Трехколесный вездеходИзвестно, каким большим спросом на селе пользуются у нас «Днепр» и «Урал» — тяжелые мотоциклы с коляской. И груз на таком можно везти, и проходимость у него неплохая. Но все же эти машины, обладая солидной мощностью (32 — 36 л. с ) , не могут использовать полностью ее на мягком грунте изза недостаточного сцепления с ним единственного из трех, ведущего колеса. Находящееся сбоку колесо коляски не только создает большое сопротивление движению, поскольку идет по собственной нолее, но и стремится повернуть мотоцикл в свою сторону, еще более затрудняя движение. Поэтому для трехколесной машины самым эффективным способом повышения проходимости является передача крутящего момента и на колесо коляски. По такой схеме был выполнен мотоцикл MB —750, выпускавшийся ранее в ограниченном количестве нашим заводом. На его базе создана модель «Днепр —12», производство которой развернуто в нынешнем, юбилейном году. От составляющего основу программы завода «Днепра» МТ10 —36 его отличают в основном привод на нолесо коляски и двигатель. Заимствованный у прежних моделей нижнеклапанный двигатель К — 750, уступая современным моторам по мощности (26 л. с. против 36 л. с. у МТ10 —36), обладает более благоприятным характером изменения мощности и крутящего момента в зависимости от числа оборотов коленчатого вала. Благодаря этому мотоцикл сравнительно легко приспосабливается к разным дорожным условиям, не требуя частого переключения передач. К — 750 — малофорсированный двигатель, довольно долговечный, простои в эксплуатации. В паре с ним работает коробка передач, применяемая на последних моделях завода. У нее есть передача заднего хода, благодаря чему мотоциклом можно маневрировать на ограниченной площади, выбраться из песка, грязи, снега. Главное достоинство «Днепра —12» — два ведущих колеса. Для передачи усилия на колесо ноляски трансмиссия дополнена дифференциальным механизмом, поперечным карданным валом и редуктором (см. схему). Дифференциал (он хорошо виден на фото, показываю-Схема трансмиссии: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 главная передача; 5 — редуктор; 6 — дифференциал; 7 щем вид сзади) смонтирован вместе с главной передачей в общем разъемном корпусе, который имеет такие же присоединительные (к рычагу подвески колеса) размеры, как картер главной передачи всех моделей семейства «Днепр». В отличие от автомобильных дифференциалов, состоящих, как правило, из конических шестерен и распределяющихкоробка передач; ведущее колесо.4 —крутящий момент между колесами поровну, симметрично, механизм «Днепра—12» включает цилиндрические шестерни, передающие на колеса неодинаковое усилие. Такое решение выбрано не случайно. Проведенные исследования показывают, что на колесо коляски приходится 30 — 40% общей нагрузки машины, а на колесо мотоцикла — 60 — 70%.«Верховина—6»—первый отечественный микромотоцикл асимметрии дифференциала, равный отношению 20 : 1 1 . Именно такие количества зубьев имеют его шестерни, благодаря которым на колесо мотоцикла передается 64% усилия, подводимого к главной передаче, а на колесо коляск и — только 36%. От дифференциала вращение посредством карданного вала, проходящего под кузовом коляски, получает редуктор. Он выполнен совместно с маятниковым рычагом подвески колеса, который закреплен на раме коляски такимже образом, к аку «Днепра» МТ10 — 36. В корпусе редуктора размещены два вала — ведущий и ведомый с парой цилиндрических шестерен. Шлицевая ступица ведомой шестерни выступает из крышки редуктора и сопрягается с внутренними шлицами ступицы колеса. К корпусу же приварено ухо, посредством которого он соединен с амортизатором колеса коляски. Все механизмы надежно защищены от грязи и воды уплотнительными прокладками и сальниками. Благодаря двум ведущим колесам «Днепр — 1 2 » кроме высокой проходимости приобрел еще несколько положительных свойств. Т ак , отпала необходимость устанавливать углы развала и схождения колес, поскольку коляска не «тянет» в свою сторону, к аку обычных мотоциклов. Плоскости колес на «Днепр е — 1 2 » должны располагаться параллельно одна другой и перпендикулярно поверхности дороги. Такое их положение уменьшает сопротивление начению (по сравнению с обычной машиной) до 25%, благодаря чему значительно возросла ходимость шини сократился расход топлива. Поскольку общее тяговое усилие машины распределяется на два колеса, то инагрузки , воспринимаемые ими, уменьшились. Из других нововведений отметим некоторые «мелочи», создающие удобства владельцу машины. На кузове коляски установлены кассета для канистры емкостью 10 литров и кронштейны для лопаты (они видны на одном из фото). Н а раме мотоцикла закреплена розетка, к у да можно включить переносную лампу, ш нур питания радиоприемника и т. п. Завод продолжает работать над усовершенствованием мотоцикла высокой проходимости. В частности, намечено применить двигатель МТ10 — 3 6и ряд других <<узлов, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации на наших последних моделях. И. МУРАТОВ, главный инженерКМЗ В. Я РМАК , главный конструктор г. КиевМотоцикл « Д непр — 1 2 » .Техническая характеристика Общие данные . Габарит (длина хширинаX высота) — 2430 х 1700 х 1100 мм; колея — 1200 мм; д орожный просвет нагруженного мотоцикла — 120 мм; м асса без нагрузки (сухая) — 350 кг; м аксимальнаяскорость — 90 км/ч; к онтрольныйрасход топлива при скорости 50 — 60 км/ч — 6,2 л/100 км; расход масла — 0,25 л/100 км. Двигатель. Тип — ч етырехтактныйс нижним расположением клапанов; диаметр цил индра — 78 мм; ход поршня — 78 мм; рабочий объем — 746 см 3 ; степень сжатия — 6,0; м аксимальная мощность при 4900 об/мин — 26 л. с ; бензин — А-72; карбюратор — К302. Электрооборудование. Н апряжение — 6 В; система зажигания — батарейная; генеа тор — Г414; б атарея — ЗМТ12; свечи — А8У. р ансмиссия . Сцепление — двухдисковое сухое; коробка передач — четырехступенч атаяс передачей заднего хода; переключение передач — ножное с автоматическим выключением сцепления; г лавная передача — к арданная ; привод коляски — д ифференциальный , посредством карданного вала; передаточные числа на передачах: I — 16,63; II — 10,56; III — 7,85; IV — 6,00. Ходовая часть. Передняя вилка — т елескопическая , з адняя — м аятниковаяс пружинно-гидравлическими амортизаторами двустороннего действия; тормоза — барабанные, передний — двухкулачковый; колеса — в заимозаменяемые ; р азмер шин — 95 — 484 (3,75 — 19 дюймов).?В послевоенные годы некоторые наши заводы приступили к выпуску моторов, предназначенных для установки на обычные дорожные велосипеды. Это были легк ие двухтактные двигатели рабочим объемом до 50 см 3 , развивающие мощность менее 1 л. с. Новинка пришлась по душе велосипедистам, ибо они получили возможность передвигаться на большие расстояния, затрачивая значительно меньше усилий. Моторизованный велосипед стал, по существу, новым видом транспорта, дешевым, простым по устройству ив управлении, а потому доступным самым широким слоям населения. Чтобы повысить удобство езды, особенно на неровных дорогах, конструкторы стали изменять велосипед, одновременно приспосабливая его к моторам, технические данные которых также улучшались. В результате определились две группы машин, получивших к тому времени наименование мопедов. В первую входят конструкции , мало отличающиеся от велосипедов и снабженные двигателями рабочим объемом менее 49,8 смз. Их называют легкими мопедами, и согласно действующим ныне Правилам дорожного движения они приравнены к велосипедам. На них разрешается ездить без удостоверения на право управления. Другая группа машин объединяет конс трукции , далеко ушедшие от велосипеда и вплотную приблизившиеся к мотоциклам. Их именуют мопедами, а Правила дорожного движения классифицируют их как мотоциклы, устанавливая признаком рабочий объем двигателя 3. «За рулем» № 1149,8 смз и выше. В самом деле, от велосипеда у них остались только педали, с лужащиев основном не для привода колес, а для пуска двигателя, подобного мотоциклетному. Т акие мопеды до последнего времени выпускали в Риге и Львове. В нынешнем, юбилейном году Львовский мотозавод, продолжая совершенствовать конструкцию мопедов семейства «Верховина», пользующихся большой популярностью у людей разного возраста, особенно в сельской местности, приступил к производству мопеда ЛМЗ — 2 158 «Верховина—6». Главным его отличием от всех предыдущих моделей завода является отсутствие педалей, которые заменены откидными подножками и кик-стартером. Эта машина , по существу, не отличается от мотоцикла, поэтому, если только учитывать сравнительно малые рабочий объем ее двигателя (49,8 смз) и мощность (2,2 л. с ) , «Верховину—6» правильнее называть микромотоциклом. Взгляните на снимок. Внешнему виду, отличающемуся легкостью, изящностью линий и нарядной отделкой, могут позавидовать многие мотоциклы. Высокийруль в сочетании с удлиненным седлом обеспечивает удобную посадку. Благодаря этому, а также мягкой подвеске колес, снабженных довольно широкимиши нами, на «Верховине—6» можно совершать и туристские поездки, не опасаясь утомления. Предусмотрено и место для вещей — б агажник на 15 кг. Оба колеса «Верховины—6» имеют барабанные тормоза. Передний приводится рычагом, расположенным на руле, задний — педалью под правой ногой. Ф ара , задний фонарь и световозвращатели обеспечивают безопасность движения • темное время. Двигатель Ш — 58 снабжен двухступенчатой коробкой передач, управляемой левой ручкой руля. Пока на этих моторах сохранен карбюратор старог. образца. В ближайшее время его сменит прибор более совершенного типа — КбО (виден на фото). Он обеспечит меньший расход топлива, а стало быть возрастет пробег между заправками. Думаем, что первый отечественный микромотоцикл, или мокик, к ак называют его специалисты, будет с радостью принят любителями легких двухколесных машин . Б. ДОЛГИЙ, главный конструктор ЛМЗ г. ЛьвовКраткая техническая характеристика База — 1120—1170 мм: гаЯяпит ( л линахширинахвысота ) — 1770X720x1200 мм; масса (сухая) — 53,5 кг; м аксимальнаянагрузка — 100 кг; м аксимальная скорость — 50 км/ч: к онтрольный расход топлива — 2.2 л/100 км; рабочий объем двигателя — 49,8 см 3 ; м аксимальнаямощность — 2.2 л. с. 13