Фотографии, которые вы видите на обложке этого номера журнала, сделаны в городе Львове, куда съехались делегации оборонных и спортивных организаций стран социалистического содружества — участники интернационального автомобильного пробега в честь 60-летия Октября. Из Львова колонна двинулась в Ленинград — колыбель Октября — конечную точку маршрута. Корреспондент журнала Б. Синельников обратился к руководителям и членам нескольких делегаций с просьбой поделиться своими впечатлениями.Генерал-майор В. МОСЯЙКИН, заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР, руководитель интернационального автопробега — Теперь, когда позади тысячи километров, встречи в пути, митинги, беседы — все, что оставило в нашей памяти неизгладимый след, м ожнос уверенностью сказать: интернациональный автопробег успешно выполнил свою задачу, стал еще одним свидетельством нерушимой дружбы стран социалистического содружества. Этот пробег является частью обширной программы массовых оборонно-патриотических мероприятий, которые ДОСААФ посвящал 60-летию Октября. Наше оборонное Общество начало подготовку к юбилею Советского госуАМИ ДОРОГАМИ БРАТСТВАдарства сразу, как только вышло в свет постановление ЦК КПСС «О 60-летии Великой Октябрьской социалистической революции». Сделано немало. И главный итог, как мне думается, состоит в том, что наши комитеты, первичные и учебные организации успешно выполнили свои обязательства в честь юбилея. Социалистическое соревнование, широко развернувшееся в год 60-летия Великого Октября, смотры, месячники оборонно-массовой работы, спортивные встречи — все это позволило значительно повысить эффективность наших военно-патриотических дел, среди которых надо особо выделить подготовку молодежи к воинской службе, обучение специалистов, в том числе большого отряда водителей для армии и народного хозяйства. В юбилейном году еще теснее стали контакты ДОСААФ с комсомолом, профсоюзами, другими общественными организациями. Многие большие дела по патриотическому воспитанию молодежи, трудящихся мы осуществляли, как правило, совместно. Мне довелось быть в Иванове, на восьмом Всесоюзном слете победителей похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Это патриотическое движение, начатое в 1965 году по инициативе ЦК ВЛКСМ и поддержанное ЦК ДОСААФ СССР, стало 2 замечательной традицией. И год от года все ощутимее здесь вклад организаций оборонного Общества. Нынешний этап похода, посвященный XXV съезду КПСС и 60-летию Октября, был самым массовым — в нем приняло участие свыше 30 миллионов юношей и девушек нашей страны. Лучшие из лучших, и в их числе молодые активисты ДОСААФ , прибыли на слет в Иваново. Сердечное, по-отечески мудрое приветствие Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Леонида Ильича Брежнева, адресованное участникам слета, было воспринято с огромным воодушевлением как выражение непреходящей ленинской заботы партии о молодежи, о ее будущем. Когда над колоннами делегатов и гостей разнеслись слова приветствия, призывающие комсомольцев, молодежь настойчивее воспитывать в себе коммунистическую убежденность, революционную страстность, готовность защищать и продолжать дело Великого Октября, овациям, казалось, не будет конца... Как я уже сказал, в Иванове ДОСААФ был представлен большим отрядом своих активистов, спортсменов. Во многих состязаниях, входивших в программу слета, — многоборье ГТО, скоростном маневрировании на мотоцикле, военизированном кроссе, комбинированной военно-спортивной эстафете • победите— лями, как правило, оказывались воспитанники школ и клубов ДОСААФ . Свое умение в показательных выступлениях продемонстрировали мастера мотоциклетного, самолетного, вертолетного спорта, радисты. Я остановился на этом столь подробно потому, что ив ходе Всесоюзного слета, и во время интернационального автопробега можно было ощутить, как выросли авторитет и возможности нашего оборонного Общества. Интернациональный автопробег, ход которого широко освещали центральная и местная печать, радио, телевидение, вылился в подлинную демонстрацию нерушимой дружбы братских народов. Как это и было предусмотрено заранее, к пункту сбора двигались две ко лонны машин. Одна, южная взяла старт в столице Болгарии, откуда машины пошли по дорогам Румынии и Венгрии к границе СССР. Другая, северная стартовала из Берлина, и ее путь пролегал через Германскую Демократическую Республику, Чехословакию и Польшу. В обеих колоннах находились машины с членами советской делегации. Седьмого сентября обе группы встретились во Львове, где к ним присоединились делегации Республики Куба и Монгольской Народной Республики. Из Львова 27 экипажей из девяти братских социалистиче- Всюду, где проходила, колонна автомобилей с участниками интернационального пробега, ее встречали флагами и цветами, улыбками и возгласами: «Дружбе крепнуть, дружбе крепнуть!» Слева на фотографии — одна из таких массовых радостных встреч. Впереди колонны — экипаж чехословацкой делегации на автомобиле «Татра-613». На фото справа В. И. Ленина. участники пробега с волнением осматривают в Смольном комнатуреволюции и гражданской воине в вашей стране, участвовал в сборе денег среди рабочих в фонд солидарности с русскими пролетариями. В 1931 году, как член семьи коммунистов (братья тоже состояли в компартии), я вынужден был покинуть Болгарию. Встретил теплый прием в вашей стране, здесь осуществилась моя мечта стать летчиком. Окончив тамбовское авиационное училище, добровольцем пошел воевать с фашистами в небе Испании. Советское правительство наградило меня тогда орденом Красного Знамени. В годы Великой Отечественной войны советского народа с фашистскими захватчиками был командиром эскадрильи, занимал другие должности, затем занимался организацией военно-воздушных сил на моей родине. Болгарские летчики вместе с советскими воинами приняли участие в разгроме гитлеровской Германии, в освобождении Болгарии от фашистского ига. Сейчас свои силы и знания отдаю военно-патриотическому воспитанию болгарской молодежи и нахожу в этом огромное удовлетворение. Интернациональный автопробег — еще один наглядный пример того, как крепка и нерушима дружба братских народов, строящих социализм. Встречи, которые устраивали нам трудящиеся городов и сел в Болгарии, Венгрии, Румынии, Советском Союзе, в живой, конкретной форме показали еще раз значение идей Октября в жизни всех наших народов.И •• ДРУЖБЫских стран взяли курс к городу-герою на Неве — колыбели Великого Октября. Двигались через Киев, Чернигов, Гомель, Могилев, Витебск, Псков. Такова в самой сжатой форме география пробега, который явился яркой, убедительной формой пропаганды идей Великого Октября, успехов стран социализма, строящих под руководством коммунистических и рабочих партий новое общество. Неоценимое значение имело знакомство с историческим прошлым и настоящим народов, выбравших социалистический путь развития, их борьбой за свободу и независимость. И конечно, надолго останутся в памяти личные контакты, обмен опытом по интернациональному, военно-патриотическому воспитанию, технической и спортивной подготовке молодежи наших стран к защите социалистических завоеваний. Хотелось бы еще раз через журнал передать большую благодарность руко водителям оборонно-патриотических и спортивных организаций, всем делегациям братских стран, участвовавшим в интернациональном автопробеге, представителям трудящихся, с которыми нам приходилось встречаться по пути следования к границам СССР, за гостеприимство, радушие, за предоставленную возможность ознакомиться с местами революционной, боевой и трудовой славы, возложить венки к памятникам борцов за народное счастье. 1*К.-Х. ГОЛЬДШМИДТ, член делегации ГДР, старший инструктор общества «Спорт и техника» — Трудно передать горячие чувства, которые испытывали мы, представители Германской Демократической Республики, от встреч на советской земле. Особенно запомнились они в Ленинграде, где мы провели два незабываемых дня. С волнением поднялся я на палубу легендарной «Авроры», посетил Смольный, откуда великий Ленин руководил Октябрьским вооруженным восстанием, побывал на Марсовом поле и Пискаревском мемориальном кладбище. А в какую яркую демонстрацию сплоченности и единства социалистических государств вылилась встреча участников автопробега, состоявшаяся вДоме дружбы и мира с народами зарубежных стран! Очень рад, что нашей делегации вместе с другими довелось побывать на ленинградских промышленных предприятиях, ознакомиться с работой Дома ДОСААФ . Наше добровольное общество «Спорт и техника», которое я представлял в пробеге, занимается, в принципе, той же деятельностью, что иДОСААФ СССР, — патриотическим воспитанием молодежи, подготовкой ее к службе в армии, обучением юношей автомобильному имо тоциклетному делу. Я как раз отвечаю за этот участок работы и знаю, насколько он ответствен в нынешний век техники. Большим подспорьем в освоении автомобиля, мотоцикла, в физическом совершенствовании молодых людей стал автоспорт — очень популярный в ГДР. Обмен опытом оборонно-спортивной, учебной работы между родственными организациями братских стран имеет важное значение. И в этом плане интернациональный автопробег дал многое. 3Генерал-лейтенант авиации запаса К. КИРИЛЛОВ, руководитель болгарской делегации— Я рад, что южная группа нашего пробега стартовала в столице Болгарии Софии от монумента, воздвигнутого в честь Советской Армии-освободительницы. Это одно из самых любимых мест жителей города. Делегации Венгерской Народной Республики, Социалистической Республики Румынии, Советского Союза ощутили радость, торжественность, с ко торыми тысячи жителей Софии встречали и провожали участников интернационального автопробега. Музыка, революционные песни, транспаранты и лозунги, посвященные 60-летию Октября, — все это выражало наши искренние чувства. Каждый в нашей стране с благоговением произносит слова Ленин, Октябрь, Революция, СССР... Великая революция в России, строительство социализма в вашей стране, освободительная миссия Советской Армии оказали огромное влияние на судьбы моего народа, и в частности на судьбу моей семьи. Отец мой под влиянием Октября включился в активную революционную борьбу в' Болгарии, был участником восстания на крейсере «Надежда», в те годы вступил в болгарскую Коммунистическую партию, не раз подвергался гонениям и репрессиям. Еще мальчишкой я уже много знал о, девать техникой, умело управлять ею. Это пригодится для защиты социалистических завоеваний, если на них посмеют посягнуть враги мира. Майор Хосе Альварес АЛЕМАН, руководитель делегации Кубы — Наша делегация, состоящая из шести человек, прибыла во Львов самолетом. Там пересели в ВАЗ—2106 (отличные автомобили!), которые предоставили нам советские друзья. Вместе с делегациями из братских стран мы стали участниками незабываемых встреч на родине Великого Октября. Никогда не изгладятся в памяти объятия, рукопожатия, торжественные митинги в столице солнечной Украины городе-герое Киеве, городе партизанской славы Чернигове, городах и селах героической Белоруссии. Нас, кубинцев, вроде бы, темпераментом не удивишь, но горячее проявление чувств советских людей, приветствовавших посланцев братских стран, покорило наши сердца. Теперь, когда наступил час прощания, я скажу: исполнилось то, о чем можно было только мечтать всю жизнь. Побывать в городе, где началась новая эра в развитии человечества, городе Ленина, городе, где в годы Великой Отечественной войны советские люди проявили беспримерное мужество в защите завоеваний Октября, было для нас большим счастьем. Вернувшись на родину, мы расскажем о крейсере «Аврора», о штабе революции Смольном, о тех скромных комнатах, откуда вождь пролетариев всего мира руководил вооруженным восстанием... Наш народ хорошо знает цену свободе. Героическая борьба за нее стоила жизни многим лучшим сынам Кубы. Прекрасно знаем мы к то, что путь нашей победы открыла Октябрьская революция, поэтому каждую ее годовщину наш народ отмечает как большой праздник. Интернациональный автомобильный пробег, в котором нам посчастливилось участвовать, еще один вклад в укрепление дружбы между странами социализма. А нашу солидарность надо укреплять по всем линиям. Империалистические агрессоры не хотят сдавать позиции, и трудящиеся Кубы ощущают это особенно остро. Поэтому мы ясно сознаем, как важна работа по военно-патриотическому воспитанию населения, молодежи, разносторонней подготовке трудящихся к обороне страны. Опыт наших друзей из оборонных организаций стран социалистического содружества, с которым мы познакомились во время этого пробега, для нас чрезвычайно полезен. От имени кубинской делегации, от имени нашего народа хочу провозгласить: слава Советской стране! Слава Октябрю! Слава братским народам, строящим социализм!ронино в годы первой мировой войны жил и трудился великий Ленин. Здесь создан музей, бережно сохраняется квартира, где жила семья Владимира Ильича. И я видел, с каким волнением переступал порог этой квартиры каждый из участников нашего интернационального автопробега. Это волнение охватывает всех, кто приезжает в Поронино. Ведь все, что связано с именем Ленина, свято и дорого людям. Ленин, Октябрь оказали коренное влияние на жизнь польского народа, дали ему независимость. После разгрома гитлеровского фашизма народная Польша вместе с другими братскими странами строит социализм. Мне, как работнику автомобильной промышленности, видны успехи социалистического содружества, братской взаимопомощи именно в этой отрасли, развивающейся на базе социалистической интеграции. Бывшая аграрная Польша теперь строит автомобили, тракторы, которые экспортируются за рубеж. Всеми нашими успехами мы обязаны социалистическому развитию страны, а стало быть, Великому Октябрю, открывшему этот путь. Интернациональный автопробег, посвященный 60-летию социалистической революции в вашей стране, я расцениваю как еще один важный шаг к дальнейшему укреплению дружбы между народами, строящими социализм, между оборонными и спортивными обществами братских стран. А. ВЕРЖМИРОВСКИЙ, член чехословацкой делегации, водитель-испытатель завода «Татра» в г. Копрживнице — Когда стало известно, что организуется интернациональный автопробег, посвященный 60-летию Октябрьской революции, наше оборонное общество СВАЗАРМ пригласило участвовать в нем наиболее достойных активистов, лучших производственников. Счастлив, что среди них оказался и я. В числе участников пробега из братских стран немало автомотоспортсменов. Мы много говорили о делах нам близких, лучше узнали друг друга, обогатились впечатлениями — все это на пользу нашей дружбы. На встречах, которых было так много в пути, меня иногда спрашивали, как я стал водителем-испытателем, автогонщиком. В значительной мере потому, что в нашей стране автомобиль, автоспорт пользуются большой любовью. К тому же все это вошло в жизнь нашей семьи еще много лет назад. На заводе «Татра» работал мой отец — известный в Чехословакии автоспортсмен. Он привил мне любовь к машине и скоростям. За 20 лет своей спортивной жизни я принимал участие во многих крупнейших соревнованиях у себя дома и за рубежом. Выступал в кольцевых гонках, неоднократно становился победителем или призером, имею около 250 различных наград. Занятия спортом помогают мне в работе, в испытаниях автомобилей, доводке их. Дорога располагает к разговору. Так вот, если подвести итог наших бесед с товарищами по интернациональному пробегу, то можно сделать вывод: все мы за то, чтобы еще настойчивее развивать в своих странах моторные виды спорта, столь нужные для успешного труда, для защиты наших социалистических завоеваний.Возложение цветов у Вечного огня площади Славы в Киеве.наНа черниговской земле. Одна из многих сердечных встреч. Фото А. Кондратьева Ш,Лучше познали мы и технические возможности автомобилей. В этом пробеге я, например, вел ГАЗ—24 «Волгу». За тысячи километров автомобиль ни разу не подвел — он вынослив, легок в управлении, вместителен — словом, хорошая машина. В ГДР она заслужила добрую репутацию. Пользуясь возможностью, хочу передать через журнал сердечное спасибо советским людям за гостеприимство ипожелать автомобилистам, мотоциклистам, будущим воинам настойчивее овлаЮ. КРАВЧИНСКИЙ, член польской делегации, инженер автомобильного завода в Варшаве — Есть на польской земле город Поронино, который неизменно привлекает к себе тысячи и тысячи людей не только из наших двух стран, но и из многих других стран мира. Здесь, в По-