Неисполь зованные шансыФлаги шести стран развевались на старте первого этапа розыгрыша Кубка дружбы по кольцевым автогонкам на трассе «Боровая» под Минском. Героями дня на этот раз стали чехословацкие спортсмены — они заняли все личныепризовые места в обоих классах. Если в заезде на легковых автомобилях наши друзья из ЧССР располагали машинами, превосходящими по мощности и скорости соперников, то на гоночных шансы советских спортсменов были достаточно высоки. Ведь два последних года наши гонщики занимали на минском этапе все три ступеньки пьедестала почета. Правда, н а этот раз было одно «но». Шестик ратный чемпион страны таллинец Мадис Лайв, который дважды побеждал на «Боровой», покинул спорт. Его место рядом сискушенным кольцевиком В. Барковским заняли молодые гонщики В. Сарап с таллинского опытного авторемонтного завода и Т. Напа. Сарап стартовал на новой машине «Эстония — 19М», более легкой, с несколькими конструктивными усовершенствованиями (иное расположение бортовых радиаторов, у короченная . на 150 мм база, измененная форма кузова, литые стойки задней подвески). Но у нее в самом начале гонки отказал привод переключения передач. Лучший результат среди советских гонщиков показал Т. Напа — он был четвертым. Опытный Греков смог финишировать только одиннадцатым. Очков же, н абранных Напой и Барковским, о казалось недостаточно, чтобы выйти даже на второе место. В классе А2—1300 смз картина почти та же: В. Вайшвила, ведущий в нашей сборной, в ыбыл из борьбы вследствие деф ектамашины , А. Замыслов финишировал двенадцатым. И здесь лучший результат — четвертое место В. Богатырева. В итоге на легковых автомобилях наша команда вышла на второе место с минимальным преимуществом (в одно очко) перед сборной ГДР. Оценивая прошедшие соревнования с технической точки зрения, отметим, что все участники в классе Б8—1300 смз шлина гоночных автомобилях, о снащенных моторами «жигули». Этот факт — свидетельство больших возможностей двигателя ВАЗ—21011. Среди 21 гоночной машиныв Минске рядом с «Эстонией—19М» можно было видеть другие новинки: автомобиль «Авиа-1300» конструкции В. Лима (ЧССР), два новых образца модели СЕГ-МТ77 из ГДР с «аэродинамичными» кузовами, нов ый кузов БПС из стеклопластика на «Эстонии» В. Барковского. В классе А2—1300 смЗ, где стартовали 24 легковых автомобиля, на этот раз были представлены не только машиныс традиционной компоновкой (тринадцать ВАЗ — 21011), но и модели с передними ведущими колесами («Вартбург-353В» и «Застава-101»), а также заднемоторные «Шкода-130РС» (пять машин) и «Шкода120С» (две машины). А. ЕЛИСЕЕВ г. Минск Результаты соревнований Легковые автомобили (класс А2 — 1300 смз). Личный зачет: 1. О. Б рунцлик (ЧССР), «Шкода-130РС»; 2. М. Жид (ЧССР), «Шкода-130РС»; 3. 3. Войтех (ЧССР), «Шкода-130РС»; 4. В. Богатырев (СССР), ВАЗ—21011; 5. В. Анкуда (СССР), ВАЗ — 21011: 6. П. Мартеновский (ЧССР), «Шкода-120С»; 7. Ю. Крюков (СССР), ВАЗ—21011... 10. Ю. Просяников (СССР), ВАЗ—21011... 12. А. Замыслов (СССР), ВАЗ—21011. Командный зачет: 1. ЧССР, 2. СССР, 3. ГДР. Гоночные автомобили (класс Б81300 смз). Личный зачет: 1. К. Ийлек (ЧССР), «Металэкс-103»; 2. В. Лим (ЧССР), «Авиа-1300»; 3. И. Черва (ЧССР), «Металэкс-103»; 4. Т. Напа (СССР), «Эстония — 18М»; 5. В. Гюнтер (ГДР), СЕГ-3; 6. В. Б арковский (СССР), «БПС—Эстония»... 8. А. Альхимович (СССР), «Эстония—18»; 9. В. Лукашевич (СССР), «Эстония—18»... 12. В. Греков (СССР), «Эстония—18М». Командный зачет: 1. ЧССР, 2. ГДР, 3. СССР, 4. ПНР. 31В ЛИДЕРАХпри такой жесткой формуле может стать роковой. А тут, как назло, в тренировочном кроссе перед началом чемпионата Моисеев получил травму, последствия которой трудно было предугадать. Новая неприятность пришла на одном из первых этапов: Кавинов попал в «завал» в самой гуще мчавшихся гонщиков. К счастью, упав, Владимир оказался прикрытым своим мотоциклом, и это выручило его, но психологическая травма осталась. Беда не обошла стороной и третьего нашего участника — Анатолия Овчинникова: полученные им ушибы не позволили выступать в полную силу. Вот в такой обстановке советские гонщики начали борьбу в чемпионате мира. И можно только восхищаться их мужеством, самообладанием. Уже после третьего этапа Геннадий Моисеев стал лидером, а к седьмому, кишиневскому, на второе место уверенно вышел Владимир Кавинов. Постепенно стал пробиваться вверх по турнирной таблице и Анатолий Овчинников. Для всех троих старты в столице Молдавии имели большое значение: ведь это единственная возможность за весь сезон выступить в родных стенах, а значит и благоприятный случай упрочить свое положение. Седьмой этап собрал участников из семи стран — Англии, Бельгии, СССР, Франции, ФРГ, ЧССР, Швеции, в том числе всех главных конкурентов наших гонщиков. И надо сказать, зарубежные гости были настроены весьма решительно. Это показала уже засечка времени прохождения круга на официальной тренировке, по результатам которой спортсмены получают право выбора места на старте первого заезда. Здесь лучшим оказался Г. Эвертс (Бельгия), его соотечественник Р. Бовен проиграл ему 7 секунд, Моисеев был четвертым с дефицитом около 12 секунд, а вот Кавинов отстал от лидера почти на 14 секунд. Впрочем, все эти результаты пришлось забыть. Над Кишиневом разразилась гроза, которая за два часа превратила укатанную колею трассы вжид ­ кое, липкое месиво, и выступать на ней в первом заезде нужно было, как говорится, с листа. В этих тяжелых условиях особенно ярко проявилось мастерство наших гонщиков. Около 35 тысяч зрителей, собравшихся несмотря на непогоду, восторженно аплодировали вдохновенно выступавшим советским мотоциклистам. Ни здесь, в Кишиневе, ни в Ленинграде, Львове, Полтаве, где проходили этапы первенств, не было еще таких заездов-близнецов: со старта пулей вырывался вперед Моисеев, за ним Кавинов, и в таком порядке, обогнав перед самым финишем остальных на целый круг, они заканчивали спор. С той лишь разницей, что во втором заезде на третьей позиции все время держался тоже гонщик в алой майке — Анатолий Овчинников. После седьмого этапа у Г. Моисеева стало 141 очко, а у В. Кавинова — 117 (результаты приведены в разделе «Спортивный глобус»). Неудача постигла Г. Эвертса — два схода из-за неполадок в мотоцикле «Бультако», но из Кишинева он уехал, занимая в чемпионате по сумме очков третье место. Правда, к нему значительно приблизились хорошо выступавшие Антонин Бабороаский (ЧССР) и Андре Мальэрб (Бельгия). За ними — Ярослав Фальта (ЧССР), Р. Бовен (Бельгия) и Ганс Майш (ФРГ). Вот и все, кто сохраняет, если заглядывать дальше, шансы на высокие места в шестнадцатом личном чемпионате мира. Б. ЛОГИНОВ, спецкор «За рулем» г. КишиневСтарт участников чемпионата мира (фото вверху). На кишиневсной трассе провели первый этап чемпионата страны гонщики на мотоциклах класса 125 смз. Победители седьмого этапа чемпионата мира: Г. Моисеев (вверху) и В. Кавинов. Фото В. Горлова