Страничка мотоциклистаПятерка350кубовыхНе конкуренты, а союзникиОт «рабочей лошади» до «скакуна»Каждой машине — своя дорогаЗаранее окажем : пока еще не создана идеальная машина, отвечающая требованиям всех мотолюбителей. К аждая обладает специфическими свойствами, которые в зависимости от взглядов и запросов можно оценить как положительные или отрицательные. Если, например, во главу угла ставить экономичность, то предпочтение можно отдать «Планете-3», не только как самой дешевой из предлагаемых машин, но и самой неприхотливой, «всеядной», выносливой, не требующей больших затрат при ремонте. Но человеку со «спортивным» характером, пожалуй, покупать «Планету-3» не стоит. Потому что вскоре он начнет требовать от скромной и надежной «рабочей лошади» резвости скакуна. В этом смысле она, конечно, не сможет соперничать с «Планетой-слорт», которая является настоящим техническим деликатесом, специально предназначенным для самых увлеченных мотолюбителей, согласных заплатить за подобную машину и подороже. Поскольку цена в какой-то мере отражает степень совершенства и потребительские качества мотоцикла, а бывает, определяет его выбор, приведем цены : «Планета-3»—650 рублей, «Юпитер-3» — 740 рублей, «Юлитер-ЗК» (с коляской) — 1040 рублей, 43-472 — 850 рублей, ЯВА-634-8 — 950 рублей, ЯВА-634-8-01 (с коляской) — 1360 рублей, «Планета-спорт» — 1000 рублей, «Планета-спорт» с системой «раздельной смазки» — 1045 рублей. Разумеется, не такуж много мотолюбителей, интересующихся только ценой и не придающих большого значения возможностям мотоцикла (ездит, мол, и хорошо!). Поэтому перейдем к рассмотрению основных качеств машин.IПри скромных параметрах завидная выносливостьНи один класс мотоциклов, продаваемых в нашей стране, не представлен столь богато разнообразием моделей и «тиражом», к ак 350 смЗ. В нем три ижевских мотоцикла — «Планета-3», «Юпитер-3», «Планета-спорт» и два чехословацких — ЯВА-634-8 и 43-472. Неудивительно, что в редакционной почте много писем, в основном от начинающих мотоциклистов, с просьбами дать совет, к акуюиз этих пяти моделей выбрать. Поскольку требования к машине у каждого мотоциклиста диктуются конкретными условиями эксплуатации и личными вкусами, д ля будущего владельца целесообразнее всего, очевидно, сначала сопоставить основные параметры «пятерки». Это сделает опытный мотоциклист инженер Э. В. КОНОП, участвовавший в редакционных испытания х 350-кубовых мотоциклов.Все пять мотоциклов оснащены двухтактными двигателями, работающими на смеси бензина с маслом. Л ишь вариант «Планеты-спорт» имеет систему «раздельной смазки». Двигатели «Планеты-3» и «Планеты-спорт» — одноцилиндровые, остальные — двухцилиндровые. Их мощность, крутящий момент и соответствующие им числа оборотов сведены в таблицу. Эти параметры очень важны — именно они определяют круг таких качеств, как приемистость машины, приспособляемость, м аксимальная скорость. Скромнее других по мощности «Планета-3». Известно, что приемистость ее не ошеломляет, а максимальная скорость составляет 110 км/ч. Машина на первый взгляд кажетсядаже посредственной. Чем же, кроме сравнительно низкой цены, вызван неизменный спрос на нее? Ведь «Планета-3» довольно популярна, особенно в тех краях, где пок а еще мало хороших дорог. Посмотрите внимательно на двигатель: он прост по конструкции, а стало быть, дешев, неприхотлив вэксплуатации ; достаточно экономичен и долговечен. Хорошо охлаждается при низкой скорости на бездорожье, имеет для таких условий наиболее подходящие (среди рассматриваемых моделей) характеристики. В этом смысле «Планета-3» наиболее приемлема для проселков. Здесьвозможность успешного движения зависит в первую очередь от того, мож емли мы ехать достаточно медленно, чтобы не утратить контроля над машиной, и не станет ли двигатель перегреваться, глохнуть. Наивысший крутящий момент мотор «Планеты-3» развивает на первой передаче уже при скорости 25 км/ч, в то время каку ЯВЫ-634-8 — при 35 — 4 0 км/ч. Соответственно и на всех меньших скоростях «Планета-3» работает лучше : не удивляйтесь, если на ней удается проехать там , где другой мотоцикл заглохнет или, наоборот, станет буксовать. Здесь мы подошли к важному вывод у : если часто приходится ездить по бездорожью, не покупайте скоростную машину — она в этих условиях неэффективна, невыгодна. Органическая слабость одноцилиндрового двигателя — недостаточная уравновешенность движущихся частей. Отсюда — повышенные вибрации. Такова плата за простоту. Гораздо уравновешеннее двухцилиндровый двигатель «Юпитер-3». Довольно высокая мощность — 25 л. с. — позволяет ездить на нем с коляской. Если же оценить поведение «Юпитера-3» (без коляски) на плохой дороге, то, к аки следовало ожидать от более скоростного мотоцикла, он подходит здесь меньше, хотя все-таки лучше, чем «Планета-спорт» и ли даже ЯВА-634-8. Медленно ехать, без рывков двигателя, н евыжимая муфты сцепления, не помогая мотоциклу ногами, на «Юпитере» труднее, чем на «Планете». Разумеется, двухцилиндровый двигатель сложнее в обслуживании, дороже его производство и ремонт. Однако именно «Юпитер» имеет одну приятную особенность — собственно операции разборки и сборки двигателя осуществимы без специальных приспособлений — в ыжимок , съемников, струбцин и т. д., чего о ЯВЕ, например, н е скажешь. Достигнуто это ценой известного усложнения двигателя, имеющего два коленчатых вала, соединенных маховиком. Двигатель «Планеты-спорт» — однопиндровый, но этим его сходство с «Планетой-3» и исчерпывается. Из рассматриваемой намипятерки он наиболее мощный (32 л . с ) , высокофорсированный, что обеспечило машине великолепную приемистость и высокую скорость. В самом деле, в нашей стране нет другого дорожного мотоцикла, который разгонялся бы с места до 100 км/ч за 11 секунд (примерно втрое быстрее «Плаяеты-3») и достигал скорости 140 км/ч. У «Планеты-спорт» — первый в наш ем мотоциклостроении серийный двухтактный двигатель с трехканальной продувкой цилиндра. Водитель, который привык к дорожным ИЖам , пересев на «Планету-спорт», вынужден серьезно изменить свои привычки : чтобы реализовать его 32 силы, н ужнонаучиться поддерживать достаточно высокие обороты двигателя. Это обусловлено характером зависимости от них крутящего момента — он резко увеличивается только в конце разгона на каждой из передач, а максимального значения — 3,5 кГм достигает при 5300 — 6500 об/мин. Разумеется, езда на таком мотоцикле требует большой квалификации. «Планета^епорт» — мотоцикл, к ак го-14 ворят, очень строгий: некоторые ошибки техники вождения, допустимые, например, на «Юпитере» или ЯВЕ, здесь непростительны. У неумелого водителя достоинства машины становятся причиной бед, обычно связанных с очень резким, как мы говорили, нарастанием крутящего момента при повышении оборотов двигателя. Во время разгона на грунтовых, песчаных и даже асфальтовых влажных дорогах нужно очень чутко следить за поведением мотоцикл а : как только обороты превысят известный предел, колесо внезапно начинает буксовать. Умение ездить с заносом или хотя бы справляться с ним для владельца «Плаяеты-спорт» считаю обязательным. Разгоняясь на первой и второй передачах, опасно давать полный «газ» даже на хорошей сухой «бетонке», особенно при езде с пассажиром: машина легко встает на дыбы. Главный недостаток одноцилиидрового двигателя «Планеты-спорт», развивающего почти Т000 об/мин, — значительные вибрации, особенно на низких и средних скоростях движения (порядка 60—70 км/ч на четвертой передаче). По-настоящему «прочувствовать» этот мотор можно на хороших шоссейных дорогах, которые позволяют поддерживать достаточно высокие обороты. У чехословацких мотоциклов 43-472 и ЯВА-634-8 очень похожие двигатели. Здесь тоже два параллельных рядом стоящих цилиндра и поршни, движущиеся в противоположных направлениях. Но, в отличие от «Юпитера», у них один, неразъемный коленчатый вал. Это упрощает конструкцию, но усложняет ремонт: правильно разобрать и собрать мотор ЯВЫ или 43 без специальных приспособлений невозможно. А это значит, что их лучше эксплуатировать в областях, где есть станции обслуживания — ведь далеко не каждому по силам грамотный ремонт двигателя. Подтверждение тому — анализ писем владельцев чехословацких машин. Привлекательная внешность ЯВЫ и43 , к сожалению, для многих стала решающим фактором при покупке, и мотоциклы везут в края, удаленные на сотни, а то и тысячи километров от действующих сервисных станций. Каковы особенности этих двигателей? У ЯВЫ-634-8 и 43-472 одинаковые мощность (23 л. с.) при 5250 об/мин и крутящий момент (3,2 кГм) при довольно низком числе оборотов — 4500, то есть на 14 — 1 5 % меньше оборотов, сответствующих максимальной мощности. Опытные мотоциклисты, оообенно те, кто живет в гористой местности, знают цену такому запасу, который означает хорошую приспособляемость двигателя к повышению нагрузки: подует ли сильный встречный ветер, пойдет ли дорога в затяжной подъем, — мотор на это реагирует слабо и лишь немного упадет скорость мотоцикла. В то же время какой-нибудь другой мотоцикл, с худшей приспособляемостью, резко теряет скорость, требуя включения пониженной передачи. Не раз на 32-сильной «Планете-спорт» приходилось включать третью передачу, чтобы угнаться на горной или на совершенно прямой дороге, но при сильном встречном ветре, за более скромной 23-аильной ЯВОЙ. Вот какую роль играет характеристика двигателя! Этачерта — большой крутящий момент при сравнительно низких оборотах — характерна и для ЯВЫ, и для 43 . Их двигатели различаются в основном размерами приливов на задней части картера для крепления в раме ив механизме переключения передач. Оба имеют устройства для автоматического выключения сцепления, оснащены одинаковыми карбюраторми, правда, с разными главными жиклерами, поскольку неодинаковы воздухоочистители моторов. Двигатели ЯВЫ-634-8 и43 неплохо уравновешены ик тому же сравнительно низкооборотны (обороты максимальной мощности 5250). Вибрации, возбуждаемые двигателем, особенно на ЯВЕ-634-8, совершенно незначительны вплоть до скоростей 110—115 км/ч на четвертой передаче. К ак ЯВА, так и43 подбором передаточных чисел в коробке значительно отличаются от всех трех ИЖей (мы уже отмечали, что низшие передачи у ЯВЫ и43 более «скоростные» в сравнении с ИЖами). Скорость ЯВЫ-634-8 на первой — второй передачах значительно выше, чем у «Планеты-3», и близка к скорости «Планеты-спорт». Это неблагоприятно сказывается в условиях бездорожья, но обеспечивает прекрасную динамику разгона на шоссе.Экипажная частьУ всех мотоциклов рамы закрытого типа, сваренные из труб. Рамы всех ИЖей и43 — одинарные, под двигателем раздваивающиеся, ЯВЫ-634-8 — дуплексная. Одинарные рамы дорожных ИЖей отличает высокая жесткость, так как выполнены они из труб большого сечения. Этим и объясняется отчасти солидный вес «Планеты-3» и «Юпитера-3». У «Планеты-спорт» рама очень легкая, из высококачественной стали, обработана термически, обладает высокой упругостью. Ее нельзя видоизменять, подваривать и т. п. 43-472 предназначен для эксплуатации как мотоцикл-одиночка. Поэтому у него тоже облегченная рама. Рама ЯВЫ-634-8 стала значительно тяжелее традиционной, одинарной, которую имели прежние модели. Зато, по утверждению завода, по жесткости на скручивание новая рама превосходит старую более чем в 10 раз ! Поэтому она хороша для эксплуатации машины с боковым прицепом. Колеса у всех мотоциклов (кроме переднего на «Планете-спорт» с шиной размером 3,0—19 дюймов) имеют 18дюймовые обода. На «Планете-3» и «Юпитере-3» переднее и заднее колеса снабжены одинаковыми шинами — размером 3,5—18 дюймов и полностью взаимозаменяемы. Разумеется, для потребителя это удобно и выгодно, но от этого в известной мере страдают устойчивость и управляемость мотоцикла. Поэтому на более скоростных машинах — «Планете-спорт», ЯВЕ, 4 3 передняя шина уже задней. Тормоза у всех мотоциклов — барабанные, одинаковые впереди и сзади, лишь у «Планеты-спорт» тормозной барабан переднего колеса больше, чем заднего (соответственно 190 и 170 мм). На чехословацких мотоциклах тормоз переднего колеса оснащен двухкулачковым приводом колодок — здесь обе колодки активные, что повышает эффективность примерно на 25%. У всех пяти мотоциклов заднее колесо приводится цепью. Это самый простой и дешевый тип передачи. Надежность и долговечность ее во многом определяются тем, как она защищена от пыли и грязи. Хорошо защищенная цепь дорожных ИЖей достаточно долговечна, а открытая цепь «Планетыспорт» служит намного меньше. Одна из лучших конструкций защиты на ЯВЕ-634-8 — почти герметичная система резиновых и металлических кожухов, заполненных графитной смазкой. Кожух цепи 43-472 подобен тем, что были на прежних моделях ЯВЫ. Он, хотя и не очень герметичен, зато долговечнее резинового.ТопливоЗдесь преимущества «Планеты-3» и «Юпитера-3» бесспорны. Они работают на -сравнительно дешевых и наиболее распространенных бензинах — А-72 и А-76. Для двигателей же ЯВЫ-634-8 и 43-472 характерна высокая степень сжатия (9,2), а это, как показал опыт эксплуатации, позволяет нормально ездить лишь на оезине АИ-93. Бензин А-76, если степень сжатия не понижена, может вызвать опасную детонацию. К маслу топливной смеси все эти мотоциклы довольно непритязательны: годятся автолы, а также АС-8 и АС-10, дизельные, авиационные. У ЯВЫ и43 соотношение бензина с маслом в смеси 30 : 1 (у ИЖей — 25 : 1), что несколько снижает дымность выхлопа. Это стало возможным благодаря тому, что в верхних головках шатуна стоят игольчатые подшипники вместо традиционных втулок, требующих более обильной смазки. Двигатель «Планеты-спорт» со степенью сжатия 10,5 нормально работает на бензинах АИ-93 и А-95 и требует масла МС-20. Расходы на горюче-смазочные материалы здесь наибольшие. Модификация «Планеты-спорт» с раздельной смазкой расходует масла сравнительно мало. Но пока, к сожалению, купить МС-20 можно далеко не везде.Основные параметры двигателейМощность, л. с./при об/мин 18/5000 — 5600 25/5700—6500 32/5600—6700 23/5250 (Крутящий момент, кГм/при об/мин 3/5100—5300 3,2/5400 — 6200 3,5/5300 — 6500 3,2/4500Модели мотоциклов«Планета-3» «Юпитер-3» «Планета-спорт» ЯВА-634-8, 43-47215