24
25
Задания Возможные действия водителя испособы их выполнения 1-е 2-е 3-еПРАВИЛЬНОПосле первыхнесколькихтысяч километров за рулем без аварий и без неп риятных объяснений савтоинспекцией , что греха таить, мы нередко чуть ли не переводим себя в разряд асов. Сказать об этом во всеуслышание каждый , мож ет быть, и постесняется, но убежденность такая растет и отнюдь не способствует совершенствованию водительского мастерства. Конечно, х орошо бы проверить себя, не привлекая постороннего внимания , выявить свои слабые места втехнике управления автомобилем, устр анить пробелы в водительском образовании. Но кого привлечь в арбитры? М ожнои самого себя. Для такой самоп роверки мы и предлагаем читателям несколькоспециальных «домашних заданий». Составил их для вас А. ПАРХАЧЕВ, кандидат техническихнаук , к анди ­ дат в мастера спорта, опробовавший своиОтпускаете рычаг ручноготормозадоконцаОтпускаете рычаг ручноготормоза на один щелчокВключаете первую передачуВключаете вторуюпередачумедленно ; с фиксацией нейтрального ния ; быстро за одинприемположедВыжимаете педаль сцепления длявключения первой передачи наполовину; почти доконца ; д оконца Выжимаете педаль сцепления для включения втор ой передачи наполовину; почти доконца ; д оконца Отпускаете педаль сцепления до конца включенияпервой передачи медленно ; б ыстро ; очень быстро Отпускаете педаль сцепления до конца включениявторой передачи медленно ; б ыстро ; очень быстро послеЗ АДАНИЕ 1-е. Троганье сперекрестка на небольшомподъемеи сухой асфальтированной дорогев городе. З АДАНИЕ 2-е. Троганье с места на глинистой или травянистой раз ­ мытой дождемдороге . З АДАНИЕ 3-е. Троганье с места вголо ­ лед на крутомспуске .жОТВЕТЫЗ АДАНИЕ 1-е 1. В ыжимаете педаль сцепления ( Д ) до конца 2. Включаете первую передачу (В) 3. Н ажимаете педаль «газа» (Л) слегка 4. О тпускаете рычаг ручноготормозадоконца (А) 5. Отпускаете педаль . сцепления доконца ( Ж ) быстро 6. Н ажимаете педаль «газа» ( М ) наполовину 7. О тпускаете педаль «газа» (О), судя по шуму двигателя 8. В ыжимаете педаль сцепления (Е) почти до конца 9. Включаете вторую передачу (Г) быстро за один прием 10. Отпускаете педаль сцепления доконца (И) очень быстро. 11. Н ажимаете педаль «газа» (Н) слегка Таблица оценок Количество набранных очков свыше 15 хорошо от 15 до 9 удовлетворительно 1 менее 9 плохопослеОтпускаете педаль сцепления почти доконцамедленно ; б ыстро ; очень быстроНажимаете педаль «газа» после включения первой передачи едва; слегка; наполовину Нажимаете педаль «газа» после вьжлючения первой передачи едва; слегка; наполовину; д оконца Нажимаете педаль рой передачи «газа» после включения втоМедва; с легка ; наполовину; д оконца Отпускаете педаль «газа» едва тронувшись ; судя по тахометру метру ) ; судя по шуму двигателя(спидоН ажимаете педаль тормоза слегка; наполовину; д оконца ; к ратковременнои неоднократноОтпускаете педаль тормоза почти до концаОтпускаете педаль тормозадо концаКомментарий к 1-му заданию На городских улицах, чтобы не создавать лишних помех тем, кто позади вас, при троганье с перекрестка надо стремиться побыстрее достичь допустимой скорости. Быстрый «старт» обеспечивается нажатием «слегка» на педаль «газа» уже перед тем, как вы начнете отпускать педаль сцепления, и «наполовину», когда отпустите ее до конца. Чтобы автомобиль не покатился назад, снимая его с тормоза, надо быстро отпустить педаль сцепления. Умелый водитель на слух определяет число оборотов и увеличивает их, не опасаясь «перекрутить» йвигатель, а педаль «газа» отпускает, «судя по шуму двигателя». Если затем выжать сцепление даже наполовину и очень быстро включить вторую передачу, то ЛИ МЫ ЕЗДИМ ?рекомендации, т аким образом, и в теории и на практике Задания сгруппированы по темам. Публ икуемыев этом номере журналатри первых теста посвящены троганьюс места вразличныхдорожных условиях. Познакомьтесь с правилами выполнения заданий. Перед вами общий для всех тестов перечень возможных действий водителя. Они даны в произвольном порядке, и каждое обозначено одной из букв алфавита. Так каккнекоторым действиям придется прибегать неоднократно, они повторяются под новыми буквенными индексами. Ваша первая задача — найти и указать ПОРЯДКОРЫМЧ номерами, к акой , по вашему мнению , п ри выполнении каждого задания в отдельности должна быть правильная последовательность этих действий. Правда, на практ ике некоторые выполняются почти одновременно. Поэтому условимся: если вы считаете, что одно из двух действий, пусть на какое-то мгновение, должно опережать другое, то его и надо поставить раньше по очередности. Но многие из приемов можно выполнить разными способами — плавно или рывком , с небольшим нажатием на педаль или до отказа и т. д. Все такие способы перечислены под соответствующими действиями. Какой из них наиболее целесообразен в том или ином случае, определите сами. В этом состоит вторая часть задания. Чтобы способы эти понимались всеми одинаково, дадим некоторые пояснения. Когда педаль «газа» нажата «едва», значит обороты коленчатого вала немного больше, чем врежиме холостого хода, но вместе с тем достаточны, чтобы двигатель не заглох, если вы не очень удачно включите сцепление. В положении ледали нажата «слегка» должен обеспечиваться плавней разгон и равномерное движение на любой передаче. Положение педали сцепления «отпущена почти до конца» соответствует тому моменту, когда сцепление только начинает включаться. Если педаль тормоза отпускается «почти до конца» (или нажимается «слегка»), то автомобиль на уклоне должен начинать двигаться под действием собственного веса с частично заторможенными колесами. И последнее. Исходная позиция : вы за рулем исправного легкового автомобиля, удерживаемого на месте ручным тормозом, у которого двигатель уже работает на холостом ходу. Концом каждого задания считайте момент, когда, включив вторую передачу, вы начинаете прибавлять «газ». А теперь — в путь. Советуем сначала выполнить и проверить по ответам первое задание, потом перейти к следующему и, наконец, к третьему.-Итак, вначале вам надо в квадраты против каждого из перечисленных действий вписать цифру, которая определит его очередность в общей последовательности приемов, как вы ее себе представляете. Если в каком-то приеме нет необходимости, сделайте в соответствующем квадрате прочерк. Затем подчеркните те слова, которые выражают правильные, на ваш взгляд, способы вы-полнения приемов. Ответы и краткий комментарий к решениям вы найдете дальше, как и таблицы, при помощи которых сможете вывести себе оценку. Теперь каждое из ваших действий в том или ином задании надо сличить с ответами. Найдите в них действие под тем же буквенным индексом. Если соответствующий ему порядковый номер и выделенное жирным шрифтом слово(слова) совпадают с проставленным вами номером и подчеркнутым вами словом (словами), то начислите себе 2 зачетных очка. Если совпадают только порядковые номера или только способы выполнения действий, то вам полагается лишь 1 очко. В любом другом случае, включая отсутствие в ответах того действия, которое вы выбрали, — 0 очков. Сумму сравните с таблицей оценок.обороты не успеют упасть до режима холостого хода. Переключение передачи произойдет быстро и бесшумно. Рывка автомобиля не будет, если вы сначала отпустите педаль сцепления, а затем нажмете на педаль «газа». Хотя делать это надо практически одновременно, очень быстро отпуская педаль сцепления и тут же, без задержки нажимая на педаль «газа». Уже на первой передаче вы получите достаточный запас скорости, поэтому на второй разгоняться можно менее интенсивно и нажимать на педаль «газа» только «слегка». З АДАНИЕ 2-е 1. Выжимаете педаль сцепления ( Д ) до конца 2. Включаете первуюпередачу (В) 3. Нажимаете педаль «газа» (Л) едва 4. Отпускаете педаль сцепления почти до конца (К) медленно 5. Отпускаете рычагручноготормоза на одинщелчок (Б) 6. Нажимаете педаль «газа» ( М ) слегка 7. Отпускаете педаль сцепления , д оконца ( Ж ) медленно 8. Отпускаете рычаг ручноготормоза до конца ( А ) 9. Отпускаете педаль «газа» (О), едва тронувшись 10. Выжимаете педаль сцепления (Е) почти до конца 11. Включаете вторую передачу (Г) быстро за один прием 12. Отпускаете педаль сцепления доконца (И) быстро 13. Н ажимаете педаль «газа» (Н) слегка Таблица оценок Количество набранных очков свыше 18 хорошо от 18 до 10 удовлетворительно менее 10 плохоКомментарий ниюко2-музадаНа обледенелой, глинистой или размокшей грунтовой дороге сцепление колес с поверхностью, к ак известно, минимальное. Даже при самом плавном повороте одно или оба колеса могут сорваться в пробуксовку, что еще больше уменьшит сцепление. В таких тяжелых дорожных условиях главное не допустить этого, заставить колеса как бы накатиться вперед. Для этого ручным тормозом до определенной степени — «на один щелчок» — частично блокируют ведущие колеса. Таким образом уменьшается вероятность срыва их в пробуксовку. «Едва нажимая» педаль «газа» и «почти до конца» опуская при этом сцепление, вы стремитесь поймать момент, когда оно начнет включаться. И вот обороты в двигателе начинают падать. Тогда, ослабив рычаг тормоза, нажимают «слегка» на педаль «газа», чтобы преодолеть сопротивление частично заторможенных колес. Практически одновременно отпускают «до конца» и педаль сцепления. Но все это делать надо аккуратно, можно сказать, ювелирно. Иначе и «прихватывание» колес не поможет, они начнут буксовать. В зависимости от состояния дороги рычаг тормоза может быть отпущен «до конца» сразу, как только автомобиль тронется, или чуть позже. Поскольку у первой передачи большой крутящий момент (тяговое усилие), надо, «едва тронувшись», быстро переключиться на вторую передачу, чтобы уменьшить вероятность пробуксовки колес.6. Отпускаете педаль сцепления доконца (И) медленно 7. Отпускаете педаль тормоза до кон ца (С) 8. Нажимаете педаль «газа» (Н) едваТаблица оценок Количество набранных очков свыше 8 хорошо от 8 до 5 удовлетворительно менее 5 плохоКомментарий ниюк3-музадаЗ АДАНИЕ 3-е 1. Выжимаете педаль сцепления (Е) до конца 2. Включаете вторую передачу (Г) медленно 3. Нажимаете педаль тормоза (П) до конца 4. Отпускаете рычаг ручноготормоза до конца (А) 5. Отпускаете до конца (Р) педаль тормоза почтиВ гололед любое резкое или просто неосторожное движение рулем, педалями тормоза, сцепления и «газа» может привести к заносу или юзу. Поэтому, начиная движение на спуске обледенелой дороги, надо использовать силу веса автомобиля и не трогать до поры до времени педаль «газа». Сразу же можно включить вторую передачу, ибо на первой вы, не очень мягко отпустив сцепление, рискуете сорвать задние колеса в юз. Третья хитрость: перейти со стояночного тормоза на рабочий. Казалось бы, для начала движения достаточно отпустить рычаг ручного тормоза, а там уже — тормози по обстановке. Но это рискованно. Притормаживая на льду, легко перейти грань дозволенного, и тогда возникает юз. Зачем же ставить себя в такое положение. Лучше, перед тем как отпустить рычаг ручного тормоза, наж ать «до конца» тормозную педаль, а затем, постепенно ослабляя нажим, начинать движение при частично заблокированных колесах, что позволяет контролировать нарастание скорости. Когда включится сцепление, возникнет тормозное усилие от двигателя, а поэтому можно будет снять ногу с педали тоимоза, если, разумеется, скорость автомобиля и крутизна уклона невелики. Нажимать на педаль «газа» на уклоне небезопасно и излишне. Когда он кончится, можно «едва» добавить обороты, чтобы поддерживать равномерное движение.25