'>ТРЕХСОТ К МИЛЛИОНУотЗа последние годы на страницах «За рулем» рассказывалось о закладке и первых шагах таких гигантов, как КамАЗ и ВАЗ, о новостройках — заводе микроавтобусов в Елгаве, филиале АЗЛК в Кинешме и многих других предприятиях отрасли. Сообщения эти появлялись часто — таковы стремительные темпы наших автомобильных пятилеток. В канун пятидесятилетия Октября известный всем автомобиль «Москвиче впервые был собран не у себя дома, а на новом месте — в столице Удмуртии,' • экспериментальном цехе ижевского производства, которое только начинало обретать черты автомобильного. Тогда наш журнал впервые рассказал о рождении нового предприятия. Статья называлась «Завод, который будет». И вот — завод есть. Ему десять лет. Ижевский адрес «Москвича» известен сегодня не только в нашей стране, но н за ее пределами. Ижевский автомобильный завод сегодня — современное производство. Не так давно были миллионный «Запорожец», двухмиллионный «Москвич», собранный на конвейере АЗЛК,' и трехмиллионный автомобиль «Жигули». А теперь — миллионный ижевский автомобиль. С выпуском миллионной машины в канун 60-летия Великого Октября работников объединения «Ижмаш» поздравил Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнев, обратившийся к ним с приветствием. Есть автомобильные заводы, чья история уходит в давнее прошлое. Ижевский же завод — один из самых молодых в стране. Он относится к той ялеяде предприятий, что родились в годы последних двух пятилеток. В 1966 году приехали в Ижевск специалисты всевозможных профилей: литейщики, сварщики, строители, мотористы. Мало среди них было только ...автомобилистов. В корпусе с символическим названием «Прогресс» организовывалось не только производство автомобилей, но и своеобразная кузница ижевских автомобильных кадров. Параллельно с развернувшимся строительством в экспериментальном уже шла, по сути дела, подготовка специалистов всех уровней, к о торым в недалеком будущем предстояло принять большой автозавод. Поначалу учились у тех, от кого унаследовали первую модель автомобиля, от кого получали на первых порах крупные штамповки и некоторые детали, — у москвичей, на АЗЛК. Это была настоящая стажировка. Ездили знакомиться ис горьковским автозаводом. В то же время люди продолжали ехать в Ижевск, — как позже ехали они на ВАЗ, и на КамАЗ, — из многих городов Союза. Это были индустриальные кадры из Москвы и Свердловска, Горького ии Челябинска, Перми и Казани. Как свидетельствует заводская статистика, ижевский автомобильный строили люди 39 национальностей и множества профессий. Когда был сдан под монтаж оборудования 'первый корпус (цехи крупной штамповки и сварочный), а затем сборочный и окрасочный, наладились поставки узлов из других городов. Если в Москве все основные узлы автомобиля были собственного производства, то в Ижевск их, присылали: Пермь — передние подвески, рулевые управления, рессоры, воткинск — радиаторы, Уфа — двигатели. Задний мост «Москвича» делали на ижевском механическом заводе. В 1966 году было собрано 300 автомобилей «Москвич—408» с маркой «ИЖ». На следующий год с конвейера пошла модель «412». Завод начал обретать черты одного из современных предприятий отечественного автомобилестроения. С самых первых шагов еще экспериментального производства ижевцы думали о чести марки, о качестве своей продукции, хотя, что греха таить, не всегда гладко шли тут дела. Завод давал продукцию и продолжал строиться. На месте бывших холмов вставали новые, современные заводские корпуса, а в старых шла полным ходом сборка автомобилей. О темпах можно судить по годовым цифрам выпуска ижевских «москвичей»: 1966 год — 300, 1967 — 3029, 1970 — 32109, 1971 — 71154, 1973 — 122100. 1976 — 165 600. К началу XVI съезда ВЛКСМ (27 мая 1970 года) сошел с конвейера 50-тысячный ижевский автомобиль, а к 50-летию советского автомобилестроения (7 ноября 1974 года) была собрана уже 500-тысячная машина. С 1975 года начались поставки ИЖей в Болгарию, Иран, Йемен, Саудовскую Аравию и Финляндию. Ижевские автомобилестроители успешно справились с заданием девятой пятилетки. За это время с конвейера сошло всего 617264 автомобилей, в том числе 7264 сверхплановых. Объем производства возрос в четыре раза, а производительность труда — в 2,5 раза. Интересны эти цифры еще и тем, что 79% роста объема производства было обеспечено ростом производительности труда. За десять лет на ижевском автозаводе освоено семь моделей автомобилей: «Москвич—408», «Москвич—412», «Москвич—434», ИЖ—2125, ИЖ—2715, ИЖ—27151, «ИЖ-ралли». По индексам можно узнать модели, сделанные по чертежам автозавода имени Ленинского комсомола, и те, что созданы ижевцами на их базе. Примечательно, что среди «уроженцев» Ижевска есть спортивная машина, работа.над которой требует, какизвестно, большого опыта и квалификации. И любви к автомобилю. Сложившийся почти одновременно с выпуском первых машин коллектив конструкторскоэкслериментального бюро спортивных автомобилей поставил своей задачей испытания в условиях ралли ис первых же шагов заявил о себе во весь голос: в чемпионатах РСФСР, где участвовали опытные уже спортсмены ГАЗа, ВАЗа и уфимского моторостроительного завода, ижевская команда завоевывала первые места в 1969—1971 и 1973—1976 годах. Экипаж С. Брундза — А. Брум на ИЖе завоевал первое место в командном зачете и третье призовое место, выступая в составе сборной СССР на международных соревнованиях. Он жев 1975 году показал лучший для советских спортсменов результат за все годы участия в соревнованиях на Кубок социалистических стран. Автомобильный спорт помогал не только повышению качества ижевских машин, но и росту квалификации заводских кадров — водителей-испытателей, обкатчиков автомобилей и других работников. Уже в 1972—1973 годах ижевский автозавод начал подготовку «Москвича412», ИЖ—2715 и ИЖ—2125 к заводской аттестации на категорию качества. Первая категория этим моделям была присвоена. Началась подготовка к аттестации деталей, -узлов и технологических процессов на государственный Знак качества. Сейчас эта работа практически завершена. Улучшилась шумоизоляция, унифицировался кузов, вносились конструктивные изменения, повышающие кон курентоспособность машин. Все это означало и совершенствование производства. Параллельно снижалась трудоемкость изготовления автомобиля, внедрялась механизация и автоматизация технологических процессов. За 10 лет, которые существует завод, было высвобождено шесть с половиной тысяч человек. Совершенствование производства стимулировало людей к повышению образования и квалификации. 569 человек окончили школы рабочей молодежи, 511 — школы мастеров, 462 — техникумы, 291 — вузы; девять, работая на заводе, защитили кандидатские диссертации, 77 руководителей производства занимались на отраслевых курсах. Конечно, это окупилось сторицей для самого же производства. Сегодня на ижевском автомобильном — новейшее прессовое, сварочное, окрасочное и сборочное производство, и необходимые склады, и экспериментальный корпус, и вычислительный центр. В основу технологии всех этих процессов положено применение новейших автоматических и поточно-механизированных линий, многоточечная сварка, прогрессивные методы окраски, сборка автомобиля на подвесках двух параллельных толкающих конвейеров с использованием механизированного пневмо- и электроинструмента. Длина всех конвейеров — 38 километров. Когда-то Удмуртию называли «сухим куском Урала». Великий Октябрь, 60-летие которого мы праздновали, сделал обильной эту «сухую землю». Нынешняя Удмуртия славится не только мотоциклами и радиоприемниками. Гордостью ее стал миллион автомобилей с маркой «ИЖ». В. БОЧКАРЕВ, заместитель директора автозавода г. Ижевск 7