотке сцепления более 5А при исправной системе управления может вызвать замыкание части17