,fc:i;-*ut._ *. '•• . ;:-'.;^БАЙу 1933 ГОДЛ. Б улыжнаямостовая , тра транспортныйпоток на улице — к олоннар ельсы , п очти весь : к огопробега . А сот• внешнийj-o—-~- j:, % * •этаэ'•#*$%Перед Крестовымперевалом . На «разводную отправились две машины ; : Колонне пробега но... из-за отары пастбища. 1977 года такжепришлось колхозных овец, к оторых задержаться перегоняли у перевала, на горные|РР*^•:•;'••&Тогда сстанице Нспин номыеской «и полевыхусловиях » .—ремонт,заправка,регулировкаП рошлаястаница стала городом . Сегодня Нспинномысскесовременные АЗС и СТО.к услугамавтомобилистовв Палубной команде по местам стоять! Отдать швартовы! М ы невольно переглянулись. Главное и, как мы считали, самое трудное в нашем маршруте осталось за узкой полоской каспийской воды. И чем дальше «Советский Казахстан» отходил от причальной стенки Красноводска, т ем острее было это нечаянно родившееся чувство утраты. Там, за полоской моря остались частицы наших сердец, наши новые симпатии, открытия, радости от встреч с замечательными людьми, пройденные нами тысячи километров... Мы ушли в каюты. И здесь, сидя в прохладной комфортабельной тишине, вспоминали все сначала. Фотографии 1933 года, книги о пробеге и его участниках, голод в Поволжье, о котороммы там прочитали, и стройки тех лет, взволнованные слова старого парторга товарища Беневоленского, провожавшего нас на старте, Далеко внизу, освещенная корабельными прожекторами на зеленой в ночи воде, распадалась на отдельные хлопья белая пена. Не спалось. М ы лежали на мягких постелях, свесив головы в открытые иллюминаторы и вдыхали свежий,торых кто-то из нас побывал в последние годы. Получилась почти вся Европа и добрая часть Африки. О бщимго лосованием приняли, что нигде до сих пор такого масштаба стройки мы не видели. Вспомнились встречи последних дней. Многие десятки людей самого разного общественного положения. Партийные и советские работники, водители, преподаватели и руководители автошкол, работники республиканских и городских комитетов ДОСААФ , сотрудники ГАИ, служащие гостиниц и наши коллеги — журналисты. Л юди разных профессий, разных судеб, живущие в тысячах километров друг от друга, но все — вот что особенно важно! — все озабоченные одной общей для нас заботой — сделать для своей страны, для своего большого дома сегодня хоть чуть больше, чем вчера. Через двенадцать часов паром «Советский Казахстан» пришвартовался в бакинском порту. Огромный паром замер, зажатый стенами пристани. Засуетились матросы и портовые рабочие, крепя швартовы и накрепко соединяя паром с причалом. Первыми на азербайджанскую землю выехали автомобили каракумского пробега. Нас встречали. Рукопожатия, расспросы, поздравления. «Под крылом» Д ОСААФ Азербайджана мы почувствовали себя вполне уютно. Нас поселили вгостиница и еще многое из того нового, что сконцентрировано в сегодняшнем хозяйстве бакинского ДОСААФ . Как это далеко по масштабам от Осоавиахима «тридцатых»! В набор из 300 фотографий пробега 1933 года мы заглянули снова уже на пути в Тбилиси. Нужно было найти виды тех дорог, по которым мы сегодня ехали. Перерыли все, что относилось к Азербайджану и Грузии, но ничего по хожего не обнаружили. Д ороги стали неузнаваемы. Пришлось смириться с этим отрадным для автомобилистов фактом. И вот перед нами — долина Куры. Тбилиси. Мы снова не успеваем запоминать и записывать. Это — новый проспект, а здесь новое оригинальное здание Ми нистерства автомобильных дорог, это — корпуса политехнического института, проспект Руставели, дорога в аэропорт, храм Джвари — тот самый, который в лермонтовской поэме, Мцхета — древняя столица Грузии, новые плантации сельскохозяйственной академии, постоянная трасса для соревнований по мо токроссу, республиканская автошкола, спортивный комплекс с первой в Закавказье трассой для кольцевых автогонок, самый красивый пост ГАИ и фуникулер, вид на Тбилиси сверху и изнутри, и... и... наши головы уже шли кругом , но гостеприимные хозяева с открытым«МОСКВА-КАРАКУМЫДОРОГАМИ ПЕРЕМЕНчуть йодистый воздух моря. Опять вспомнился отъезд из Москвы. В тот день было опубликовано постановление Пленума ЦК КПСС «О проекте Конституции СССР». Естественно, что эта тема сразу заняла место в наших разговорах и рабочих планах. Необходимость создания новой Конституции СССР, как сказал в своем докладе на майском Пленуме ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, объясняется глубокими изменениями, происшедшими в нашем обществе за годы, минувшие со дня принятия последней Конституции. Но и первичные наши планы были посвящены анализу того, что было создано в стране для развития автомобильного дела от исходной вешки — пробега 1933 года до наших дней. Стройки тридцатых... Да, пожалуй, все это время страна представляла собой стройку. Д ажев те годы, когда нас бомбили, хотели стереть с лица земли, уничтожить, м ы строили. Строили на Урале ив Сибири. Строим сейчас. П о зади более двух третей маршрута, сотни городов, городков, поселков,' деревень, но одно впечатление осталось постоянным — мы. все время присутствуем на огромной стройплощадке. Чего мы только не увидели! Заводы, встающие в степи, многоэтажные дома колхозников, автострады и новенькие, словно с обложки модерновых архитектурных журналов, города в пустыне, автошколы, станции обслуживания, бензоколонки, придорожные рестораны и кемпинги... Вся страна строит. На одном из привалов мы переписали на листе бумаги государства, в ко собственной гостинице ДОСААФ . М ы побывали на вновь построенном спортивно-техническом комплексе, что ря д омс республиканской автошколой. С удовольствием завтракали и пили чудесный шербет в кафе — опять же досаафовском! — перед гаревой дорож к ой , о кружающей поле для мотобола. В стороне на асфальтовой площадке тренировались картингисты, и треск мо торов был чуть слышен в приятной прохладе стеклянного здания кафе, украшенного зреющими на подоконниках лимонами. И не было ничего удивительного в том, что здесь, в центре военнотехнической подготовки и спорта мы встретили и комфорт и удобства. По своему размаху деятельность нашего оборонного Общества далеко перешагнула рамки прошлых лет, и комитет ДОСААФ Азербайджана по-хозяйски и своевременно скорректировал свою работу. Бакинцы с гордостью показывали нам свою столицу. Сегодняшний Баку — это метро, это телецентр, это новые проспекты и архитектурные комплексы, тысячи современных автомобилей, трамваев, троллейбусов, аэропорт, автовокзал, десятки гостиниц и автомобильных стоянок, станции обслуживания автомобилей. И органически вписываются в эту панораму «владения» Д ОСААФ . Автошкола, где новенькие автотренажеры с эмблемами «Шкода» в затемненном, с кинопроектором классе, учебные стенды с деталями автомобилей последних моделей, новенькие гоночные автомобили и мотоциклы; комплекс сооружений для технических видов спорта, кафе, сердцем и ни с чем не сравнимой кавказской широтой показывали и показывали нам свою республику. М ы обедали в маленьком ресторанчике возле источника, где когда-то останавливался А. С. Пушкин. Здесь кор мят только лобио — простой фасолью в соусе. Ну, е ще кукурузными лепешками, зеленью, сыром, молодым вином. Самая простая грузинская кухня. М ы заканчивали наш обед, последний в Тбилиси. Все нужные кино- и фотокадры были отсняты. М ы объехали все интересные для нас места, вдохнули аромат грузинской истории. Был предложен тост в честь гостей. И мы, в свою очередь, пожелали здоровья хозяевам. Вот тогда снова взял слово один из старейших работников СТК Тбилиси Реваз Шалвович Лазришвили. — Знаете, ребята, иногда ночью я вспоминаю войну, вспоминаю тех, кто уже никогда не сядет с нами за стол. Я слушаю, как дышит во сне моя жена, и знаю, что рядом спокойно спит моя дочь. Я отдал бы все, чтобы они так спокойно спали до глубокой старости. Я прошел через войну и знаю ей цену. Дайте мне одну черствую кукурузную лепешку в день, и мне этого будет до статочно, если этот день будет мирным. Тридцать два года мы живем без войны. Живем сегодня лучше, чем жили вчера, и так происходит каждый день. Кто-то об этом заботится? Кто-то, так же , как мы с вами, работает каждый день для того, чтобы на земле был мир? Иногда я думаю о том, с какими мыслями долж ен засыпать мужчина, который несет такую ответственность за мир на земле,31 1933 год. Ремонт колеса на дороге вблизи Ростова. М ашины внимание многочисленных зрителей.привлеклиМогли ли они предполагать, что их дети ивнуки будут полновластными хозяевами «Автограда» в Ростове-на-Дону — специального детского автодрома, п арканастоящих автомобилей, нлассов.-•-• :Чернозем тогдашней дороги под Воронежем прочно взял в плен «полут орку » . На помощь 40 лошадиным силам пришли люди. Теперь лошадиные силы расходуются на скорость.У частники пробега 1933 года на отдыхе. А это кемпинг «Урвань» (близ Пятигорска ) , где переночевали Каракумского пробега 1977 года. участникиФото 1933 года сделаны корреспондентом журнала «СССР на стройке» В. К ИНЕЛОВСКИМ что он Должен думать, проснувшись ночью, какую тяжелую ношу несет этот человек. Я предлагаю тост за то, чтобы силы его не кончались, за здоровье товарища Брежнева! Этот седой грузин, знавший цену своим словам, сказал главное, то, что думает каждый солдат прошедшей войны. Так думают наши отцы, так думают отцы наших отцов. Так думаем мы. Мы ведь тоже отцы. Если снова оживление среди наших фотографов и киношников — значит, пришло время трогаться дальше. Еще раз проезжаем по улицам Тбилиси. Володя Князев и Саша Кулиджанов дирижируют нашим движением. Командор А. Бродский смотрит на часы и решительно заявляет: «Всё, опаздываем. Вперед». ...Проехали больше ста километров от Тбилиси. Начинается Крестовый перевал. Веселее зажужжали двигатели, чаще стала работать третья передача, разом оживились все владельцы кинофототехники. На середине подъема пошел дождь. Стало заметно прохладнее. В ущельях, на вершинах гор лежит снег. Круче стали повороты между ступеньками дорожного серпантина. Серые распадающиеся лохмотья облаков оказались под нами. Вершина. Чуть задержались у столбика с надписью «Крестовый перевал» — и вниз. Мы находимся в одном из красивейших мест Европы. Кавказ, Дарьяльское ущелье, Военно-Грузинская дорога. Когда-то, давным-давно, в жутком катаклизме треснули горы, раздвинулись скалы, да так и не смогли сомкнуться. На сотни метров вверх тянутся теперь серые, потрескавшиеся от времени, воды и ветра стены ущелья. Мчится по дну его бурный Терек. И кажется совершенной фантазией эта дорога, прилепившаяся к скале на высоте нескольких десятков метров над рекой. Она повторяет каждый изгиб, каждый поворот скал, а то ныряет в туннель, вырубленный прямо в толще горной породы. Трудно придумать большее удовольствие от управления автомобилем, чем езда по такой дороге на «нивах». Эти полноприводные автомобили настолько устойчивы, что постепенно уходят от идущих с прицепами «ноль шестых». Но дисциплина берет свое, и колонна опять выравнивается. Через некоторое время прибавляют скорость все четыре автомобиля. За Орджоникидзе началась равнина, поля, от которых мы успели отвыкнуть. В последний раз переехали Терек. Это уже не тот бурный клокочущий поток, просто быстрая речка. Д аже жалко стало его. Словно он постарел. Изменились и поселки. Вместо чуточку суровых домов, сложенных из обломков скальной породы, которыми застроены горные селения, появились кирпичные и оштукатуренные дома, крытые дранкой или шифером. Ощутимо почувствовалось приближение России. Проехали границу Кабарды. Еще одна республика. Двенадцатая в нашем маршруте. Мы в Ростове. Живем в кемпинге. Соседи меняются каждый вечер. То немцы, то чехи, то венгры, то болгары. К мельканию всевозможных европейских автомобилей с номерами едва ли не всех европейских стран мы уже привыкли. Многих любителей путешествовать на колесах привлекают тысячекилометровые маршруты, проложенные «Интуристом» по нашей стране. Поэтому и на бензоколонках висят «Правила» на английском, французском, немецком, русском языках, на дорогах — указатели с надписями «кемпинг» латинским шрифтом. Да, это не 1933 год! Сегодня приехали на «Волге» ГАЗ—22 и «Жигулях» две болгарские семьи, путешествующие вместе с детьми. У автомобилистов, как у охотников, всегда найдется общая тема для разговора, да еще, благо, славянские языки похожи. Так что при небольшом участии рук и мимики можно свободно обойтись без переводчика. Васил Лапев — часовщик, Семен Ангелов — шофер. Оба из одного города Кюстендила. Живут на соседних улицах и путешествуют семьями уже не первый год. Но, пожалуй, самое интересное рассказал Семен Ангелов. Из своих 40 лет 20 он работает шофером, и всего на двух автомобилях. Сначала был ЗИЛ—164, его сменил ЗИЛ—130. Одним из первых водителей в Болгарии получил Семен новенький «сто тридцатый» и с тех пор наездил на нем 400 тысяч километров без капитального ремонта. Только после 273 тысяч сменил двигатель. Все остальные агрегаты «родные». Было приятно слушать теплые слова в адрес нашего старейшего автомобильного завода, ветерана каракумского пробега 1933 года. Перед отъездом Семен попросил у нас ручку и блокнот и написал: «Пусть ЗИЛ—130 будет таким, как я знаю его, и пусть он работает 500 000 километров без капитального ремонта. Семен Ангелов». Едва удержались от соблазна проехать на Воронеж по новой дороге. Должна же быть дисциплина! И приходится самим себе говорить, что менять одну хорошую дорогу на другую хорошую, но еще не ощупанную собственными колесами, не имеет смысла. Наша задача проехап по старому маршруту, хотя его в таких условиях и представить себе трудно. Разве что свернуть в поле и попробовать напрямую... Маршрут — это маршрут, и мы подчиняем себя ровной ленте шоссе, пересекающей Донбасс, исправно отмечаем «клеверные листы» развязок, станции обслуживания автомобилей, кемпинги, бензоколонки. Сдерживаем себя, чтобы не нарушать установленный 90-километровый лимит скорости, едем к Харькову. Листаем «Атлас автомобильных дорог» и высчитываем, насколько короче маршрут на Воронеж через Миллерово, где больше бензоколонок и где лучше гостиницы. «Атлас автомобильных дорог». Могли ли участники пробега 1933 года мечтать о таком! Сегодня он переиздается ежегодно, и его составители не успевают за строителями дорог. То тут, то там заканчивают строить новые дороги, улучшают старые, закладывают дороги будущего. В Харькове мы проехали по недавно построенной кольцевой трассе. Прошли по самым красивым дорожным развязкам. Наши фото- и кинооператоры сняли нас с патрульным вертолетом ГАИ — и вместе и отдельно. Потом из машины ГАИ капитан Виктор Федорович Енин связался по радио с управлением автоинспекции Харькова ис машиной белгородской ГАИ, которая должна была нас встречать на границе областей. Все это было так просто и обыденно, будтовсегда здесь существовали на дорогах патрульные машины, вертолеты, радиосвязь между постами и автомобилями и еще многое, многое из того, что строилось на фундаменте, заложенном в 1933 году и еще ранее — в самом 1917-м. Стоя на кольцевой харьковской дороге, мы уже знали, что из Белгорода вышла нам навстречу машина, что в Воронеже готовятся встретить на'с и что на всем оставшемся пути до Москвы нет никаких проблем для спокойной и уверенной работы за рулем, как не было их на девяти тысячах километров оставшихся позади дорог. Если, конечно, не считать специального проезда через пустыню напрямик. Но он был предпринят как дань первому и легендарному маршруту. В Воронеже у нас состоялись сразу две пресс-конференции. Одна в областной автошколе ДОСААФ , вторая в городе. Прямо у автомобилей на площади. Мы только успевали отвечать на вопросы. — Почему в Каракумы? Как себя ведут «нивы»? А ВАЗ—2106? Стоит ли покупать «Скиф»? Сколько километров уже вами пройдено? Были ли поломки? Как много «ноль шестых» выпускает завод? Скажите, «2106» тоже проходит по песку? И еще, и еще, и еще... Мы старались ответить на все. Но, наверное, нам пришлось бы для этого остаться в Воронеже еще на день. А нас уже ждали. В Москве, которая была совсем рядом, каких-нибудь неполных пятьсот километров. Мы знали, что в условленный час нас встретит очередная машина столичной ГАИ и приведет туда, откуда месяц назад мы отправились в путь. Нас будут встречать ветераны 1933-го и те, кто тогда пришел провожать. Нам скажут еще уйму теплых слов и поздравлений. И мы, как-то вдруг, стали ощущать завершенность пробега. Стали соображать, что еще не доделали. Может, что-то еще нужно было сделать? Вдруг появилось беспокойство за автомобили. Может, что-то нужно сделать с ними перед въездом в Москву? Но с ними ничего не надо было делать. Наш «самый главный» инженер пробега Вадим Котляров напомнил, что 10 тысяч — это норма между техобслуживаниями, что мы ее еще не пробежали, и подытожил: нечего мешать машинам работать. Наши доводы о том, что были песчаные пустыни и мокрые черноземные проселки, щебеночные «грейдеры» и горы и всякое другое, разбились о непреклонное — «Фирма гарантирует!» Пришлось покориться. Кому, как не Вадиму, знавшему все «жигули» от рождения на бумаге до сборки на конвейере, быть авторитетом в таких вопросах. Но перед въездом мы все-таки старательно, как это делают перед придирчивым техосмотром, вымыли наши безотказные ВАЗы и заслужившие наше полное доверие «скифы». И только тогда, когда уже ехали по улицам Москвы, когда вокруг текла столичная автомобильная река и уверенный капитанский голос из ведущей колонну машины ГАИ расчищал нам путь к финишу, вздохнули свободнее. Мы прошли маршрут 1933-го! Он стал маршрутом юбилейного, 1977-го! БРИГАДА «ЗА РУЛЕМ»