ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА 11Страницы 22—29СОВРЕМЕННЫЙ ВОДИТЕЛЬ: КАК ЕГО ГОТОВИТЬ?На вопросы корреспондента журнала отвечает заместитель начальника УГАИ ГУВД Мосгорисполкома подполковник милиции А. Н. БЕСПАЛОВ — Андрей Николаевич, в последнее время много говорят и пишут о том, что требования к водителю автомобиля — будь то личная машина или государственная — неизмеримо выросли, что сейчас уже недостаточно знать основные технические приемы вождения, правила движения, быть знакомым с устройством машины. Вероятно, предпринимаются и какие-то шаги для повышения качества подготовки водителей! — Читателям журнала, конечно, известно, но я еще раз напомню: у нас теперь нет деления на любителей и профессионалов. Приказом МВД СССР утверждено «Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами», согласно которому приняты категории, определяющие, каким видом транспорта может управлять водитель. Если говорить упрощенно, то «А» — мотоциклами, «В» — легковыми автомобилями, «С» — грузовыми, «D» — автобусами и «Е» — составами транспортных средств с тягачом (полностью эта часть Положения была опубликована в «За рулем»). Таким образом, теперь каждый получивший водительское удостоверение имеет право работать по найму, то есть занять место водителя-профессионала за рулем такси, продуктовой машины или самосвала. Новым Положением оговорено и условие, существенно меняющее порядок подготовки водителей: отменена самоподготовка, сдача экзаменов экстерном. Теперь всякий, кто желает получить водительские права, обязан проходить курсовую подготовку под руководством опытных инструкторов и преподавателей. 22 — Не усложняет ли это нововведение процесс подготовки, не вносит ли в ряде случаев элементов формализма! Ведь для одного человека достаточно несколько занятий, а другому, действительно, нужны месяцы кропотливого постижения водительской азбуки. — Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что чаще всего их участниками оказываются водители, обученные кое-как «соседом дядей Ваней». Передвигать рычаги управления такой горе-водитель научился, а «читать» улицу не умеет, во взаимодействии с потоком автомобилей оказывается беспомощным. Такой человек за рулем не только подвергает опасности себя. Он — серьезная помеха для других. Новый порядок подготовки водителей и преследует цель: сравнять выучку «любителей» и «профессионалов», поставить их в равные условия. Нужно еще иметь в виду, что интенсивность движения вМо скве и других городах, на дорогах неу держимо растет. Достаточно сказать, что только в столице ежегодно выдается более 50 тысяч водительских удостоверений, прирост транспорта составляет около 30 тысяч единиц в год, причем более половины его — автомобили индивидуального пользования, Ежедневно на столичных улицах взаимодействуют око ло 400 тысяч машин, а в границах московского экономического района (город и область) — порядка миллиона. Ясно, что в этих условиях управлять машиной «по интуиции» нельзя. — Андрей Николаевич, перестройка подготовки водителей потребовала, очевидно, немалых организационных усилий, материально-технических затрат... — Да, нам пришлось по-новому пересмотреть экзаменационный процесс и, прежде всего, обеспечить высокую пропускную способность регистрационноэкзаменационных подразделений ГАИ. В Москве, например, были созданы два межрайонных центра, в которых выпускники автошкол проходят испытания. Один такой центр действует на Варшавском шоссе, другой — р ядомс Дмитровским. Здесь оборудованы специальные экзаменационные залы для проверки знаний по правилам движения, подготовлены дорожные маршруты, где ин спекторы проверяют, насколько владеет новичок навыками вождения. Дело поставлено так, что фактически в тот же день выпускник курсов, в случае успешной сдачи экзаменов, получает водительское удостоверение. Так что с нашей стороны дело обстоит как будто благополучно. А вот курсовая сеть пока отстает от требований дня. Если учебные комбинаты Минавтотранса РСФСР, ПТУ готовят водителей, как готовили раньше, то с принятием нового Положения резко увеличилась загрузка автошкол ДОСААФ . Мы знаем, что оборонное Общество призвано готовить водителей для армии и народного хозяйства. Теперь же оно стало ведущим ив обучении водителей личного транспорта. И здесь предстоит еще сделать немало. Ведь не секрет, что во многих автошколах существуют очереди желающих заниматься, что курсы мотоциклистов загружены до предела. М ы надеемся, что в ближайшее время положение изменится к лучшему и что в этом деле поможет общество автомотолюбителей. — Хотя итоги подводить, конечно, рано, но все же. Прошло полтора года, как действует Положение. Что дала кур-