РГТР-РГДСГРОЖНОЕДВИЖЕНИЕБеседа с начальником Всесоюзного научно-исследовательского института безопасности дорожного движения МВД СССР полковником милиции Виктором Ивановичем ЖУЛЕВЫМ— Проблема безопасности движения, как известно, не нова. Еще с конца минувшего века, вскоре после того, как на дороги вышел прадедушка современного автомобиля, человек изобретает способы сделать езду на нем безаварийной и неопасной. Процесс этот, по-видимому, нескончаем. И все-таки подход к проблеме в разные годы имел свои особенности. Что же характеризует его сейчас, какие произошли качественные изменения в условиях решения задачи безопасности дорожного движения} — Конечно, многое кардинально изменилось за минувшие десятилетия. Напомню, что в начале века во всем мире насчитывалось всего 6 тысяч автомобилей и было зарегистрировано несколько десятков погибших от дорожных травм. Сейчас автомобильный парк планеты составляет свыше четверти миллиарда машин, и ежегодно в автотранспортных катастрофах погибает не менее 250 тысяч человек. Это количественные показатели. Но дело не только в них. Качественно другими стали масштабы автомобилизации. Автомобиль не только вторгся во все сферы нашей жизни, он заполонил города, потребовал их переустройства, ради него огромные территории покрыли сетью дорог. Автомобиль, увы, стал реальной угрозой для окружающей природной среды. Принося огромные блага, автомобилизация заставила решать все более сложные проблемы. К тому же в стране не просто растет выпуск автомобилей. Продажа легковых машин населению только за минувшую пятилетку увеличилась в семь раз и достигла почти миллиона автомобилей в год. На дорогах появилась масса начинающих водителей, изменился состав участников движения, психология их отношения к автомобилю, к его эксплуатации, к дорожному движению в целом. Положение еще осложняется диспропорцией между темпами производства автомобилей и дорожного строительства. На это отставание дорожной сети, как известно, было обращено внимание в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии. Вот в какой обстановке приходится решать сегодня задачу обеспечения безопасности, которая приобрела государственную важность и масштаб. Чтобы управлять дорожным' движением, одних административных и организационных мер уже недостаточно. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, эффективное устранение причин и факторов, влияющих на аварийность, потребовало серьезного участия науки, применения самых последних достижений научно-технического прогресса. В этом прежде всего и состоит новый подход к проблеме. Свидетельство тому, в частности, и создание нашего Всесоюзного научно-исследовательского института безопасности дорожного движения (ВНИИ БД) МВД СССР. — Но ведь и раньше вопросами безопасности движения занимались специалисты разных научных и проектных учреждений. Видимо, у вновь созданного института какие-то новые задачи, своя специфика» — Анализ состояния научно-исследовательских работ в области безопасности движения до начала 70-х годов свидетельствует об их ограниченном объеме, отсутствии системного подхода и недостаточной координации. В стране, к о нечно, были и есть научно-исследовательские учреждения, имеющие отношение к данной проблеме. Министерство автомобильной промышленности СССР, министерства автомобильного транспорта и автомобильных дорог союзных республик, ряд других министерств и ведомств и учебных заведений располагают сетью научных учреждений, связанных с организацией и безопасностью дорожного движения. Однако, будучи институтами отраслевого профиля, они решают в основном производственные, экономические, технические вопросы, которые лишь частично, как говорят, работают на безопасность движения. Сама проблема долгое время им представлялась чисто технической, инженерной, что не способствовало привлечению к работе над ней специалистов общественных, гуманитарных и других научных направлений. Крайне мало внимания уделялось разработке правовых норм, составляющих основу государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Наш институт стал первым в стране научно-исследовательским учреждением, тематика и деятельность которого всецело посвящены этой проблеме. На него возложена роль главного, координирующего центра в этой области науки. Его работы носят комплексный характер, охватывая весь круг вопросов в системе «водитель—автомобиль—дорога». Наряду с перспективными, фундаментальными научными разработками институт непосредственно занимается и практическими делами, а также, как мы говорим, научной публицистикой — подготовкой рекомендаций по текущим, неотложным вопросам. Нами разработаны новые государственные стандарты на дорожные знаки и сигналы, разметку дорог, шлемы для мотоциклистов, правила годовых техосмотров, внесен ряд предложений по совершенствованию законодательства, устанавливающего ответственность участников движения. Причем в последнем сделан качественно новый шаг — мы приступили к подготовке Закона одорожном движении, который вберет в себя все требования к охране дорожно го движения. — Виктор Иванович, не впервые мы слышим о необходимости комплексного решения проблемы безопасности движения. Только ли обьединение усилий ученых и специалистов разного профиля в одном направлении надо понимать под этим? Вероятно, все обстоит сложнее} — Комплексный подход к решению имеет две стороны. Одна из них — это привлечение все более широкого круга представителей разных наук к решению общей задачи. Это уже не ново. Новизна состоит вдругом — во всестороннем комплексном хсследовании каждого кон кретного вопроса. Вот один из примеров. В прошлом условия труда водителя были в основном лишь объектом административной регламентации, теперь этим вплотную занимаются и медики, и социологи, и юристы, и специалисты других профилей. Такими всесторонними исследованиями сейчас охвачены все элементы системы «человек—автомобиль—дорога» и их взаимодействие. Изучаются социально-экономические, правовые, медицинские, инженерные, психологические и другие аспекты. К числу комп лексных тем относится исследование причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий, совершенствование государственной системы их учета и анализа, изучение тактики и методики дорожно-патрульной службы, включая применение технических средств контроля и надзора. Комплексность научных исследований, конечно, не хеключает дифференциации отдельных вопросов, специфичности конкретных объектов исследований. Показательно в этом отнощении определившееся в последнее время «расслоение» проблемы- Так, многие годы основ27