18
19
КЛЫБ«Резвость» «аппетит»На сегодняшнем заседании «Клуба» рассматриваются два взаимосвязанных параметра автомобиля, которые, судя по редакционной почте, интересуют многих, в основном начинающих, автолюбителей. Публикуемый здесь материал заимствован из выпущенной в нынешнем году издательством «Знание» брошюры «Особенности эксплуатации автомобилей ВАЗ «Жигули», но с отдельными редакционными уточнениями и сокращениями. Ее автор — доктор технических наук М. И. ЛУРЬЕ, работающий в НИИАТе, делится с читателями некоторыми наблюдениями и обобщениями опыта, накопленного специалистами и автолюбителями в первые годы массового выпуска автомобилей волжского завода. Многие положения и рекомендации, изложенные в брошюре, справедливы ндля других легковых автомобилей, поэтому с ннмн будет полезно познакомиться владельцам «запорожцев», «москвичей», «волг». Что такое «резвый» автомобиль? Чем он отличается от «ленивого»? Ответить на вопрос не так просто, к ак может показаться с первого взгляда. Оценка «резвости», или, к ак говорят специалисты, тягово-скоростных качеств, может быть объективной и субъективной. Критериями объективной оценки служат замеренные посредством приборов максимальная скорость автомобиля и интенсивность его разгона, прежде всего время разгона с места с переключением передач до определенной скорости. Критерии субъективной оценки значительно сложнее; например, в разных автомобилях мы по-разному ощущаем одинаковую интенсивность разгона — в зависимости от силы шума и вибраций в салоне, характера изменения шума двигателя при увеличении частоты вращения его вала, от четкости переключений передач и хода рычага переключений, хода педали акселератора и характера ее связи с осями дроссельных заслонок карбюратора. Можно сразу с удовлетворением отметить, что автомобили «жигули» обладают вполне достаточной «резвостью» с объективной и субъективной точек зрения. Нужно только иметь в виду, что высокооборотный двигатель «жигулей» и рассчитанная на него трансмиссия не любят езды с малым числом оборотов, а это значит, что при разгоне нужно не спешить с переходом на следующую, более высокую передачу, а при снижении скорости в процессе движения своевременно включать более низкую передачу, не допуская возникновения рывков в трансмиссии. Так, на четвертой передаче не следует ездить со скоростью менее 50 км/ч на автомобиле ВАЗ — 2 101и менее 45 км/ч на автомобиле ВАЗ — 2 103 . «Аппетит», или топливная экономичность, автомобиля характеризуется расходом горючего на единицу пути в разных условиях движения; в целом она оценивается эксплуатационными расходами топлива. Приводимый в технической характеристике «жигулей» контрольный расход топлива относится к случаю дви18 жения полностью прогретого автомобил яс полной нагрузкой в летнее время по прямой горизонтальной дороге с усовершенствованным покрытием на высшей передаче с постоянной скоростью 80 км/ч. В повседневной эксплуатации условия дажев наиболее благоприятных случаях значительно сложнее. Дорога, к ак правило, имеет подъемы, спуски и повороты, н а пути движения возникают помехи, заставляющие снижать скорость, тормозить, вновь разгоняться, включать пониженные передачи и т. п. Поэтому, хотя в реальных условиях автомобиль обычно эксплуатируется не с полной, а с частичной полезной нагрузкой, эксплуатационный расход топлива всегда превышает контрольный, и последний используется лишь для проверки технического состояния автомобиля (отсюда и его название). Эксплуатационный расход топлива автомобилей «жигули» разных моделей приведен в таблице. Д ля государственных автомобилей ВАЗ (число их, правда, очень незначительно по сравнению с парком индивидуальных машин) установлены эксплуатационные нормы расхода топлива, которые для ориентировки полезно знать и автолюбителям: В АЗ — 2 101 — 10,0 л/100 км ; В АЗ — 2102 — 10,3 л/100 км ; В АЗ — 2 103 — 10,5 л/100 км . Эксплуатационный расход топлива в большой степени зависит не только от условий движения, но и от стиля езды. Рассмотрим теперь, что нужно делать для восстановления высоких тяговоскоростных качеств и топливной экономичности автомобиля, если они понизились в процессе эксплуатации. Будем при этом иметь в виду, что, поскольку автомобили «жигули» обладают большой долговечностью, можно быть уверенным, что подобные явления даже при очень значительных пробегах — следствие не «старости» автомобиля и двигателя, а конкретных, обычно легко устранимых неисправностей. Есть все основания сказать, что тягово-скоростные качества и топливную экономичность можно сохранить на высоком уровне вплоть до сдачи двигателя в ремонт из-за сильного износа поршневой группы, вызвавшей чрезмерный угар масла, что обычно наступает лишь при пробегах, намного превышающих 100 тысяч километров. Рассмотрим основные причины, которые могут привести к снижению тягово-скоростных качеств, имея в виду обкатанный автомобиль без явных признаков неисправностей (перебоев в работе двигателя, стуков в нем и т. п.). Это могут быть: неполное открытие дроссельных заслонок при полном наж атии на педаль акселератора; неисправность насоса-ускорителя карбюратора; неправильный уровень топлива в его поплавковой камере ; неправильн ая установка опережения зажигания ; повышение сопротивления качению автомобиля, Три последние причины приводят такжек ухудшению топливной экономичности. Степень открытия дроссельных заслонок проверяют следующим образом. Один человек, сидящий « а месте водителя, до отказа нажимаетна педаль (при выключенном двигателе) и удерживает ее в таком положении, в торой — проверяет степень открытия дроссельных заслонок нажатием на торец тяги привода в направлении дальнейшего открытия. Если они открываются не полностью, необходимо изменить длину регулируемых тяг привода; можно такж е отогнуть вверх конец тяги, соединенный с педалью акселератора. Способ установки уровня топлива в поплавковой камере описан в инструкции по эксплуатации. Добавим лишь, что проверять расстояние между поплавком и прокладкой, а также величину хода поплавка удобно при помощи самодельного калибра в виде параллелепипеда, одна сторона сечения которого имеет размер 7,5, а вторая — 15,5 мм. Необходимо также иметь в виду, что расстояние между поплавком и прокладкой ни в коем случае не должно быть более 7,5 мм, так как это приведет при интенсивных разгонах, высоких скоростях движения и преодолении затяжных подъемов к резким сбоям в работе двигателя из-за исчерпания запаса топлива в поплавковой камере. В то же время в процессе эксплуатации уровень топлива имеет тенденцию к постоянному повышению, так что его необходимо периодически проверять и регулировать. Д ля проверки исправности насосаускорителя снимите крышку воздушного фильтра карбюратора и, глядя в первичную (правую по ходу движения автомобиля) смесительную камеру, до отказа откройте дроссельные заслонки, резко нажав рукой на торец тяги их привода; при этом из распылителя насоса-ускорителя должна появиться струйка бензина, которая при горячем двигателе может сразу же превратиться в хорошо видимый пар. Отсутствие струйки бензина, когда двигатель работает, но не обеспечивает требуемой интенсивности разгона, будет свидетельствовать об отказе самого насоса-ускорителя; обычной легко устранимой причиной в этом случае бывает задевание ролика рычага привода насоса-ускорителя за поддон поплавковой камеры карбюратора, из-за чего рычаг остается в нажатом положении. Второй (менее вероятной) при- чиной является разрыв диафрагмы, и тогда ее надо заменить. Опережение зажигания определяется положением корпуса прерывателя-распределителя, его вала и регулировочной гайки октан-корректора. Методика первоначальной установки опережения зажигания изложена в инструкции по эксплуатации автомобиля. Положение корпуса прерывателя-распределителя относительно его гнезда зафиксировано при установке на заводе пятном краски, и изменять его нет необходимости; поэтому следует проверить, установлен ли корпус «по пятну», и, если это не так, восстановить его правильное положение. На всякий случай полезно знать, что поворот корпуса прерывателя-распределителя против часовой стрелки приводит к увеличению опережения зажигания , и наоборот. «Тонкая» регулировка выполняется поворотом регулировочной гайки октан-корректора; нормальным является положение его в интервале между нулем и третьим делением в сторону более раннего зажигания (в сторону « + »). Повышенное сопротивление качению автомобиля чаще всего является следствием пониженного внутреннего давлен ияв шинах, чрезмерной затяжки подшипников передних колес, неполного растормаживания ножного или, чаще, ручного тормоза, неправильной величины схождения передних колес. Чтобы убедиться в отсутствии повышенного сопротивления качению и исключить этот фактор, следует вначале проверить внутреннее давление воздуха в шинах и при необходимости довести его до нормы. Затем надо прогреть двигатель, проехав не менее 15 километров, найти небольшую горизонтальную площадку с асфальтовым или цементобетонным покрытием в хорошем состоянии, остановиться на ней, открыть дверь водителя, тронуться с места и сразу же отпустить педаль акселератора, одновременно выключив сцепление и оставив его втаком положении до полной остановки автомобиля {достаточно, если он прокатится по инерции всего 2 — 3 метра). При этом нужно, г лядя через открытую дверь на поверхность дороги, убедиться, что автомобиль после полной остановки откатился назад хотя бы « а 3—б миллиметров. Если этого не произошло, следует найти и устранить одну из оставшихся причин затрудненного качения, о которых говорилось выше. oCCU^U^- vxfiy »*A-I«H \ Рассмотрим теперь причины различных неисправностей в работе двигателя. Возникновение вибрации («тряски») двигателя с частотой, пропорцинальной числу оборотов и сопровождающейся заметным ухудшением динамических качеств автомобиля, обычно бывает вызвано соскакиванием провода высокого напряженияс одной ид свечей или выходом ее из строя. Чтобынайти дефектную свечу, нужно при работе двигателя на малых оборотах холостого хода поочередно снимать провод высокого напряженияскаждой (во избежание неприятных ударов током провода лучше снимать и надевать при выключенном двигателе); неисправной будет та свеча, отключение которой не повлекло за собой дополнительного уменьшения оборотов. Бывает, ее удается найти «на ощупь» по менее высокой температуре в сравнении с исправными. Можно также поочередно вывертывать свечи и осматривать их электроды; электроды неисправной свечи будут, в отличие от других, покрыты черной копотью, которая может оказаться влажной. Иногда свеча прекращает работу не полностью, а частично (только под нагрузкой, на больших оборотах или периодически); в этом случае обнаружение ее по описанным выше признакам становится затруднительным, и следует поочередно заменять одну из работающих свечей заведомо исправной запасной и проверять каждый раз результат замены движением на обычных режимахв течение нескольких минут. При «неравномерных» перебоях в работе двигателя необходимо проверить систему зажигания таким же образом, как это рекомендовалось выше. Если перебои возникают при высоких оборотах, в том числе ина режиме торможения двигателем, причина обычно заключается в неисправности контактов распределителя. Причиной резких сбоев в конце длительного интенсивного разгона, при преодолении затяжных подъемов с большой нагрузкой двигателя и при движении с высокими скоростями чаще всего бывает слишком низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора. В то же время чрезмерно высокий уровень — одна из наиболее распространенных причин повышенного расхода топлива. Нередко резкое ухудшение динамичности автомобиля — следствие того, что ручной тормоз «забыт» в не полностью отпущенном положении. Если как следует прогретый автомобиль начинает плохо «тянуть», причем это сопровождается запахом бензина в салоне и ухудшением работы двигателя на малых оборотах 'холостого хода, наиболее вероятно самопроизвольное повышение уровня топлива в поплавковой камере, возникающее независимо от проведенной ранее его регулировки, что связано с заеданием запорной иглы в опущенном положении или, чаще, потерей герметичности игольчатого клапана. Последнее, если оно и имеет место даже в небольшой степени, является также трудно диапноспируемой причиной ухудшения топливной экономичности автомобиля,Эксплуатационный расход топлива автомобилей «жигули» разных моделейЭ ксплуатационныйрасходтоплива , л/100 кмУсловия движенияВАЗ —2101ВАЗ—2102ВАЗ—2103ВАЗ —21011Летом Летом Зимой Зимойв городе на шоссе в городе на шоссе9,0—9,5 8,5—9,0 10 — 11 9,0—109.5—10 9,0—9,5 10.5—11,5 9,5—10,510 — 10,5 9,0—9,5 11 — 11.5 9,5—10,59,5—10 9,0 — 9.5 10.5 — 11,5 9.5 — 10,5Д ля проверки нужно снять крышку поплавковой камерыи поплавок, вынуть запорную иглу и вывинтить игольчатый клапан. Затем — надеть на резьбу клапана резиновый шланг длиной 15—20 см, перевернуть клапан отверстием вверх, вставить запорную иглу и, надев другой конец шланга на наконечник сдавленной резиновой груши малого размера, проверить, будет ли груша постепенно наполняться воздухом. Если да — з начит , игольчатый клапан потерял герметичность и его следует заменить в сборе с иглой и вместе с находящейся под ним прокладкой. При отсутствии замены работоспособность прежнего клапана можно на некоторое время восстановить «'пристукиванием» запорной иглы. Д ля этого клапан нужно зажать в тиски отверстием вверх, вставить иглу и, не поворачивая ее, слегка ударять через деревянную прокладку по ее концу, в который вставлен шарик (сильно ударять нельзя, так как это приведет к потере шариком подвижности). Затем следует проверить герметичность игольчатого клапана и, если она восстановилась, установить его на место. Важный элемент нормальной работы двигателя — его устойчивая работа на малых оборотах холостого хода. Порядок регулировки системы холостого хода описан в прилагаемой к автомобилю инструкции, однако иногда эта регулировка не помогает и двигатель при отпускании педали акселератора сразу же глохнет. Ч аще всего причиной бывает засорение эмульсионного жиклера системы холостого хода. Поэтому в рассматриваемом случае следует вывернуть корпус этого жиклера, что удобнее сделать после снятия корпуса воздушного фильтра, вынуть жиклер из корпуса и тщательно продуть его насосом. В карбюраторе автомобиля ВАЗ — 2 103 жиклер надо вывернуть вместе с электромагнитным клапаном, в который он вставлен, и затем вынуть его. Рассмотрим особо вопрос о рациональном времени прогрева автомобиля перед троганием с места после длительной стоянки. Исследования показали, что величина пускового износа зависит главным образом от числа ходов поршн я за время, пока двигатель прогревается, а не от нагрузки. Так как под нагрузкой двигатель, естественно, прогревается быстрее, то правильнее не греть его на месте на холостом ходу, а трогаться через 20—30 секунд после пуска и осуществлять прогрев в процессе движения. При этом, разумеется, надо ехать медленно, на второй — третьей передачах и не давать двигателю больших оборотов. Сказанное тем более относится к автомобилям «жигули», двигатели которых работают на маслах, сохраняющих текучесть при низких температурах, имеют в масляном фильтре противодренажный клапан, препятствующий отеканию масла в поддон после остановки мотора, и карбюратор, обеспечивающий автомобилю удовлетворительные тяговые качества и двигателю — устойчивую работу на малых оборотах холостого хода практически сразу же после холодного пуска. Укорочение прогрева не только снизит пусковые износы двигателя, но и сбережет ваше время, уменьшит расход топлива и загазованность воздуха в месте стоянки. 19