В МИРЕМОТОРОВЧЕТЫРЕХКЛАПАННАЯ ТРЕКОВАЯ ЯВАвому треку. А зимой нынешнего года наш Сергей Тарабаньков третий раз стал чемпионом миравгонках по льду, выступив на ЯВЕ сновым мотором. К аковаже его конструкция ? Это четырехтактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, р аботающийна метиловом спирте . Д иаметрцилиндра — 88 мм, ход поршня — 81,7 мм, р абочий3объем — 497 см , с тепеньсжатия — 13. М аксимальнаямощность58 — 6 3 л. с. дос тигается при 7700—8700 об/мин. В цил индриз легкого сплавазалита стальн аягильза . В головкецилиндраиз алюм иниевогосплаварасположены два распределительных вала, приводимые цепью, и четыреклапана — два впускн ыхдиаметром 35 мм и два выпускныхдиаметром 30 мм. Свеча зажигания расп оложенавцентрекамерысгорания . Кол енчатый вал вращается на двухрядных роликовых подшипниках.. На протяжениимногих лет во всех крупнейших трековых соревнованиях безраздельно господствовали мотоциклы ЯВА-500ДТ, выпускавшиеся серийно вчехословацком городе Дивишове. Однако по мереразвития гонок на 1000-метровой дорожке с длинными прямыми мощности 52 — 5 3 л. с. «явских» моторов стало нед оставать . И когда впозапрошлом году некоторыемастерскиев Англии, Австралии иШвеции изготовили несколько бол еемощных (на 5—9 л. с.) моторов, уст ановивна «низ» д вигателя ЯВА собств енныецилиндри головку с четырьмя клапанами (на стандаотной их Два), за-' вод приступилкпеределке своего двигат еля . Его конструктор Ярослав Червинка после тщательныхисследований остановил выбор на четырехклапанной головке сдвумяраспределительнымивалами .Завод ФСРв Познани (ПНР) планирует к 1980 году удвоить выпуск автомобилей «Тарпан», предназначенных для сельского хозяйства. Намечено освоить производство модификации этой машиныс дизелем.• ••Свыше 600 рабочих и инженеров «Татра» (ЧССР) приняли участие в постройке по старым чертежамкопии «Президента», первого автомобиля этого завода. К 80-летию предприятия, которое состоится в нынешнем году, м ашина займет место в заводском музее. Среди его экспонатов, включающих 61 автомобиль, до сих пор не было «Президента», хотя музеи Праги и Вены располагают двумя та кими машинами.• ••Завод ФАПв СФРЮ приступил к выпуску нового автомобиля со 160-сильным дизелем. Грузоподъемность машины — 9,5 тонны.• ••Впервые увидевший свет в 1967 году гоночный двигатель «Форд-кос ворт-ДФВ» (Англия) для машин формулы I продолж аетжить . Его последний, 490-сильный вариант (первый имел мощность 400 л. с.) оснащен отлитым из магниевого сплава картером, что дало экономию в массе (16 кг ) по сравнению с алюминиевым.Головка цилиндра с двумя лительными валами.распреде• ••Завод «Альфа-ромео» (Италия) в этом году подготовил более мощный вариант 12-цилиндрового двигателя для гоночных автомобилей формулы I «Брэбхэм-БТ45». Его мощность (при рабочем объеме 3000 см 3 ) равна 540 л. с. Крупнейшая в мире автомобильная монополия «Дженерал Моторс» получает прибыли во многих странах. Помимо американских предприятий, выпускающих легковые машины «Бюик», «Кадиллак», «Олдсмобиль», «Понтиак», «Шевроле» и грузовики «Джиэмси» и «Тереке», ей принадлежат заводы вФРГ («Опель»), А нглии («Воксхолл», «Бедфорд»), Австралии («Холден»), Бельгии, Бразилии идругих странах.Новый мотор ЯВА-894, в котором использован «низ» от предыдущей модели ЯВА-895. В январепрошлого года были готовы чертежи , а ужевавгустеувидел свет новый мотор, п олучившийиндекс «894». Его мощность , и змереннаяна стенде, достигала 58 л. с. П ервыедорожныеиспытаниясостоялись на трекев городе Пардубицевконце того жемесяца . Их результаты вселили уверенность, что мощность удастсяподнять до 60 л. с. и что мотоцикл может быть представленнафиналь ных заездах чемпионата мира, который проходил в ЧССР, в МарианскихЛазнях . Н апряженнаяработаспециалистов завода завершилась большим успехом. Иван Маугер на ЯВЕ-894 завоевал титул чемпионамиравгонках по 1000-метро-В камеру сгорания выходят два впускных (большего диаметра) и два выпускных клапана. Посредине — гнездо для свечи. К арбюратор «Амаль» — со смеситель ной камерой диаметром 38 мм и центральной поплавковой камерой или «Дель-Орто» со смесительнойкамерой диаметром 36 мм и двумя боковыми поплавковыми камерами. Глушитель, з аканчивающийсямегафо ном, п рикрепленк головке цилиндра посредством двух пружин . Теперь можносуверенностьюсказать , что началасьэрачетырехклапанных трек овыхдвигателей . Уже в этом году они господствуют во всехсоревнованиях : к 500 выпущенныммоторам «Вейслейк» (Англия) д обавятся 170 двигателеймарки ЯВА-894.• ••Во Франции небольшая фирма «Курнель» начала выпуск джипов с 62-сильным дизелем «Пежо», классической подвеской всех колес и открытым кузовом. Масса машины — 1280 кг , длина — 3360 мм.• ••Завод «Опель» (ФРГ) для чемпионата мира 1977 года по ралли подготовил в рамк ах требований группы 4 два 3 автомобиля «Опель-кадетт ГТ/Е» (1900 см , 195 л. с ) . М ашины оснащены пятиступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость — 170 — 220 км / ч ; разгон с места до 100 км / ч — 5,5 с.• • • : .'Шведская автомбильная фирма «Волею» объединилась с фирмой «СканияСААБ». Последняя возникла несколько лет назад при слиянии завода «СканияВабис», производившего грузовики и автобусы, и предприятия СААБ, строившего легковые машиныи самолеты. Отныне все автомобили в Швеции будут выпускаться одним монополистическим объединением.ЛИШЬ ОДИН «ДВОРНИК»П одавляющеебольшинство современных . легковых автомобилей оснащено двумястеклоочистителями . Исключением для этого правилаявляется модель «Ситроен-Ц-Икс». У нее — один расположенный по центру «дворник», к оторый достаточно эффективноочищает лобовое стекло, о хватывая значительную часть его площади.i 36 ДЛЯ «КАФЕ-РЕЙСЕРС»Несмотря на все растущую популярность автоспорта, доля настоящих спортсменов среди автомобилистов сравнительно невелика. Зато довольно многочисленна категория людей, желающих выглядеть спортсменами. Для них важны элементы, которые производят внешний эффект, создают впечатление причастности владельца машины к ралли или гонкам. Капот, окрашенный черной матовой краской, характерные полосы на боковинах, литые колеса с широким ободом, специальные шины, выпускная система с басовитыми нотами, «гоночный» руль малого диаметра, обтекаемые наружные зеркала заднего вида — вот некоторые из часто встречающихся «спортивных» атрибутов, служащих украшением машины этой категории автолюбителей. Американцы зовут их «каферейсерс» — «гонщики вокруг кафе». А фирмы без всякой иронии выпускают для них специальные (разумеется, более дорогие) модификации серийных моделей. Так, в частности, делает ФИАТ. На 1977 год он подготовил к производству две модификации для «кафе-рейсерс». Это «127 Абарт» и «128 Берлинетта-ЛС». Обозначения «Абарт» и «ЛС», добавленные к индексам хорошо известных серийных, с передними ведущими колесами машин, указывают на специальное исполнение. Правда, важнейшие параметры не изменились. У первой разно3 видности при рабочем объеме S03 см мощность — 45 л. с , а скорость — 141 км/ч. У второй эти параметры (для двух вариантов) соответственно 1116 или 3 1290 см , 65 или 73 л. с , 154 или 159 км/ч. Что же в этих машинах нового? Отличия модификации «Абарт» от обычного ФИАТ-127: специальная выпускная система конструкции фирмы «Абарт», «спортивный руль» с кожаной обшивкой, триплексное лобовое стекло, противотуманные фары, более широкие шины (155 —13), черные полосы на капоте и боковинах, черные вставки вместо колпаков в колесах и увеличенная цена. Добавка «ЛС» в обозначении модели «ФИАТ-128 Берлинетта» связана с тем. что у машины — специальная выпускная система, галогенные элементы в фарах и противотумьнные фары, надпись «Спорт» на заднем крыле, обшивка сидений из искусственного меха, обтекаемые наружные зеркала заднего вида, черные полосы на боковине кузова, декоративные набалдашники на рычаге переключения передач. Разумеется, что все это дополнительное оборудование привело к повышению цены.«ФИАТ-127 Абарт». «ФИАТ-128 Берлинетта-ЛС».НОВАЯ БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯФирма «Бош» (ФРГ) разработала новую бесконтактную транзисторную систему зажигания, которую сравнительно легко и просто можно смонтировать на двигатели старых выпусков с обычным зажиганием. В отличие от известных до сих пор бесконтактных систем, у которых запальные импульсы формирует индукционный преобразователь, в новой конструкции эта задача впервые решена при помощи системы датчиков, использующих эффект. открытый американцем Е. Холлом в 1879 году. В корпус обычного распределителя (см. рисунок) вмонтирован «генератор Холла», представляющий собой деталь с полупроводниковым слоем, по которому протекает ток питания. Генератор (датчик) подвергается воздействию периодически возникающего и исчезающего магнитного поля. Благодаря особым свойствам полупроводника на его лежащих поперечно к магнитному полю сторонах возникает с той же периодичностью «напряжение Холла», которое через электронные приборы дает в нужный момент запальную искру. Управление магнитным полем (создаваемым постоянным магнитом) осуществляется в должном порядке работы двигателя видоизмененным ритором распределителя — специальным насадком с вырезами. Число их соответствует числу цилиндров двигателя. Когда часть насадка без выреза попадает в просвет между постоянным магнитом и «генератором», он отклоняет магнитное поле и «напряжение Холла» исчезает. А когда против просвета находится вырез насадка, напряжение вновь возникает и происходит запал рабочей смеси в соответствующем цилиндре двигателя. Речь идет, следовательно, об электронном включателе, который заменяет собой контакты прерывателя обычных систем зажигания. Бесконтактная система почти не требует ухода и регулировки. Если в обычных системах вследствие износа контактов приходится периодически регулировать момент зажигания в отдельных цилиндрах, то здесь в этом практически нет нужды. Конструкция и принцип действия датчика позволяют, кроме того, устанавливать опережение зажигания на неработающем двигателе. Испытания подтвердили также, что свойственные транзисторному зажиганию достоинства — снижение расхода топлива, облегчение пуска холодного двигателя и уменьшение токсичности выхлопа — в полной мере относятся ик новой системе фирмы «Бош». Более того, благодаря специальной катушке зажигания обеспечивается значительное (до 40%) повышение напряжения и «мощности» искры во всем диапазоне оборотов двигателя, что способствует лучшему сгоранию рабочей смеси. Выпускаемый фирмой специальный набор для переоборудования двигателя на бесконтактную транзисторную систему зажигания содержит, наряду с новым ротором распределителя, магнитом и специальной бобиной, добавочное сопротивление и всю необходимую для этого оснастку.«ШТЕЙР» ДЕЛАЕТ ЗАЯВКУ НА ДЖИПАвстрийская фирма «Штейр» объявила о том, что приступает к производству джипов. Такие машины пользуются большим спросом на экспортных рынках, особенно в странах Африки и Азии, и «Штейр» решил не терять времени. Новую модель он будет выпускать совместно с фирмой «Даймлер-Бенц» (ФРГ). В связи с этим любопытна одна деталь: в 30-х годах возникло объединение «Штейр-Даймлер-Пух» как результат слияния трех фирм, одна из которых была австрийским филиалом завода «Даймлер», и теперь, видимо, прошлое дало о себе знать... «Эксплорер» — это название нового джипа — намечено делать как с кузовом «пикап» (база — 2400 мм, длина — 4100 мм), так ив варианте «универсал» (база — 2850 мм, длина — 4550 мм), причем в последнем случае машина имеет закрытый пятидверный кузов на 11 человек. Автомобили могут быть оснащены как карбюраторными двигателями мощностью 90 и 120 л. с , так дизелями мощностью 80 л. с. Поставлять их будет «Даймлер-Венц» (ФРГ). Из конструктивных особенностей штейровского джипа отметим четырехступенчатую коробку передач (возможна установка блокировки дифференциалов),гидроусилитель руля, зависимую подвеску всех колес и дисковые тормоза.11*3Ь>Ц 1 is !ч*и Q5 з*.-ря3йSЕ- Pi КЯКcigS#i Ш 61 |а. окК»._ «ft a «*„а° 'gcogН Яшщ--III I §Sgg, йS оё в ь-о & о екн О, и айга•ВьТ37