Перед стартом минского этапа Кубка дружбы социалистических стран по кольцевым гонкам 1977 года. В настоящее время машины всех участников в классе Б8-1300 см 3 оснащены двигателями ВАЗ — 21011, имеющими очень небольшие отклонения от серийных. Фото А. Елисеевахарактерно и для двигателей формулы I. Технические требования позволяют использовать поршневые двигатели любой конструкциис числом цилиндров не более 12. Два ограничения касаются рабочего объема: для двигателей без наддува его предел 3000 см 3 , с наддувом — 1500 см 3 . Допускается также применение роторно-поршневых двигателей Ванкеля и газотурбинных. Однако с момента введения формулы в 1966 году и до настоящего времени здесь используются почти исключительно обычные поршневые двигатели без наддува. Все они — «Феррари», «Форд-косворт», а также «Матра» и «Альфа-ромео» — имеют целый ряд сходных конструктивных элементов. Двухрядное (V-образное или оппозитное) расположение цилиндров обеспечивает минимальную длину двигателя. Блоки цилиндров, головки блока и поршни из легких алюминиевых и магниевых сплавов позволяют уменьшить его массу. Весьма сходны конструкции механизмов газораспределения: четыре вала, по два в каждой головке блока, приводимые посредством шестерен; четыре клапана — по два впускных и выпускных на каждый цилиндр. Т акаяконструкция обеспечивает четкую работу механизма при оборотах, превышающих 12 000 в минуту, и наилучшие условия сгорания и газообмена. Система топливоподачи — впрыск топлива во впускной трубопровод под высоким давлением. Система охлаждения — жидкостная. Таким образом, в процессе длительной эволюции и для двигателя найдены конструктивные решения, обеспечивающие оптимальные параметры. У сегодняшних машин они довольно близки: мощность от 480 до 520 л. с. при 10 500 — 12 500 об/мин, масса 160 — 190 кг, удельная масса 0,30 — 0,37 кг / л . с. И это обусловливает чрезвычайно острую спортивную борьбу. Гонки формулы I требуют высокого мастерства и большого опыта. Спортсмены приобретают его, участвуя в соревнованиях на менее мощных, менее скоростных автомобилях формул II иIII . А наиболее доступными для начинающих являются автомобили так называемых национальных формул. Их главный признак — применение двигателей от массовых автомобилей: «Фольксваген» (формулы «Фау» и «Супер-Фау»), «Рено-гордини» (формулы «Рено» и «Рено-эроп»), «Форд-кортина» (формула «Форд»). Аналогичный характер имеет формула «Восток», действующая в социалистических странах и входящая в программу розыгрышей Кубка дружбы. На вкладке показана одна из новых конструкций формулы «Восток» — советский автомобиль «Эстония — 19М». Технические требования допускают использование двигателей серийных автомобилей рабочим объемом не выше 1300 см 3 . Наиболее широкое применение здесь ' нашел ВАЗ — 2 1011 . Его компактная конс трукциясжестким чугунным - блоком цилиндров, верхним распределительным валом лучше других подошла для гонок. Специальные работы по форсировке практически исключаются. Однако заменой жиклеров карбюратора, подбором деталей по массам и предельным размерам, тщательной сборкой и приработкой в процессе обкатки , оптимальными регулировками, доводкой систем впуска и выпуска удается повысить мощность двигателя с 75 до 89 л. с. при 7000 об/мин. Еще один «титулованный» автомобиль на вкладке — «Порше-936». В 1976 и 1977 гг. на таких машинах был выигран чемпионат мира среди марок. По классификации ФИА «Порше» относится к 6-й группе, объединяющей двухместные гоночные машины. Ранее они именовались как «спортивные и прототипы». Однако под словом «спортивный» давно перестали подразумевать серийную машину. По сути дела, введение термина «двухместный гоночный автомобиль»На вкладке этого номера представлены лучшие спортивные и гоночные автомобили последних лет. Именно на этих машинах завоеваны многие почетные титулы в мировом автоспорте. Каждый из представленных автомобилей олицетворяет самый высокий технический уровень в своем илассе. А здесь мы расскаж емо некоторых тенденциях развития спортивной техники , о взаимосвязи спорта и технического прогресса. Начнем с гоночного автомобиля формулы I «Феррари-312Т2». На этой машине дважды — в 1975 и 1977 гг. австрийский гонщик Н. Лауда завоевал звание чемпиона мира. Технические требования Международной автомобильной федерации (ФИА) к автомобилям формулы I 32действуют без кардинальных изменений с 1966 года. Оговаривая условия, обеспечивающие безопасность гонщика , и ограничения, касающиеся габарита и массы автомобиля, они в целом оставляют ши рокий простор для конструктора. Богатый опыт соревнований позволил выработать оптимальную схему гоночного автомобиля: расположение двигателя в пределах базы перед задней осью, приво'д на задние колеса, одноместный кузов — несущий («монокон») или на трубчатой раме; подвеска передних колес на поперечных рычагах, задних — на поперечных рычагах в сочетании с продольными, винтовые пружины , дисковые тормоза на четырех колесах. Сходство конструктивных элементов