Скорости растут, проблемы остаютсяЧемпионат СССР по автомобильным кольцевым гонкамПриближающийся юбилей Октября придает особый характер всем крупным спортивным событиям нынешнего года. Анализируя их результаты, мы невольно задумываемся о том, к акой большой и славный путь прошел советский спорт, вспоминаем имена тех, кто внес свои вклад в его становление и развитие. Это в полной мере относится к чемпионату СССР по автомобильным кольцевым гонкам . Заключительный этап для • гоночных и легковых автомобилей 2-й группы проходил в Ленинграде. С «Невским кольцом» связаны многие яркие страницы истории нашего автоспорта. Здесь не однажды зрители рукоплескаличемпионам страны прошлых лет Юрию Чвирову, Александру Терехину, Валерию Шахвердову, Георгию Сургучеву и многим другим. И, приветствуя здесь чемпионов юбилейного, 1977 года, многие из присутствовавших могли воочию убедиться, сколь разительны перемены, происшедшие в отечественном автоспорте за два десятка лет, отделяющих нас от первых чемпионатов СССР. Позволим себе привести несколько выд ержек из материалов, опубликованных вжурнале «За рулем» в 1960 году ( № 1 0и 11). Вот что говорилось о первом этапе чемпионата, проходившем в Ленинграде: « Л учшийкруг чемпиона СССР В. Шахвердова пройден со скоростью 108 км / ч » . А в 1977 году неоднократный чемпион страны Владимир Греков установил новый рекорд «Невского кольца», пройдя круг за 1 мин 24,8 с — со скоростью 138,5 км / ч ! Читаем дальше: «На старте заезда в Ленинграде было всего шесть «юниоров», из которых закончили дистанцию три , а в Таллине (на втором этапе чемпионата. — В. А.) и вовсе стартовали лишь четыре автомобиля». В нынешнем году в Ленинграде только на автомобилях одной из самых популярных гоночных формул — «Восток» стартовал 21 спортсмен, а всего в чемпионате СССР на этих машинах выступало 32 гонщика . Быстрое развитие нашей промышленности, стремительный рост выпуска автомобилей позволили укрепить материальную базу автоспорта. Что общего имеют изящные «Эстонии», нарядные « ж игули » и «москвичи» с теми машинами , о которых с горечью писал в те годы журнал : « Д ажевгруппе «волг» едва ли две-три машины соответствовали по своему внешнему виду элементарным эстетическим требованиям зрителей, большинство спортивных автомобилей оставляли тяжелое впечатление». Что отличает чемпионат страны этого года? Прежде всего, он проводился втри этапа для гоночных автомобилей и для легковых 2-й группы . Это стало возможным благодаря повышению технического уровня спортивных машин , и х возросшей надежности. В чемпионате участвовали гоночные автомобили формул «Молодежная» (до 350 смз), «Восток» (до 1300 см") и третьей (до 2000 смз), а также легковые автомобили 2-й группы IV класса (до 1300 см*) и V класса (до 1600 смЧ. Первый этап состоялся в Киеве, второй в Риге, и третий , к акуже говорилось, вЛенинграде. К аждый включал по два заезда для автомобилей всех классов. Окончательный итог подводился по сумме четырех лучших результатов, показанных гонщикомв отдельных заездах. Достоинства такой системы очевидны. Главное из них — возможность исключить случайность, связанную с неудачами или отсутствием кого-либо из гонщиков на отдельных этапах. Стабильность выступлений, к ак известно, залог -успеха* в многоэтапных соревнованиях. Именно это качество проявили В. Вайшвила (IV класс), В. Богатырев (V класс), Т. К апа (формула «Восток»). Все они стали чемпионами досрочно, обеспечив себе это звание уже после этапов в Киеве и Риге. Наиболее убедительной была, п ожалуй , победа литовского гонщика Вайшвилы, выигравшего все четыре заезда. При этом каждый из них с подавляющим преимуществом: отрыв от участника, шедшего на втором месте, измерялся десятками секунд. Конкурировать с лидером не могли даже представители Волжского автозавода. Л учший из них, Виталий Богатырев, стал серебряным призером в IV классе. Однако он вознаградил себя, завоевав — т оже досрочно — звание чемпиона СССР вV классе. Две медали, золотая и серебряная, в одном чемпионате — несомненный успех гонщика из Тольятти. Если втрех классах машин чемпионы определились досрочно и последний этап решал лишь, кому достанется «серебро» и «бронза», то для спортсменов, стартовавших на гоночных машинах формул «Молодежная» и III , все зависело от выступления в Ленинграде. В формуле «Молодежная» успех сопутствовал спортсменам Эстонской ССР: Э. Юриме, Т. Асмеру иЛ . Таммсаару. Хорошо завершил состязания «в родных стенах» ленинградец A. Заградин на автомобиле собственной конструкции , занявший в итоге четвертое место. Немало поволновались болельщики за исход гонки формулы III . Ведь в числе претендентов на звание чемпиона страны были два их земляка — М. Львов и B. Генералов. Соревнования в этой формуле изобиловали драматическими моментами: в первом заезде на третьем круге сошел, повредив автомобиль от удара в ограждение, лидер — В. Греков, еще через два круга покинул трассу В. Генералов. Во втором заезде неудача постигла претендента на «серебро» моск-На призы журналаИ сновасаратовцы!IX Всесоюзные соревнования школьниковавтомобилистовНа этот раз местом встречи юных автомобилистов был избран город Хмельн ицкий . У же первые часы пребывания здесь ребят показали — выбор сделан очень удачно. К акив минувшие годы, для автоэстафеты и скоростного маневрирования была предоставлена главная площадь города — имени В. И. Ленина, гостей встречали теплотой и сердечностью. А это, согласитесь, очень важно для успеха соревнований, особенно если учесть школьный возраст их участников. 34Пятнадцать команд приехало в Хмельн ицкий — и з Российской Федерации, У к раины, Белоруссии, У збекистана , Т уркме нии, К иргизии , Молдавии, Литвы, Москвы, Ленинграда. Встречались старые Йрузья, завязывались новые знакомства. у жев этом общении прибывших из разных республик ребят, объединенных любовью к автомобильному делу, проявлялась та польза, которую несут с собой эти ежегодные встречи. Но на первом плане все же соревнования — в умении управлять автомобилями. в знании правил движения, в стрелковой подготовке — во всем том, что включает в себя программа многоборья. Начались состязания сконкурса по правилам движения и стрельбы из малокалиберной винтовки. Л учшими знатоками дорожного кодекса показали себя саратовцы, а на огневом рубеже победили ленинградцы. Первые завоевали переходящий приз Министерства автомобильного транспорта БССР, вторые — Министерства просвещения СССР; И тем и другим успех дался нелегко. Пять команд прошли конкурс без штрафных очков. И лишь второй тур, более сложный, дал возможность определить лучших. В тире не пришлось во второй раз вызывать соперников на огневой рубеж, хотя кон к уренцияи была, пожалуй, не менее серьезной: саратовцы получили лишь на одно штрафное очко больше, чем ленинградцы, а ребята из Хмельницкого — на четыре. С незначительным отрывом от победителей выполнили упражнения школьники Белоруссии, У збекистана . К аки всегда, главные события развернулись во второй, р ешающий день состязаний. Здесь настоящий бой лидерам дали команды, занимавшие в минувшие годы «золотую середину» в турнирной таблице. Первыми по жребию на трассуавтоэстафеты вышли ленинградцы. Их результат значительно улучшили стартовавшие следом ребята из московского клуба Юных автомобилистов. Казалось, что именно они и станут победителями. Однако школьники из Гродно, представлявшие команду Белоруссии, неожиданно для всех продемонстрировали самый высокий класс езды. Они четко и уверенно преодолели все этапы автоэстафеты и впервые завоевали переходящий призЦКВЛКСМ . В их успехе нашло отр ажение одно полезное нововведение. С этого года места на этапах эстафеты определял не тренер, а жребий , и тем самым выбивались козыри у тех руководителей команд, которые во главу угла ставят не разностороннюю водительскую подготовку ребят, а натаскивание по отдельным элементам. На скоростном маневрировании сильн ейшими были саратовцы. Четырем из них удалось выполнить все упражнения без единого штрафного очка и сохранить за собой приз Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Ленинградцы и представители детской автомобильной дороги Московской области отстали от них на пять очков, а москвичи — на 10. У спехв скоростном маневрировании оказался решающими для победы в целом по всей программе автомногоборья. В пятый раз подряд саратовцам присуждено общее первое место и вручена главная награда — приз журнала «За рулем». Возросшее спортивное мастерство, плотность результатов — одна из наиболее характерных черт соревнований нынешнего года. Команда Кишинева, замык авшаяв прошлом году итоговую таблицу, теперь передвинулась на девятое место, ребята из Ашхабада — с тринадцатого шагнули на восьмое, т ашкентцы — с одиннадцатого на седьмое. Несомненно, вича С. Панасенко; ему пришлось довольствоваться «бронзой». Победителем впервые стал М . Львов, выигравший оба заезда. Не менее остро протекало соперничество за серебряную и бронзовую' медали в формуле «Восток». Но если «серебро» у же после первого заезда завоевал В. Барковский (Москва), то судьба «бронзы» решилась буквально на последних метрах дистанции: она досталась москвичу А. Кучеренко, не без поддержки В. Барковского, принявшего старт во втором заезде. В этом сезоне Барковский продемонстрировал не только высокое мастерство какгонщик , но и незаурядные способности дизайнера. Немалую роль в его успехе сыграл новый кузов из стеклопластика, разработанный и изготовленный им для «Эстонии». Он не только удачно решил вопросы аэродинамики и обеспечения безопасности, но и проявил безупречный вкус. В формуле «Восток» большой интерес специалистов и болельщиков вызывало выступление С. Гесса де Кальве на автомобиле, разработанном и построенном в Московском автомобильно-дорожном институте. После серии неудач Гесс де Кальве с большим преимуществом дважды победил в Риге, но его результат был аннулирован из-за обнаруженных мелких отклонений автомобиля от технических требований. Это лишило гонщика шансов на высокое место в общем зачете, но, разумеется, не снизило интереса к возможностям новой машины, в которой руководители нашей сборной видят прототип нового поколения советских гоночных автомобилей и именно с ней связывают надежды на будущие достижения в международных соревнованиях. Большого успеха добились в Ленинграде гонщикиАЗЛКЛ . Каверин, А. Григорьев, Ю. Черников. Они заняли первые три места в заездах заключительного этапа на машинах V класса, продемонстрировав не только высокие качества своих «москвичей», но и слаженные коллективные действия, тактическое мастерство. Именно поддержка товарищей во многом помогла Л . Каверину занять вторую вслед за В. Богатыревым ступеньку на пьедестале почета. Говоря о чемпионате СССР, приходится, к сожалению, отмечать не только победы и достижения, но и теневые стороны. Не раз и не два писали о том, что «разнс-шерстный» облик участников, отсутствие у команд настоящей спортивной формы омрачает торжественный характер открытия соревнований и награждения победителей. Увы! И на нынешнем чемпионате образцом в этом отношении могли служить лишь спортсмены Латвии и Эстонии. Остальные участники вновь выходили на парад кто в чем. Не пора ли понять, что это не мелочь, что пренебреж ениек торжественным ритуалам наносит ущерб престижу автоспорта. Чемпионат страны, продемонстрировав возросший уровень нашего автомобильного спорта, одновременно напомнил, что у него еще немало нерешенных проблем. За последние годы наши спортсмены сделали заметный шаг вперед ив мастерстве езды ив подготовке техники . Радуясь росту скоростей, мы не можем, однако, не сознавать, что традиционные кольцевые трассы, построенные и освоенные в начале 60-х годов, сегодня уже не обеспечивают безопасность как гонщиков, так и зрителей. И в первую очередь это относится, пожалуй, к «Невскому кольцу». Для успешного движения вперед наш автоспорт нуждается в новых, современных трассах, п рактически готовы «кольца» в Каунасе и Тбилиси. И дело за тем, чтобы скорее ввести их в строй. В статье председателя ФАС СССР Л . Афанасьева («За рулем», 1977, № 7) есть такая фраза: «Крайне нужно хотя бы одно «кольцо» для республик Средней Азии». А разве не нужно хотя бы одно «кольцо» для спортсменов Российской Федерации? Парадоксально, но с закрытием трассы в городе на Неве огромная республика лишается единственного «кольца». Кстати, трасса в Киеве, действующая третий год, по сей день не оборудована всем необходимым: нет боксов для подготовки техн ики , не созданы условия для размещения зрителей. Видимо, поэтому организаторы соревнований в Киеве (в отличие от своих коллег из Риги и Ленинграда) не слишком заботятся об их рекламе, и за гонками наблюдают в основном... свободные от заездов спортсмены и механики. Дефицит трасс — не единственное препятствие на пути прогресса нашего автоспорта. Много нерешенных проблем связано ис техникой. Подготовка автомобиля для кольцевыхгонок — не просто '"сложная инженерная задача. Это шаг на качественно новый технический уровень, попытка заглянуть в завтрашний день автомобиля. Бесспорно, в таком деле ведущую роль должны играть крупнейшие заводы страны: волжский, имени Ленинского комсомола, ижевский. Однако сегодня они еще недостаточно используют возможности, предоставляемые автоспортом для проверки новых конструктивных решений, исследования многих аспектов поведения автомобиля на предельных скоростях. Заводские лаборатории форсированных и скоростных испытаний не очень-то соответствуют назначению исследовательских центров. И не случайно в итоге автомобили заводских гонщиков порой уступают машинам, подготовленным спортсменами клубов. Заслуживают упрека научные институты, связанные с автомобильной техникой. Сегодня, за редчайшим исключением, они практически не проявляют интереса к автомобильному спорту. Таковы лишь основные проблемы, над которыми вновь заставляет задуматься чемпионат. И чем быстрее и эффективнее они будут решаться, тем быстрее станет прогрессировать советский автомобильный спорт, тем ярче его успехи смогут отражать огромные достижения нашей автомобильной промышленности. г. Ленинград В. А РКУША , спецкор «За рулем»Результаты соревнованийГоночные автомобили. Ф ор 3м ула «М олодежная » (до 350 см ): 1. Э. Юрима; 2. Т. Асмер; 3. Л. Т аммсаар (все — Эстонская ССР).3 Формула «Восток» (до 1300 см ): 1. Т. Напа (Эстонская ССР); 2. В. Б арковский ; 3. А. Кучеренко (оба—Москва). III Формула (до 2000 см 3 ): 1. М. Львов (Ленинград)2. Г. Невераускас (Литовская ССР); 3. С. Панасенко (Москва). Легковые автомобили 2-й группы. I Vкласс (до 1300 см 3 ): 1. В. Вайшвила (Литовская ССР); 2. В. Богатырев (РСФСР): 3. В. Трушин (Москва). V класс (до J600 см 3 ): 1. В. Богатырев (РСФСР); 2. Л. Каверин; 3. А. Замыслов (оба — Москва).На пьедестале только девушки — капитаны команд (слева направо): М. Пипинова (Ленинград), Г. Иванова (Саратов), С. Муравейникова (Москва). На трассе автоэстафеты. Фото А. Битякав этом сказалась и более серьезная подготовка к соревнованиям и возросший уровень преподавания автодела в средних школах. А это, между прочим, самое, самое главное. В школах готовят сейчас многие тысячи будущих водителей, которых ждут, а которых нуждаются наше народное хозяйство инаши Вооруженные Силы. Те же задачи решают и внешкольные учреждения: Дворцы пионеров, станции юных техников, клубы юных автомобилистов, детские автомобильные дороги. Турнирную таблицу на этот раз замкнули команда киевского Дворца пионеров и школьников и вторая команда Молдавии — из поселка Дрокия. Конечно, в соревновании не все могут быть первыми. Но в данном случае речь идет о другом — о слабой подготовленности юных водителей. И вина тут, понятно, лежит прежде всего на взрослых. Не лишне, пож алуй , вспомнить, что ив минувшие годы команда киевского Дворца пионеров намного отставала от других. С горечью рассказывали нам ребята, к ак собственными силами, без чьей-либо помощи восстанавливали они старенький «Москвич—408» и тренировались на нем буквально накануне соревнований. Не лучше обстояло дело с подготовкой ребят в Дрокии. Министерство народного образования республики, решив послать команду, не позаботилось о том, чтобы обеспечить ее подготовку. Кстати, ни на Украине , ни в Молдавии не проводятся республиканские соревнования школьников-автомобилистов, которые в Российской Федерации, Узбекистане, Белоруссии и других республиках стали уже традиционными. Большей частью их организаторами сообща выступают министерства просвещения, автомобильного транспорта и комитеты ДОСААФ. Стоит ли говорить, к ак это важно для профориента-ции, для технического обучения и военно-патриотического воспитания школьников. В 1978 году предстоят X Всесоюзные — своего рода юбилейные соревнования. И будем надеяться, что учреждения и ведомства, отвечающие за обучение юных водителей, создадут для ребят возможности хорошо подготовиться к ответственным стартам. А. Л УБЕНСКИИ , спецкор «За рулем» г. ХмельницкийРезультаты соревнованийКомандный зачет: 1. Саратов (детская автомобильная дорога); 2. Ленинград (Дворец пионеров); 3. Москва (городской клуб юных автомобилистов). Личный зачет: юноши — 1. А. Лежнев (Ленинград): 2. Ю. Суриков; 3. Г. Фомин (оба — Саратов). Девушки — 1. Г. Иванова (Саратов); 2. М. Пипинова (Ленинград); 3. Е. Беляева (Московская область).Редколлегия и редакция журнала «За рулем» благодарят партийные, советские, комсомольские органы Хмельницкой области, оргкомитет соревнований, ЦК ДОСААФ Украины и хмельницкий областной комитет ДОСААФ за отличную организацию IX Всесоюзных соревнований школьников-автомобилистов.35