34
35
36
В МИРЕ МОТОРОВНа практике смазка работала вполне благополучно, но размер шин и впрямь оказался недостаточным: передние изнашивались заметно быстрее задних. Поэтому на модернизированном варианте («Мини-1275 FT») стали ставить 12-дюймовые шины. Сейчас автомобиль, который держится на конвейере 17 лет, явно устарел и не может больше соперничать с последними моделями. Прототипы нового «Мини» испытывались на дорогах Англии более года назад, но трудно предсказать, когда национализированному «Бритиш Лейланду» удастся сделать этот значительный шаг в рамках своей новой политики. Зато итальянская фирма «Инноченти», выпускающая английскую машину по лицензии, сумела переодеть свой «Мини» (см. «За рулем», 1975, № 4) в нарядный, более просторный кузов. В настоящее время автомобили особо малого класса, или мини-автомобили (будем называть их для краткости так), выпускаются в больших количествах под 30 марками: несколько десятков моделей и более сотни модификаций. Попробуем проанализировать их конструкцию, вывести главнейшие тенденции. Из рассмотрения исключим автомобили-карлики (типа итальянского «Лавиль» длиной около 2 м), маленькие спортивные автомобили и мини-джипы. Раньше было с определениями легче, но теперь, когда термины «микролитражный» и «малолитражный» потеряли свой первоначальный смысл, то есть когда постепенно разрушилась пропорциональность между размерами и весом машины, с одной стороны, и рабочим объемом двигателя (и литровой мощностью), с другой, пора, наверное, пересмотреть и принятую прежде терминологию. Двигатели в 600—700 смз не устанавливают теперь в средние по размерам кузова, но 1000-кубовые иногда развивают достаточную мощность и крутящий момент для придания довольно тяжелым автомобилям приемлемой динамики. Определенную же часть всех мини-автомобилей теперь оснащают моторами, по рабочему объему большими даже, чем, например, ВАЗ—2101. Это явление, кстати, носит вполне закономерный характер ив других классах автомобилей. Дело в том, что до недавнего прошлого мощностные показатели двигателей постепенно росли, а теперь картина, изменилась. В ряде стран установлены весьма строгие нормы по содержанию в 'отработавших газах окиси углерода, несожженных углеводородов и окисей аэота, лимитируется применение тетраэтилсвинца в автомобильных бензинах. Вследствие уменьшения степеней сжатия, более «бедной» регулировки карбюраторов и применения аппаратуры «обезвреживания выхлопа» непременно уменьшается литровая мощность, и для компенсации приходится увеличивать объем двигателя. И еще одно обстоятельство — масса. Из-за введения стандартов на безопасность (они особенно важны для миниавтомобилей с их короткими зонами «контролируемой деформации», более тонкими элементами кузова и т. п.) масса возросла и потребовала дополнитель-«МАЛО ГАБАРИТНЫХ»Автомобили типа «мини» — явление не новое. Можно даже сказать, что автомобильная история началась с них, с легких «безлошадных экипажей», машин, носивших французское название «вуатюрет» или английское «ран-эбаут». Тогдашние слабые одно-двухцилиндровые двигатели просто были не в силах двигать шасси бблыпих размеров. Позже на смену вышли четырех-, шести- и даже восьмицилиндровые двигатели, ими стали оснащать более солидные автомобили, но это не означало, что малые ушли в прошлое. Каждому этапу развития автомобильной техники были свойственны попытки создания малогабаритных, экономичных машин, более доступных для покупателя по сравнению с «полноразмерными» конструкциями. В то же время только за последние 15 лет (и особенно в последние годы) появились малогабаритные автомобили, «подобные настоящим» по таким важным показателям, как вместимость, плавность хода, управляемость, динамика, а также по удобствам, которые создаются довольно обширным оборудованием и достаточной звукоизоляцией. Сегодняшние «мини» никак не являются копиями больших или средних собратьев в миниатюре, а имеют свой, неповторимый, облик. По принятой у нас классификации машины, о которых пойдет речь, относятся к особо малому классу, состоящему из двух групп. Первая охватывает автомобили массой не более 700 кг, а вторая — не более 850 кг. Верхняя граница рабочего объема двигателя определена для них в 900 и 1200 смз соответственно. Разумеется, ..действительность не всегда строго совпадает с этой классификацией, но в таблице мы постарались разбить модели на две группы в соответствии с ней. Название «мини», часто теперь употребляемое, применимо главным образом к моделям из первой группы. Происхождение этого термина относится к августу 1959 года, когда начался выпуск машины 3-метровой длины, сконструированной под руководством одного из выдающихся автомобильных инженеров 4060-х годов Алека Иссигониса. Две ее разновидности нарекли «Остин севен» и «Моррис мини-майнор». С января 1962 года название «мини» стало официальным в каталоге обеих фирм ис тех пор употребляется как зарегистрированная торговая марка. Иссигонис создал невероятную по тому времени конструкцию и практически действующую до сих пор концепцию автомобиля, в которой поставленный поперек между передними колесами двигатель с четырьмя цилиндрами в ряд занимает не более 20% площади машины, а почти все остальные 80% в угловатом кузове отданы в распоряжение пассажиров и их багажа. Некоторые идеи Иссигониса представлялись специалистам сомнительными, например единая система смазки для двигателя и коробки передач и неслыханно малый размер колес с 10-дюймовыми ободами, который был выбран ради выигрыша пространства в кузове.НВИВЯНвЛНВаоНЯКИНИНШBbbР^Я(АШ Иж *•vfeEBbJD34 ной мощности, чтобы не пострадали скорость и приемистость. Кроме того, для повышения комфорта энергоемкость основного (фары, отопление) и дополнительного (задний стеклоочиститель, обогрев стекол, стеклоочистители фар и др.) оборудования постоянно растет, а с ней мощность генератора, для привода которого опять-таки нужно прибавить лошадиные силы. Нельзя сбрасывать со счетов и такой факт. С недавних пор явно выделяется тенденция к крупносерийному изготовлению мини-автомобилей спортивного характера, имеющих двигатели либо более форсированные, либо большего литража, такие модели («ФИАТ-128-ралли», «АутобьянкиА112-абарт») используют не только для повседневных поездок, но и для участия в любительских ралли и кольцевых гонках. То, что маленькие автомобили могут успешно соперничать с «крупнокалиберными» спортивными машинами, было доказано уже давно. Вспомним хотя бы «Мини-купер-С», на котором три аза было выиграно ралли «Монтеарло» (в 1964, 1965 и 1967 гг.), а также десятки побед в чемпионатах разных стран, добытых на автомобилях «ФИАТ-абарт». По названным причинам теперь двигатели с объемом 1,2—1,3 литра устанавливают как основное оборудование или за доплату на большей части сегодняшних моделей особо малого класса. Этим и объясняется весьма высокая удельная мощность мини-автомобилей, которая в отдельных случаях достигает 50—70 л. с. на тонну. Если рассмотреть компоновку миниавтомобилей, то вывод может быть один. Хотя классическая («Мицубиси-миника», «Датсун-ЮОА») схема или заднее расположение двигателя (ЗАЗ—968, СИМКА1000, СЕАТ-133) еще где-то применяются, то это происходит только по традиционным экономическим соображениям и почти никогда по техническим. Единственное исключение среди автомобилей, выпущенных за последние три года, — ФИАТ-126. Тут особенно компактный и легкий двигатель воздушного охлаждения сзади никак не влияет на управляемость в сторону излишней поворачиваемости, и переход на передний привод мог дать только выигрыш в объеме багажника. Но это слишком дорогая цена, чтоб изменять всю конструкцию автомобиля. Классическая схема сегодня признанаёнерациональной для мини-автомобиля. Считают наиболее целесообразным не строить уменьшенную копию большой машины, а создавать конструкцию, где двигатель и трансмиссия объединены в один узел. Несомненно, двигатель водяного охлаждения с четырьмя цилиндрами в ряд — самый дешевый в производстве, и поэтому в мировой практике ему отдают предпочтение перед всеми другими. И здесь ярким примером служит объединение «Крайслер-Франс», которое применяет свою «четверку» и при продольном Васположении сзади на автомобилях ИМКА-1000, и на автомобилях СИМКА1100, где она стоит поперек спереди. Почти такую же картину можно видеть на ФИАТах, «рено», «фольксвагенах», то есть на современных мини-автомобилях основных марок. Французские конструкторы — одни из давних сторонников привода на передние колеса. Сегодня все четыре крупнейшие фирмы — «Рено», «Пежо», СИМКА и «Ситроен» строят малогабаритные модели с передними ведущими колесами. Особо надо сказать о последней из них. «Ситроен» изготовил в 1974 году мини-автомобилей моделей «2ЛС» и «Диана» в два раза больше (почти 271 тысячу), чем «Пежо» своих «104/104 купе». Эти «ситроены» интересны не только потому, что нх выпускают с давних пор (модель «2ЛС» — с 1948 года, а улучшенный вариант «Диана» — с 1968 года), но и тем, что, хотя они никак не попадают под определение «современные», спрос на них не уменьшается. Это в первую очередь феномен французского рынка, тем более удивительный при возросших ныне требованиях к современным мини-автомобилям, когда в других случаях уровень шума или неэффективное и неудобное в пользовании отопление сильно влияют на продажу. Как бы то ни было, а во Франции с конвейеров сходит больше переднеприводных автомобилей «мини», чем в других странах; так, в 1974 году эта цифра превысила 1,3 миллиона. Посмотрим еще на «географию» малогабаритных машин. Итальянцы пришли к переднеприводным минигавтомобилям позднее французов и англичан, но известный конструктор Данте Джакоэа давно получил ряд патентов на эту тему, и в 1964 году появился «Аутобьянкипримула» с двигателем ФИАТ-1100Д, установленным поперек. Но коробка передач на этой модели расположена не рядом с двигателем, а на одной оси с ним. Таким образом, главная передача, к которой вращение передают цилиндрические шестерни, смещена несколько вбок и соединена с ведущими колесами посредством полуосей неравной длины. Такая схема, вслед за «Аутобьянки», нашла применение на всех переднеприводных машинах объединений ФИАТ, а позже и «Фольксваген». В ФРГ, где в начале 30-х годов был развернут выпуск переднеприводных мини-автомобилей ДКВ, долгое время господствовал культ «Жука», классической модели заднемоторной компоновки.•1. Представитель японских «карликов» — «Даихатсу-феллоу». Такие машины, рассчитанные на четырех очень низкорослых людей, популярны только у себя дома. 2. У «Пежо-104» — передние ведущие колеса и поперечно расположенный четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения. 3. «Мини-клабмен» — последний вариант английской малогабаритной модели, которая стоит на производстве уже девятнадцатый год.4. В Испании — СЕАТ-133, в других европейских странах — ФИАТ-133. Одна из немногих малогабаритных машин, сохранивших заднее расположение двигателя. 5. Почти одновременно с «Мини» увидела свет модель «Трабант» (ГДР). У нее тоже передние ведущие колеса и поперечное расположение силового агрегата. 6. «Рено-5» необычен тем, ' что его четырехцилиндровый двигатель установлен позади передних ведущих колес вдоль машины. Задняя часть его сильно выступает в салон — в результате замена свечей в третьем и четвертом цилиндрах требует ловкости осьминога. 7. Типичный малогабаритный автомобиль последних лет — «Ауди-50» (во многом он близок к «Фольксвагену-поло») с трехдверным кузовом и передними ведущими колесами. 8. ФИАТ-126 (1973 г.) унаследовал компоновку своего предшественника ФИАТ—500 (1957 г.), однако бензобак теперь переночевал из багажника в зону задних сидений.9. Компоновка силового агрегата «Ауди50» и «Фольксвагена-поло».35 Он был настолько силен, что ни один промышленник не отважился на капиталовложения в производство переднеприводного мини-автомобиля, хотя прецедент (в лице «Форда-таунус-12М») в начале 60-х годов уже был. И все же именно «Фольксваген» решился выпускать вместо «Жука» целое семейство компактных автомобилей с передним приводом. Это был поворот на 180 градусов во взглядах фирмы . С конвейеров стали сходить модели «Гольф», потом «Ауди-50» и, наконец, самый скромный в семействе «Фольксваген-поло». З а 1974 год трех первых было выпущено в сумме 278 тысяч. Громадные деньги, вложенные вих проектирование, в переоборудование заводов, принесли фирме большой убыток, и, к ак известно, Рудольфу Ляйдингу, инициатору этих новшеств, пришлось покинуть свой пост. Новый шеф «Фольксвагена» Тони Шмюккер обязан поправить дело, и если ему что-то в этом поможет, то, вероятно, новая техническая («переднеприводная») политика его предшественника. Японские малогабаритные модели можно разделить на две группы: «сверхмини» — длиной до 2995 мм с двигателем водяного охлаждения рабочим объемом не более 360 смз и мини-автомобили «европейских» размеров. Первые до недавних пор были очень популярны не только в Японии, но ив странах Юго-Восточной Азии, т аккак люди там меньше ростом, чем европейцы. Такие машины пользовались особыми льготами в Японии (годовой налог на них в четыре раза меньше, чем на 1000-кубовый автомобиль), дешевы в эксплуатации и благодаря высокофорсированным (до 100 л. с/л) двигателям легкой конструкции располагают довольно высоким запасом мощности: 6 0 — 70 л . с. на тонну веса. Кажется, эти автомобильчики были все-таки слишком скромны как семейные, и их производство постепенно сократилось до 248 тысяч в 1&74 году (втрое против 1970 года). В другую группу входят мини-автомобили, по размерам более выгодные для экспорта в Европу ив США, а именно машины «Большой тройки» японского автомобилестроения — «Тойота», «Ниссан» и «Тойо Коге». Это в подавляющем большинстве 1000-кубовые модели, довольно обычные в техническом отношении. Говоря о них, надо отметить, что «Хонда», прекратив производство «сверхмини», сделала ставку на модель «Сивик», которую выпускала сперва с 1200кубовым, а потом ис 1500-кубовым двигателем ис двух-, трех- и четырехдверными кузовами. Кроме того, один вариант ее двигателя — КВКК явился первым «малотоксичным» серийным двигателем легкового автомобиля. «Сивик» имеет хороший сбыт в США, за счет чего «Хонда» смогла догнать в 1974 году «Мицубиси» и тем самым выйти на четвертое место среди японских фирм по выпуску легковых автомобилей. Американские компании, естественно, до сих пор ничего не дали в смысле эволюции мини-автомобиля. Первой попыткой может служить только так называемая модель «Т> компании «Дженерал Моторс» («За рулем», 1975, ЛЬ 11). Один из ее вариантов — «Воксхолл-шеветт» почти умещается внашу классификацию как мини-автомобиль, если бы йе лишние 100 мм по длине. Вывод? Может быть, слишком рано ждать от автомобильной промышленности США настоящей малогабаритной машины. Правда, испанский филиал «Форда» в Валенсии недавно приступил к производству первого настоящего мини-автомобиля американской конструкции — «Форда-фиеста». В социалистических странах выпускаются два оригинальных мини-автомобиля («Запорожец» в СССР и «Трабант» в ГДР) и ряд машин по лицензиям(ФИАТ-126П в ПНР, «Застава-101» в СФРЮ). Первые две модели занимают особое место в пестрой гамме сегодняшних малогабаритных машин. «Запорожца» выделяет уникальная конструкция двигателя с V-образным расположением цилиндров, а «Трабант» — пластмассовый кузов. До сих пор мы рассматривали малогабаритный автомобиль, сравнивая его смашинами немного большими по размерам. Неудивительно, что благодаря малому радиусу поворота «мини» лучше всего приспособлены для езды в городе. К идеалу городского мини-автомобиля, пожалуй, приближается купе «Пежо-104». Это очень компактная (длина — 3,30 м, база — 2,23 м), с отличной обзорностью машина, имеющая изящный трехдверный кузов конструкции «Пининфарина» с багажником емкостью 0,207 мз. Пока еще не началось производство настоящих «сити-кар» — специальных городских автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, хотя автомобили с электромоторами в небольших количествах уже строят серийно («Энфильд» и др.). Но это не значит, что попыток не было сделано. Приведем некоторые примеры. Английский дизайнер Уиллиам Тоунз построил в 1973 году четырехместную «Миниссима» на агрегатах «Мини». Машина была закуплена фирмой «Бритиш Лейланд». На базе узлов ФИАТ-126 итальянская фирма «Микелотти» создал а машину, оснащенную кузовом со сдвижными дверями. Известны даже попытки создания на базе мини-автомобиля спортивных «автомобилей будущего», Р азработана конструкция «безопасного» мини-автомобиля (ФИАТ-ЭСВ, «ХондаЭСВ»). Так что теперь наконец миниавтомобиль стал в автомобильном мире на место, которое он давно заслужил. М. КУУСЕ, инженер г. ТаллинХарактеристики основных современных малогабаритных автомобилейисло и абочий бъем цииндров (смЗ)дМодель и страна3sS х5SEO2°(Ям v OS *в3В Sремя разгоа до J0 км/час, эк.о ноЕ- В"оЯА Е-Е-Е2 *ffoS S-5-osя wsя"X X?йОЧel uC10,4 9,0 9|0 9,0 8,5 9,0 8,8 8,5 8,8 7,7 8,0 7,6 7,5 9,1 8,2 9,0 10,0 8,4 8,0 9,5 9,4 9,0 9,2 9,0 8,1со"COк nSо о, 2» йй РЯ О PI«Is§0,0о»* ogSSS со «S 0-S&«йо 2*О.? UKсо S «ПКо в~ и 32СО о " 0ч Е- ЧВ >> ВО.С ЕОовЯ Х-ы ор~>О В OS ООюоas4—2 4—4 4—4 5—3 4—2 4—2 4—4 4—3 4—2 4—4 4—4 4—2 4—2 4—3 4—3 4—3 4—2 4—2 4—4 4—3 4—4 4—2 4—3 4—3 4—4 700 510 660 720 650 515 760 730 670 560 530 615 580 710 685 700 695 790 810 800 795 710 850 727 730 135—13 5,20—10 6,00—12 145—12 5,20—10 5,20—10 135—13 135—13 5,50 — 12 125—15 5,20—10. 5,20 — 13 135—13 135—13 135 — 13 145—12 5,50—12 6,15—13 6.00—12 145—13 145—13 6,00—12 145—13 145—12 6,00 — 12 П.8 н. д. 18,2 20,0 26,0 н. д. 20,0 21,5 27,0 33,0 н. д. н. д. 63,0 18,5 21,2 19,7 21,8 38,0 20,0 13,4 22,5 18,0 15,0 16,0 15,0 160 115 140 140 132 110 135 120 125 110 110100 100 140 132 130 130 125 140 151 125 140 150 142 135 8,5 н. д. 8,5 7,5 7,4 4,2 8,2 8,0 7,0 6,2 3,9 6,8 6,5 6,9 7,3 8,0 7,5 8,0 8,0 8,8 8,2 8,5 7,6 8,8 8,5Группа 1 «Аутобьянки-А112-абарт» (Италия) «Дайхатсу-феллоу» (Япония) «Датсун-ЮОА» (Япония) «Инноченти-мини» (Италия) «Мини-клабмен» (Англия) «Мицубиси-миника-Ф4» (Япония) «Пежо-104» (Франция) «Рено-5Л» (Франция) СЕАТ-133 (Испания) «Ситроен-2ЛС» (Франция) «Сузуки-фронте» (Япония) «Трабант-601» (ГДР) ФИАТ-126Л (Италия) ФИАТ-127 (Италия) «Фольксваген-поло» (ФРГ) «Форд-фиеста» (Испания) «Хиллман-имп» (Англия) Группа II ЗАЗ—968 (СССР) «Мазда-1000» (Япония) «Рено-5ТС» (Франция) СИМКА-ЮООЛС (Франция) «Тойота-публика» (Япония) «ФИАТ-128-ЗП» (Италия) «Форд-фиеста» (Испания) «Хонда-сивик» (Япония) 4—1050 4—550 4—988 4—998 4—998 2—359 4—954 4—782 4—843 2—602 3—356 2—594 2—594 4—903 4—895 4—957 4—875 4—1196 4—985 4—1289 4—944 4—993 4—1116 4—1117 4—1169 70—6600 31—6000 59—6000 49—5600 38—5250 30—8000 46—6000 33,55200 37—5000 26—5500 32—5500 26—4200 .23—4800 47—6200 40—5900 40—5500 37—4800 45—4600 50—6000 64—6000 40—5800 58—6000 65—6000 53—6000 60—5500 2038 2090 2335 2040 2040 2000 2420 2404 2025 2400 2030 2020 1840 2225 2335 2286 2080 2160 2260 2404 2220 2160 2223 2286 2280 3205 2990 3660 3120 3165 2995 3580 3506 3450 3830 2995 3550 3055 3595 3500 3565 3530 3730 3855 3506 3809 3695 3826 3565 3590 Д. ппк ппкпп3 В, пд, Д, з В, п в, п пп3 3в, 3к п3кпппвоздушное охлаждение; Д — двухтактный двигатель: 3 — заднее' расположение силового агрегата; К — классиПримечание. В ческая компоновочная схема; П — привод на передние колеса; н. д. — нет данных.