32
33
Автомотоспорт и его мастераСемнадцать лет нелегкого счастьяОн стоял на верхней ступени пьедестала почета и улыбался. Был по-ленинградски пасмурный день. Но ему казалось, что все вокруг залито солнцем. А таких цветов он еще никогда в жизни не держал в руках. ...Готовиться к этим соревнованиям Викису Олеке было нелегко. Клуб «Азотас», за который он выступал, к сожалению, не смог выделить ему никаких деталей и запасных частей. Выручили друзья. Сварщик Михаил Садовский помог переделать кузов и выхлопную систему. С большим трудом Викису удалось достать нужные поршни и кольца. Не раз с благодарностью вспоминал он потом Стасиса Брундзу, одолжившего ему карбюраторы «Вебер». И многих других бескорыстных друзей, которые по праву могут сегодня считать себя соавторами его большой победы. Викис верил, что на этот раз «боевая» машина как никогда готова к сражению. Однако уже на тренировке в Ленинграде его ожидала неприятность. В контрольных заездах лучшее время показал москвич Юрий Теренецкий. Викис отстал от него всего лишь на две десятых секунды. Но на старт Олека попал в последний ряд: несмотря на то, что по новым техническим требованиям для автомобилей второй группы разрешались произвольные выхлопные системы, судьи решили почему-то руководствоваться старым доку-. ментом. Что делать? Пришлось надеть стандартный глушитель и довольствоваться последним местом на старте. Но, как говорится, беда одна не ходит. Накануне в первом цилиндре лопнуло кольцо. Пришлось идти на поклон к спортсменам из тольяттинской команды. Только ночью, в половине первого ему позвонили и предложили снять с «фургона» запасной двигатель, разобрать его и взять с поршня кольцо. Викис и механик Саулюс потратили на это полтора часа. До семи утра собирали двигатель своей машины. Викис лег спать в восемь, а в одиннадцать был ужена стадионе, на техническом осмотре. В тринадцать часов стартовал. Узде после первого круга Олека с последнего места переместился на седьмое. Еще круг — и он второй. Впереди Теренецкий. Наконец на двенадцатом круге Викис «садится на колесо» лидеру. Теренецкий —- умный, опытный гонщик, и обойти его непросто, тем более что на прямых более мощный двигатель давал лидеру ощутимое преимущество. «Не горячись, — сдерживал себя Викис, — лучше приехать вторым, чем перевернуться первым». Да, поистине это было состязание в хладнокровии и выдержке. На двадцать четвертом круге Теренецкий вдруг неудачно тормозит на повороте. На какой-то миг перед Олекой открывается просвет. И вот он уже первый* Теренецкий отстает на пятьдесят, сто метров... А еще через два круга его машина неожиданно совсем исчезает из поля зрения. Потом Викис узнал, что у автомобиля Теренецкого спустила шина. Олека подумал тогда: «Как хорошо, что удалось обогнать Юру раньше. А то победа не была бы такой радостной. Выиграл бы, как говорят, на чужом несчастье...» Чемпион Союза! Чтобы завоевать это звание, Олеке потребовалось четырнадцать лет. Это не значит, конечно, что все эти годы, позабыв обо всем на свете, он только и делал, что карабкался на эту вершину. Много лет возглавлял Федерацию автомобильного спорта Литвы и считал, что это не дает ему каких-то преимуществ перед другими, а, наоборот, ко многому обязывает, и прежде всего — помогать молодым. Так он представлял себе движение вперед. Уже будучи мастером спорта, он взял в напарники на ралли молодого гонщика Т. Баниса. А потом отдал ему свою машину для участия в первенстве страны по кольцевым гонкам, где Банис завоевал серебряную медаль и выполнил норму мастера спорта. В шестьдесят пятом году Викис отдал свою отлично подготовленную машину тогда еще никому не известно-Фото к корреспонденции — на 2-й стр. обложкиУВЛЕЧЕННОСТЬмышленный город. Как отвлечь ребят от стихийных гонок, занять увлекательным, настоящим делом? Чтобы ответить на вопрос, не требовалось особых исследовании. Комсомольским активистам, работникам ДОСААФ было ясно, что если говорить о спортивных занятиях, то большинство ребят отдаст предпочтение мотоциклу. В Каменск-Уральском мотокросс и гонки по льду давно уже завоевали сердца горожан. Посмотреть соревнования здесь собираются тысячи зрителей, и самые страстные из них, самые искушенные ценители — ребята. И вот горком комсомола, комитет ДОСААФ несколько лет назад решили провести состязания мотовелосипедистов и мопедистов, по примеру тех, что устраивают рижане на приз «Золотой мопед». Гонки привлекли свыше ста ребят. На следующий год их повторили. Потом опять. Польза начинания была бесспорна, но оно не решало основной задачи — занять подростков во внешкольное время, уберечь от дурного влияния улицы. Тогда родилась идея создания детско-юношеской спортивнотехнической школц. В городском комитете партии горячо поддержали предложение. С помощью местных советских органов, комсомола, профсоюзных организаций оно воплотилось в жизнь. Конечно, прежде чем школа начала работать, потребовалось немало усилий для решения организационных вопросов. И тут надо отдать должное большому энтузиасту мотоспорта заслуженному тренеру РСФСР бывшему секретарю заводского комитета комсомола Владимиру Друзю, который сделал очень много ив период, предшествовавший созданию ДЮСТШ, и во время ее становления. Он бывает здесь чуть ли не каждый день и теперь, помогает советами, делом. Создана школа при досаафовском спортивно-техническом клубе «Румб» на одном из предприятий города, где многие годы существует известная во всей области мотоциклетная секция, воспитавшая ряд мастеров спорта, в том числе чемпионов республики и страны по ледовым и ипподромным гонкам, таких, как Вячеслав Чупин и Виктор Тетерин. Активисты секции и стали настав-Сережа Кутепов решил поступить в детско-юношескую спортивно-техническую школу. По-разному отнеслись к этому родители восьмиклассника. Отец сразу дал согласие, а мать заколебалась: — Опасно, скорость какая! Да и не запустил бы уроки — в школе ведь теперь столько требуют... Дискуссия, в которой мужская сторона взяла верх, продолжалась недолго, н Сережа, получив заветную записку, начинавшуюся словами «не возражаем», с радостью помчался в ДЮСТШ. Таких ребят, как Сережа, великое множество. Что для мальчишки в наш век увлекательнее мотора! Тут и возможность посостязаться, испытать себя «на взрослость», на смелость и силу. Но нередко это, в основе своей хорошее стремление приводит к нежелательным результатам. Ребята гоняют бесцельно по улицам на мотовелосипедах и мопедах, подаренных родителями, будоражат шумом окружающих, попадают в аварии. Не был исключением и Каменск-Уральский — растущий с каждым годом про32 му Стасису Брундзе для первенства Прибалтики по ралли. В следующем году на всесоюзные соревнования в Ужгород выехал с молодым Э. Повилайтисом, который впоследствии стал чемпионом, членом сборной страны. Можно еще назвать много спортсменов, которые благодаря Олеке «вышли в люди». Викис относился к этому просто — как к долгу. Он помнит, как самому трудно приходилось на первых порах, как не хватало совета старшего, опытного друга. Автоспорт в Литве начал развиваться сравнительно недавно. Соревнования раллистов на первенство республики состоялись в шестидесятом году. Эти соревнования были первыми iив жизни Викиса. Неожиданно для себя он стал победителем. Уже в шестьдесят втором Олека одним из первых в республике автомобилистов стал мастером спорта, а в шестьдесят четвертом — членом сборной страны. В семье, весьма далекой от автоспорта (отец — режиссер, мать — балерина Вильнюсского театра оперы и балета), не очень удивились успехам сына. Автомобили его влекли с детства. К аки Юргиса, брата Викиса, в свое время чемпиона и призера первенств страны. Впервые за руль посадил Олеку друг семьи таксист Бенюшис, когда Викису было всего шесть лет. Однако случилось так, что автомобиль не стал его единственной страстью в жизни. После школы он поступил в Каунасский политехнический институт на строительный факультет. Увлекался живописью, музыкой, не раз побеждал на республиканских смотрах студенческих научных работ. Возможно, именно эта разносторонность до поры до времени и мешала ему добиться сколько-нибудь заметных результатов в определенной, одной области. Что же касается автоспорта, то личные свои устремления он никогда не ставил выше интересов команды. Однажды, на открытии сезона семьдесят четвертого года в Риге Олека лидировал среди сильнейших гонщиков.Внезапно двигатель стал греться. Как Викису не хотелось уступать лидерство! Но все же он заставил себя остановиться у боксов и долить воды. Первое место, конечно, потерял. Но доехал до финиша и заработал очень нужные команде очки и сохранил двигатель. Викис отлично знает цену ремонтным работам. И никогда во время гонки не приносит машину в жертву высокому результату, всегда бережет ее. Именно бережет. Его пример всегда укор спортсмену, который выводит из строя доверенный ему клубом, заводом, автохозяйством автомобиль. Даже если соперник неправ на трассе, опасно ведет гонку, Олека уступает ему, чтобы не разбить ни свой, ни его автомобиль. «Гонка длинная, и если я сильнее, то все равно обойду его»,—считает он. Бывает, что автомобиль у Викиса «не идет». Тогда он обязательно пропустит вперед более сильного. «Я глубоко убежден, — говорит Викис, — на автомобильных гонках должна быть атмосфера лыжных соревнований, где принято уступать дорогу более сильному. У нас же, к сожалению, нередко применяются силовые приемы, свойственные хоккею. Джентльменами трассы я считаю рижанина Дамбиса, москвича Теренецкого, тольяттинца Лукьянова. Приятно соревноваться с молодежью АЗЛК». Своим принципам Олека верен всегда, какую бы трудную проверку ни устроила им спортивная судьба, к ак это было в финале VI Спартакиады народов СССР. Двенадцать кругов лидировал один из гонщиков ВАЗа. Двенадцать кругов Викис шел за «им следом. Он присматривался, ждал, когда появится возможность обойти. Машины у них были равные, и на прямых ничего сделать было нельзя. Повороты соперник проходил чуть слабее. Два раза Викис уже начинал обгонять его. Но тот вел гонку на грани кроссинга, а может быть и преступал эту грань, и Викису стоило большого труда удержать автомобиль на трассе.— Ох, и разозлился я тогда, — вспоминает Викис. — Но все равно сдерживал себя: ко всему прочему от меня ждала очков команда, рисковать ими было нельзя. Однако правда всегда восторжествует — на одном из виражей соперник опять допустил ошибку. Он плохо вышел на прямую, и мне удалось вырваться вперед. Итак, снова «золото». Снова Олека на высшей ступени пьедестала почета. Как ив семьдесят четвертом году, эта победа дорога ему тем, что он смог выиграть у заводских гонщиков, преимущество которых еще недавно было неоспоримо. Каждый раз, готовясь к соревнованиям, Викис убеждается в том, что гонщику мало быть хорошим слесарем, мотористом, кузовщиком. Ему необходимо еще быть и... снабженцем, чтобы суметь достать специальные карбюраторы, покрышки, запчасти. И эта сторона «деятельности» гонщика настолько тяжела и неблагодарна, что, случается, приходит мысль—бросить все это. Ведь есть же у него любимая профессия архитектора! Он защитил недавно диссертацию. Не первый год возглавляет отдел планировки и застройки Вильнюса в Институте проектирования городского строительства, член архитектурного совета города. На общественных началах ведет раздел автоспорта в вильнюсской молодежной газете. Является членом президиума Прессавтоклуба Литвы. На одно нужно время, на другое, на третье. А его так мало! И все-таки... Все-таки часто в пятницу, когда кончается рабочая неделя, Викис садится за руль своей «боевой» машины и выходит на старт. А что касается отпусков, то он не помнит сейчас, когда отдыхал в последний раз. Наверное, это было семнадцать лет назад, накануне его первых автомобильных гонок. Что" поделаешь! Счастье чемпиона — трудное счастье. Но ведь то нам и дорого, что достается непросто. С. СМИРНОВА Фото А. Елисееваниками юных спортсменов школы. Стоит ли говорить, что недостатка в абитуриентах ДЮСТШ не испытывала и не испытывает. Школа может принять лишь каждого пятого желающего заняться мотоспортом. Свыше двухсот юношей приходят три раза в неделю в классы, боксы, гимнастический зал и проводят здесь два часа в увлекательных занятиях. Ну а как к школе относятся родители? — Рада, что согласилась с доводами мужа, — сказала мать Сережи. — Сын нашел себе занятие по душе. Посещение школы ничуть не помешало учебе. Скажу больше, помогло во многом. Он стал собраннее, самостоятельнее. Сейчас сама хожу с удовольствием на мотоциклетные соревнования, а на те, в которых выступает сын, уж обязательно... Сережа Кутепов из тех ребят, чье поведение не доставляло хлопот ни родителям, ни педагогам. Но здесь есть и такие, кого ДЮСТШ исцелила от дурных наклонностей. Вот один из них. Не будем называть его фамилию, потому что он уже твердо встал на правильный путь. А раньше у него было, как говорят, куда ни кинь — всюду клин. В школе — прогулы, дома — никакой помощи, времяпровождение — на улице, сомнительные друзья. И в ДЮСТШ не все шло гладко на первых порах. Но желание стать спортсменом, любовь к мотоциклу, влияние коллектива оказались сильнее. Теперь парень успешно выступает на соревнованиях, хорошо работает на заводе.В этом видится главное назначение школы, ее роль в воспитании юношества. А своего рода визитной карточкой ДЮСТШ является число подготовленных мастеров спорта, разрядников — резерва для большого спорта. И тут цифры довольно убедительны. За последние два года пять человек стали мастерами спорта (двое из них сейчас проходят службу в армейском СК — Валерии Хомицевич и Владимир Рычков), семь — кандидатами в мастера и свыше трехсот — разрядниками. Воспитанники школы успешно выступают не только на городских и областных соревнованиях, но ив чемпионатах республики и страны. В их активе командные победы на областных мотокроссах, традиционных состязаниях в Тюмени и Белоярске, третье место в Кубке СССР по кроссу среди клубных команд, немало призовых мест в личном зачете. Юноши из группы совершенствования спортивного мастерства входят в сборные команды области. Но у школы еще немало проблем, от решения которых во многом зависят ее дальнейшие успехи. Первая из них и самая важная — помещение. Сейчас классы находятся в подвале жилого дома, где очень трудно проводить занятия. Для общефизической подготовки ребятам приходится ездить во Дворец культуры, а там и без них напряженный график гимнастов, легкоатлетов, волейболистов, так что бывает у ДЮСТШ даже срываются занятия. Тренеры-преподаватели, механики —все молодые, большинство из них мастера спорта, классные гонщики, но педагогической подготовки им недостает. — Варимся, как говорят, в собственном соку, — замечает директор ДЮСТШ Н. Кубраков. — Ни литературы, ни методических разработок не получаем. То же самое могли бы сказать и другие директора таких школ. Давно уже назрела необходимость обобщения опыта передовых ДЮСТШ — некоторые из них созданы восемь-девять лет назад, и их работникам есть что рассказать. Крайне нужны квалифицированные советы по проведению занятий и, конечно, по воспитательной работе. Но тут упрека заслуживают, пожалуй, и сами работники школы. Ведь немало можно позаимствовать полезного из методического арсенала, накопленного общеобразовательными школами, ПТУ, наконец, из литературы по другим видам спорта. Можно было проявить инициативу ив подготовке наглядных пособий, макетов, которые помогали бы ребятам лучше осваивать мотоцикл. Будут решены эти проблемы — и ДЮСТШ, разумеется, развернется в полную силу. Успехи ее станут еще значительнее.А, Л УБЕНСКИИ , спецкор «За рулем» г. Каменск-Уральский33