мольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. В самый канун праздника успешно завершился пробег досаафовцев автозавода имени Ленинского комсомола по маршруту Москва — Б АМ — Москва. Мотоциклисты первичной организации ДОСААФ Министерства путей сообщения осуществили большой пробег, в котором широко разъясняли решения VIII съезда оборонного Общества, вели агитационную работу. Таких примеров можно привести множество. Конечно, основная тяжесть в подготовке водительских кадров лежит на автошколах и спорттехклубах. ф Только за девятую пятилетку в учебных организациях ДОСААФ для народного хозяйства было подготовлено около 8 миллионов специалистов. В том числе 750 тысяч шоферов третьего класса, 1,2 миллиона владельцев личных автомобилей, 2,2 миллиона мотоциклистов. Специально для БАМа обучено свыше 5 тысяч механизаторов. Число автошкол по сравнению с предвоенным периодом намного выросло. Их оснащенность техникой увеличилась в 25 раз. Теперь почти каждый второй-третий водитель в стране — это выпускник автошколы или спортивно-технического клуба ДОСААФ. Десятая пятилетка — пятилетка качества — предъявляет новые требования ик нашим учебным организациям. В 1975 году мы преобразовали автомотоклубы в автошколы и тем определили новый подход к обучению водителей. Известно, что на ДОСААФ возложена весьма ответственная задача — готовить водительские кадры и других специалистбв для Советских Вооруженных Сил. В наших автошколах будущие воины-водители получают не только технические знания и практические навыки в управлении машинами, но и моральную, физическую закалку, необходимую для армейской службы, для выполнения конституционного долга по защите социалистического Отечества. Чтобы постоянно повышать качество подготовки специалистов для армии и народного хозяйства, требуется и дальше совершенствовать нашу материальнотехническую базу. За последние годы в этом направлении сделано немало. ф В капитальное строительство вложено: в 1961—1965 гг. — 38,4 миллиона рублей, в 196Ь—1970 гг. — 148,3 миллиона, в 1971—1975 гг. — 263,2 миллиона. На пятилетие 1976—1980 гг. планируется освоить еще большие суммы. За последние пять лет введено в строй 1016 крупных сооружений. Что за этим стоит? Прежде всего, новые учебные здания, автодромы, гараж и , мастерские, создание целых учебных комплексов. Важно и то, что новые помещения насыщаются современным учебным оборудованием, техническими средствами — автотренажерами, электрифицированными и другими действующими стендами, агрегатами, киноаппаратурой, обучающими и контролирующиг ми устройствами, способствующими лучшему усвоению материала. Наши автошколы получают все больше новой учебной техники. ЗИЛ—130, ГАЗ—66, ГАЗ—53, а также «москвичи», «жигули» теперь «на вооружении» почти каждой автошколы.20Надо ли говорить, как все это благотворно сказывается на качестве обучения водителей! Улучшение учебно-воспитательного процесса, как показывает опыт, во многом, если не в решающей степени, зависит от подбора, расстановки и воспитания преподавательских кадров, от умения их органически слить обучение и воспитание молодых людей, готовящихся сесть за руль автомобиля. Передовые автошколы как раз тем и отличаются, что располагают добротной материальной базой и квалифицированными кадрами преподавателей. Мы уже не раз отмечали такие коллективы, как гомельский, зеленодольский, донецкий, житомирский, кишиневский, таганрогский, шяуляйский. Сейчас уже многим учебным организациям ДОСААФ присвоено высокое звание образцовых. Разумеется, для повышения качества обучения водителей всех категорий надлежит еще многое сделать. В прошлом учебном году были введены новые программы. В этих документах большое внимание обращено на усиление практической выучки шоферов, повышение их водительского мастерства. Специальные часы отводятся для занятий на тренажерах. В конце обучения водителейпризывников программами предусмотрен марш в колонне. Годичный опыт применения этих программ говорит в их пользу. Надо максимально использовать заложенные в этих программах возможности для повышения уровня учебно-воспитательной работы. В передовых коллективах автошкол, как уже сказано, большое внимание обращается на физическое воспитание курсантов — подготовку значкистов ГТО, вовлечение молодежи в технический спорт. И это правильно. Занятия спортом помогают формированию гармонично развитой личности, воспитывают силу, мужество, благородство, душевную красоту. Технические же виды спорта, кроме того, помогают расширять знания, приобретать и шлифовать умения, необходимые военному человеку. И потому вДОСААФ широко распространена сеть спортивно-технических клубов. Их становится все больше. А это значит, что больше станет людей, посвящающих свой досуг спорту, технике. Вместе с тем спорттехклубы — это и учебная база для подготовки специалистов массовых технических профессий. Особенно высока роль СТК на селе, где ежегодно в них получают специальность десятки тысяч водителей, комбайнеров, трактористов, крановщиков. О задачах, стоящих перед спорттехклубами, четко сказано в решении VIII съезда ДОСААФ : «Совершенствовать работу спортивно-технических клубов, как опорных пунктов развития военнотехнических видов спорта, улучшать ор ганизационно-штатную структуру и материально-техническую базу». 60-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции — праздник всего прогрессивного человечества, всех миролюбивых сил. Самая мирная держава земли стала надежным форпостом, о который разбиваются все происки империалистов. Наши Вооруженные Силы стоят на страже завоеваний Октября. Дважды орденоносное Добро вольное общество содействия армии, авиации и флоту — Д ОСААФ СССР вносит достойный вклад в укрепление их мощи и боеготовности.Почетная обязанностьКаждый раз, садясь рядом с курсантом за руль учебного автомобиля, испытываешь не только чувство ответственности за порученное дело, — дать человеку водительские навыки, на мой взгляд, дело весьма ответственное, — но и чувство гордости за свою профессию. Она мне нравится, люблю свою работу. Вообще жизнь моя сложилась удачно. Государство дало мне, к аки всем гражданам, право на образование, на профессию, и якак нельзя лучше по своему желанию воспользовался этим законным правом. В 1968 году, закончив восемь классов общеобразовательной школы, поступил учеником автослесаря на завод. Многие из моих однокашников стали водителями, и мне не хотелось отставать от них. Хорошая профессия водитель, ничего не скажешь. В общем, как-то сразу меня потянуло к автомобилям. И вот, работая автослесарем, поступил на курсы водителей в клуб ДОСААФ своего Железнодорожного района. Так что перед уходом в армию я уже был достаточно подкован технически. Там тоже не расставался с автомобилем — был водителем. Вернувшись домой после службы, первым делом пошел в свой клуб: к ак там теперь? Узнал, что нужен мастер производственного обучения по практическому вождению автомобиля. Давай, говорят, тебе и карты вруки — свой человек, все порядки знаешь. Опять, думаю, все удачно складывается. В этом городе я вырос, получил желанную профессию, сюда же вернулся, и предлагают любимое дело. Так яс 1973 года учу ребят. Стал я осмысливать свою жизнь и понял: за право получить образование и работу, что всеми нами принимается как само собой разумеющееся, моральный, гражданский долг требует от каждого из нас полезной отдачи, добросовестного труда. Конституция дала нам много прав. Но и возложила обязанности. Вот почему, садясь за руль учебного автомобиля, каждый раз спрашиваю себя: все ли ты продумал, все ли сделал для того, чтобы занятие прошло успешно, чтобы ученики получили все сполна. Курсанты народ разный, по характерам, кругозору, развитию и по отношению к технике, автомобилю. Особенно те из них, кто учится, к ак мы говорим, на любителей. Занятия с ними требуют персонального подхода к каждому, маневренности, что ли. За эти годы мне довелось выпустить несколько групп — в общей сложности больше ста человек. Казалось бы, пора уже привыкнуть, а все волнуюсь вместе с ними, когда сдают экзамены. И радуюсь вместе с ними, когда получают водительские права — приятно сознавать, что в этом есть и доля твоего труда, что ты участвуешь в благородных делах нашего ДОСААФ. Хотя я учил других, но не считал свое профессиональное мастерство законченным. Чувствовал, что и самому нужны еще знания. Взялся за повышение квалификации. Сдал сначала на второй класс, потом на первый. И эта возможность мне представилась беспрепятственно. А воспользоваться ею считаю своим долгом. Глубже знания — больше отдачи в работе, пользы всему нашему обществу. Принести как можно больше пользы своей стране, своему народу — в этом вижу я свою первейшую гражданскую обязанность, вытекающую из новой Конституции, принятой накануне 60-летия Великого Октября. Как и все советские люди, я всей душой одобряю наш новый Основной Закон. Ю. КАЛИНИН, водитель 1-го класса, мастер практического вождения Московская область, г. Железнодорожный