18
19
20
Как бы ни была совершенна техника, которой мы пользуемся, она все равно требует и ухода и ремонта. И в таком деле без ремесленных навыков не обойтись. А если их нет? Tie беда. Как гласит народная мудрость — «глаза боятся, а руки делают». Правда, здесь нужна оговорка: при условии, что вы соблюдаете тс нормы и правила, которые могут сделать работу безопасной и приятной. Этому-то мы и посвящаем очередное заседание «Клуба». Об основных требованиях безопасности при автомобильных работах рассказывает автор книг и статей на эту тему Н. В. РАЗИНЧЕВ, за много лет общения с гаечными ключами не утративший к ним интереса и на своем опыте убедившийся, что«Береженого бережет»том числе те, кто присылает заметки в «Советы бывалых») выполняют' со своими машинами работы на уровне авторемонтных мастерских. Среди столь многочисленной армии автолюбителей есть и действительно «бывалые» и те, кто только-только начал приобщаться к многогранной деятельности автомобилиста. Есть люди «со шрамами» и те, у кого они, увы, наверное, будут. Но чтобы их (шрамов, ожогов, вывихов и т. д. и т. п.) было как можно меньше, мне и хотелось бы напомнить «коллегам по рулю» несколько самых важных правил обращения с автомобилем, когда мы подходим к нему засучив рукава или выполняем самую, как нам кажется, простую работу — заправляем бак бензином. Заглушите двигатель, независимо от того, берете вы бензин из шланга на бензоколонке или на обочине дороги из канистры. Сигарета тоже может подождать. Если ваш попутчик курит, то лучше пусть в это время он воздержится. У современных автомобилей, особенно хорошо это сделано на «жигулях», заливная горловина бензобака отделена от багажника резиновым уплотнителем, препятствующим попаданию внутрь автомобиля случайно пролитого бензина. И тем не менее, как говорит поело-Садясь писать эту статью, я начал с того, что внимательно посмотрел на свои руки и грустно вздохнул. На них была написана добрая половина моей автомобильной биографии. На этот палец уронил небольшую наковальню, этот попал между шестернями коробки передач, здесь след от ножика — сунул не глядя руку- в инструментальную сумку, — вот тут от сорвавшегося ключа... Шрама на подбородке тоже могло бы не быть. Но, он уже есть, а тормозные пружины на «Москвиче» я больше никогда не ставлю плоскогубцами... В каждом, даже небольшом государственном гараже на всех стенах, куда ни повернись, висят плакаты, таблички, инструкции и самые разные призывы, касающиеся техники безопасности. Каждому работающему здесь человеку — своя инструкция, свое предупреждение. Это для автоэлектрика, это для слесаря, это для водителя, это для всех вместе. На каждом участке, будь то шиномонтажный или аккумуляторный, кузовной или моторный, агрегатный или малярный, словом, везде, где только работают люди, существуют такие правила. Надо отдать должное их составителям — это не набор риторических фраз, а действительно полезные, жизненно важные инструкции, без знания которых ни одного специалиста — безразлично, новичка или с опытом —не допустят до работы. Мало того, есть специальная должность — инженер по технике безопасности, в обязанности которого входит и обучение безопасным приемам работы и строгий контроль за их выполнением. Да еще на каждом участке есть мастер — человек, непосредственно отвечающий за соблюдение правил безопасности всеми работающими под его началом. Кроме мастера, о том же печется бригадир. Таковы уж производственные законы — пока человек не изучит инструкцию по технике безопасности на своем рабочем месте и не распишется за свои знания в специальном журнале — к работе он не приступит. Иное дело автолюбительская вольница. Здесь мы сами себе бригадиры и слесари, сами мастера и ответственные за все на свете. И, может быть, поэтому слишком часто забываем об отсутствии профсоюза в нашем домашнем гараже. Но не столь уж существенно, что полученная в результате нашей небрежности травма будет называться бытовой, а важно то, что она все-таки травма — и здоровью вред, и дело твое на работе будет стоять. Сегодня в индивидуальном пользовании в нашей стране находятся уже миллионы автомобилей. Миллионы их владельцев ежедневно заправляют, регулируют, ремонтируют, моют, чистят, смазывают, словом, трудятся в поте лица. Если верить редакционной почте, то многие тысячи автомобилистов (в вица, — «вода дырочку найдет». Если на уплотнитель из шланга выплеснулся бензин, то через некоторое время им запахнет в салоне. Сильнее это чувствуется в автомобилях, отслуживших десяток, а то и более лет. Чтобы кусочком ветоши собрать бензин, пролитый у заливной горловины, нужно затратить полминуты, но зато несколько часов поездки можно не вдыхать далеко не безвредные пары. Москвичам, если так можно сказать, повезло. Их уже почти восемь миллионов, и в городе с такой плотностью населения и громадным числом автомобилей решением советских органов запрещена работа двигателей на этилированном бензине. В этом отношении Москва показывает пример очень многим столицам. Но на автомобильных дорогах ив городах с небольшим населением и малой насыщенностью транспортом, там, где состав воздушного бассейна быстро меняется, мы так же, как во всех странах, пользуемся бензином с тетраэтилсвинцом. Повышение октанового числа бензина добавлением тетраэтилсвинца требует обязательного выполнения специальных правил обращения с ним. Тетраэтилсвинец — сильный яд. Проявляйте максимальную осторожность, заливая этилированный бензин, чтобы не расплескать и не дышать его парами. Категорически запрещается при переливании бензина из канистры или нз бака засасывать его в шланг ртом. Нужно пользоваться шлангом со специальной грушей. Ни в коем случае не продувайте ртом засорившийся бензопровод. Делайте это насосом для накачки шин — и лучше и безопасно. Конечно, трудно уберечься от того, чтобы не пролить бензина на руки. В конце концов, вытирая ветошью облитую горловину бензобака или дополнительную канистру, без которой не обойтись в дальней дороге, от него не убережешься. Но не спешите сесть за руль. То, что требуется в идеале — вымыть руки керосином и после этого теплой водой с мылом, — в дороге выполнить трудно. А вот фляжка или канистра с обыкновенной водой в машине должна быть, и кусок любого мыла у настоящего автомобилиста должен лежать в ящике для мелочей. Бывает, что бензин случайно попадает в глаза. Сразу жепромойте их 2-процентным раствором соды или чистой теплой водой, и немедленно к врачу. Никогда не держите в салоне канистры с бензином, тем более с этилированным. Не место здесь и мокрой от бензина ветоши. Не беритесь за сигареты или за еду, не вымыв самым тщательным образом руки после работы с этилированным бензином. Возможно, я не писал бы этого с такой убежденностью, если бы мой сосед по стоянке, возвращаясь в Москву из дальней поездки, не попал в тяжелую аварию через полчаса после переливания бензина из канистры (она была наполнена в Смоленске) в бак шлангом и, конечно же, с помощью рта. Он даже не понял толком, что с ним произошло, просто потерял контроль над собой, а когда очнулся, то его уже приводили в чувство в стороне от груды металлолома, называвшейся десять минут назад «Жигулями». Этот «памятник» несколько месяцев лежал у забора нашей стоянки, напоминая всем нам о правилах обращения с этилированным бензином. Большая часть автомобилей эксплуатируется не в Москве и, естественно, на этилированном бензине. Системы питания, системы смазки и многие детали двигателей этих автомобилей постоянно находятся в контакте с бензином, и на их поверхности остается тетраэтилсвинец. Он может быть ив масле, которое долго работало без замены. Нужно проявлять особую осторожность при смене масла, при разборке и ремонте такого двигателя. Снятые детали необходимо 10—15 минут выдержать в керосиновой ванне и только после этого их можно очищать, осматривать и ремонтировать. Не приносите в дом спецодежду, в которой вы ремонтируете автомобиль и на которой, безусловно, не однажды побывали и брызги и пятна этилированного бензина. Стирать ее лучше в гараже или там, где вы моете автомобиль, и в хорошем растворе мыла или стирального порошка. Как правило, к весне мы вплотную занимаемся автомобилем. И если зимой ремонтировали агрегаты, разбирали мотор — то теперь ставим уже все на машину. И в этот момент, когда двигатель закреплен на подушках и оброс всеми отсоединенными ранее проводами и шлангами, начинает «сосать под ложечкой» — заведется или не заведется? Выкатывать автомобиль на улицу еще не на чем: колеса сняты. А если и на месте, то тем более не терпится. По себе могу судить, в такой момент с трудом вспоминаешь о 14% СО в отработавших газах. Распахиваешь двери в гараже только после того, как в нем поплывет синий бензомасляный туман. Не допускайте этого! Десяти минут в такой атмосфере вполне хватит, чтобы ваш организм долго не мог вернуться в нормальное, здоровое состояние. Редкий автолюбитель занимается самостоятельно восстановлением аккумулятора. Но готовить электролит, проверять его плотность в батарее, заряжать аккумулятор приходится почти каждому, и зачастую это делается дома, в темном непроветриваемом углу, отведенном женой для «грязной работы». Больших сложностей здесь нет, но осторожности должно быть полной мерой. Купив в хозяйственном магазине серную кислоту и собрав стаявшую с морозильной установки холодильника дистиллированную воду, не спешите их смешивать. Сначала наденьте очки, пусть даже солнцезащитные, какие есть дома. Посуда для электролита должна быть кислотоупорная — стеклянная, эбонитовая или свинцовая. Обязательно наденьте резиновые перчатки. Лить только кислоту в воду — не наоборот! Тонкой струйкой. Кислота тяжелее воды и, опускаясь на дно посуды, успевает растворяться в ней с выделением большого количества тепла. Если же заливать воду — она мгновенно закипает на поверхности кислоты, разбрызгивая ее во все стороны. Попавшая на ткань кислота, разрушает ее, а на коже оставляет сильные ожоги. Сразу же насухо сотрите кислоту с кожи, если она все же попала на нее, и вымойте это место 10-процентным раствором соды или под сильной струей воды. Во время зарядки аккумулятора — независимо от того, где это происходит, на автомобиле или дома — из электролита выделяется чистый водород. В сме. си с воздухом, вернее с, находящимся в нем кислородом, он образует взрывоопасный гремучий газ. Об этом узнают еще в школе, но потом забывают. Напоминание нам сделал один из уважаемых читателей журнала, правда, несколько странным образом. Он решил№19 во время зарядки аккумулятора проверить уровень электролита в открытых банках. Зажег спичку и... взорвал аккумулятор. А заодно задал работу окулистам, которые целый месяц врачевали ему глаза. Того же эффекта вы можете добиться и сами, если при проверке батареи нагрузочной вилкой хорошо «поискрите», приставляя ее к полюсам, или, прикрепляя провод к клемме, замкнете ее гаечным ключом накоротко с полюсом противоположного знака у соседней банки. Есть и другие способы. Чтобы не знакомиться с ними на практике, надо сначала прочистить вентиляционные отверстия в пробках каждой банки, проветрить подкапотное пространство нлн тот «угол» в доме, где ааряясается аккумулятор, отложить в сторону сигарету и проверять выходное напряжение на банках, плотно прижимая нагрузочную внлку к полюсам. В автомобиле есть еще жидкость, требующая очень внимательного обращения. Антифриз. Он содержит в своем составе один из очень сильных ядов — этнленгликоль. Эффект от его воздействия на человеческий организм настолько силен, что даже пустую тару, по правилам техники безопасности, требуется возить закрытой и опломбированной. Обращаться с ним нужно даже осторожнее, чем с этилированным бензином. После каждого контакта обязательно мыть руки с мылом. Антифриз, попавший в желудок, способен вызвать тяжелое отравление. Хотя антифриз и труднее «вскипятить» в двигателе, чем воду, случается и такое. Не спешите тогда открывать пробку радиатора или расширительного бачка и дозаправлять систему охлаждения. В системах с расширительным бачком этого просто не требуется. Во всех остальных случаях (в том числе когда в системе охлаждения вода) нужно остановить двигатель и дать возможность ему немного остыть; только после этого, закрыв горловину радиатора большим куском ветоши я надев рукавицу (она должна быть всегда в автомобиле), медленно, отвернувшись в сторону, открыть пробку. Сначала немного, чтобы выпустить пар, находящийся под давлением, а затем полностью. В последнее время появилось великоемножество моющих и чистящих средств для автомобиля. Не ленитесь прочитать инструкцию, которая напечатана на упаковке, прежде чем приступить к работе с ними. Приглядитесь где-нибудь на стоянке или на улице к тем участкам кузова, где устанавливают домкрат. Вы обнаружите массу вывернутых гнезд, смятых порогов и крыльев, царапины на дверях. Я не берусь утверждать, что в каждом из этих случаев владельцу автомобиля придавило руку или ногу. Кто-то, наверное, отделался смятым металлом. И только из-за того, что поленился подложить обязательные упоры под те колеса, которые останутся на земле при подъеме кузова. Это должно стать законом независимо от включения стояночного тормоза и первой передачи в коробке. И с того ис другой можно второпях снять автомобиль ив результате свалить его с домкрата, чего никогда не случится с упорами — простыми деревянными клиньями, практически не занимающими в багажнике места. Но даже если автомобиль стоит на домкрате и на упорах, не залезайте под него без страховки. В гараже сделайте хорошие надежные подставки-козелки. Если нужда застала вас на дороге, подложите запасное колесо и на него металлическую канистру. В крайнем случае несколько крупных досок, конечно, так чтобы они не расползались под нагрузкой. Прежде чем залезть под машину, опустите ее с домкрата на сложенную вами подставку и, не вытаскивая домкрата, убедитесь в том, что она выдержит массу автомобиля. На всякий случай вспомните, сколько весит ваш автомобиль. Выбрасывайте безжалостно старые изношенные гаечные ключи. Целые руки нужнее инструментального хлама. И не держите хороший инструмент в замасленном виде. Не поленитесь однажды и на долгое время сделать молотку хорошую ручку, а у зубила — заправить режущую часть и боек. Без этих инструментов трудно обойтись. Но уж лучше без них, если один соскакивает, а от второго скалываются в руку куски наклепанного металла. Ну вот, кажется, с автомобилем все в порядке. Он собран, масло везде, где нужно, залито. Бензин есть. Система охлаждения полна, и аккумулятор заряжен как положено. Только машина не заводится. Проверить бы зазор в прерывателе, но нужно чуть-чуть провернуть вал. Не хватайтесь за вентиляторный ремень! Пальцы вам еще будут нужны, чтобы крутить заводную рукоятку. Но, и когда возьметесь за нее, вспомните правило — держать, не захватывая ее большим пальцем, иначе его выбьет при обратной вспышке в двигателе. Крутить коленчатый вал заводной рукояткой — только дергая ее снизу вверх, а не нажимая на нее сверху вниз. Вам пришлось вывернуть свечу. До тех пор, пока вы не завернули ее обратно и не затянули достаточно свечным ключом, не пускайте двигатель. Свеча, наживленная от руки, вылетает из головки цилиндров не хуже, чем пуля из ружья. Если дело происходит зимой и двигатель не пускается по причине загустевшего масла, отогрейте его горячей водой, проливая ее через радиатор и блок цилиндров с открытыми краниками. Если же в системе охлаждения залит антифриз, то лучше заливать в двигатель хорошее зимнее масло и, в крайнем случае, установить на автомобиль подогреватель или пользоваться переносным, не дающим открытого пламени. Ни в коем случае нельзя совать под автомобиль факел или, хуже того, банки с горящим бензином. Ансамбль из промасленного двигателя, бензина и открытого огня ни к чему, кроме пожара, еще не приводил. Это следует иметь в виду ив тех случаях, когда возникнет желание в темноте под капотом при помощи спичек имитировать переносное освещение. Возможностей для пожара в автомобиле достаточно, о них мы расскажем подробнее на одном из заседаний «Клуба». А пока запаситесь небольшим углекислотным или порошковым огнетушителем и куском брезента, которым можно при необходимости закрыть пламя и прекратить доступ воздуха к нему и на котором удобно лежать под машиной, осваивая автомобильную науку. Без этой науки настоящей дружбы с автомобилем не получится.Рисунки автора20