26
27
«РемниСпоры вокруг них, как известно, не утихают. Не чужая ли это мода? У нас, мол, и условия движения другие и машины не те. Будут ли ремни эффективны на наших дорогах? На этот вопрос должна была ответить специальная анкета, которую поместил журнал в прошлом году. Обращена она была к тем, кто потерпел аварию и, таким образом, не умозрительно, а на практике имел возможность увидеть, что дают ремни безопасности. Как помнят, вероятно, читатели, ознакомившиеся с анкетой, цель ее была — установить вид дорожно-транспортного происшествия (ДТП) и на какой скорости оно случилось, кто в автомобиле был пристегнут ремнями безопасности, какими были последствия аварии, а также выяснить ряд других вопросов. И вот сегодня можно подвести итоги анкеты. Анализ данных, полученных при обработке, подтверждает: ремни безопасности в автомобилях безусловно эффективное средство в снижении тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий. Вот цифры: при авариях легковых автомобилей 58% водителей и пассажиров, которые пользовались ремнями безопасности, остались совершенно невредимыми, 41,1% были ранены и только 0,9% погибли. Среди тех, кто ехал без ремней, не получили травм лишь 17,6% человек, 80,7% были ранены и 1,8% погибли. Иными словами, каждые четверо из пяти человек, не пристегнутых ремнями, пострадали от аварий не только морально, ко и физически, порой весьма серьезно. Да и травма травме рознь. Характер и тяжесть повреждений у тех, кто не пренебрегал ремнями, также говорят в их пользу. Ремни позволили не только снизить количество раненых и убитых, но и существенно сократить число серьезных ранений. Анкета показала, что среди пострадавших водителей и пассажиров, пристегнутых при авариях ремнями, около 70% составляют люди, отделавшиеся легкими травмами. В то жебезопасности:брасывает вперед. Вот ремень безопасности в этом случае и спасает человека от удара о рулевое колесо, панель приборов и другие детали внутреннего оборудования кузова. Боковые же столкновения часто заканчиваются опрокидыванием, когда, не будучи пристегнутыми, люди в машине оказываются в критическом положении. Надо заметить также, что ремни предупреждают новую аварию: ведь при травмах головы водитель может потерять ориентировку, а иногда и сознание. Естественно, свою роль ремни безопасности сыграют лишь тогда, когда правильно пригнаны. Они должны плотно прилегать к телу, с зазором не более 3 см. Вообще устанавливать их надо строго по инструкции. Слишком высоко расположенная диагональная лента при аварии может травмировать шею, слишком низко — живот. В последнем случае ремень не спасает вас и от удара головой о стекло или другие детали.время из тех, кто не пользовался ремнями, свыше 46% получили тяжелые ранения. Применение ремней безопасности позволило почти полностью исключить такие травмы, как множественные переломы ребер, позвоночника, костей носа и челюсти, основания черепа и другие тяжкие и менее тяжкие травмы. Данные анкеты позволяют проследить также зависимость количества пострадавших и тяжести их травм от скорости движения автомобиля, потерпевшего аварию. Так, при столкновениях и опрокидываниях машин на скоростях от 60 до 90 км/ч — 78,3% водителей и пассажиров в ремнях не получили травм. При скоростях свыше 90 км/ч эта цифра снизилась до 46%. Для сравнения: среди людей, не пользовавшихся ремнями, те же показатели составляют соответственно 37,7% и 25%. Стало быть, применение ремней безопасности позволяет снизить число пострадавших в полтора-два раза во всем диапазоне скоростей. Конечно, наиболее ценен эффект, который ремни дают при фронтальных столкновениях и опрокидываниях машин. Но, как свидетельствует анкета, они неплохо работают и при боковых столкновениях, и при наездах, сзади. Удивительного здесь ничего нет. При наезде сзади кинематика нашего тела такова, что в начальный момент нас прижимает к спинке'сиденья, затем отНаконец, если ремень натянут слишком слабо, вы можете при столкновении просто выскользнуть из-под него. Такие случаи тоже бывали. Не секрет, что среди автомобилистов, в принципе одобряющих ремни безопасности, немало таких, кто считает, что применять их стоит только за городом, когда скорости достаточно высоки. Заб-Н ААОРОГАХ ВСЕГОВЕНГРИЯ. В настоящее время в Будапеште на 1000 жителей приходится 45 автомобилей, однако уже сегодня пропускная способность отдельных участков улиц н особенно дунайских мостов почти на пределе. По прогнозам, к 2000-му году на 1000 жителей придется 350 машин. Не случайно генеральный план города большое внимание уделил развитию транспортной сети. Специалисты считают, что в условиях высокой автомобилизации резко возрастет роль транспортных узлов. Особенно это касается площадей возле мостов, которые в дальнейшем превр;атятся в двух-трехъярусные пересечения. Для лучшей организации пешеходного движения планируется строительство 40 с лишним подземных переходов. Проектируется также автодорожный тоннель под Дунаем, который свяжет Буду с центральной частью столицы. ПОЛЬША. Управление безопасности движения, Польский союз автомобилистов. редакции газет и телевидение ежегодно проводят на улицах Варшавы конкурс «Джентльмен езды». В нем участвуют водители грузовиков, автобусов и такси. В конкурсе учитываются знание правил движения и своего города, корректность при вождении и другие факторы. В 1977 году «джентльменами года» стали Петр Фолтын (автобус), Збигнев Пенькос (грузовой автомобиль), Вальдемар Гуйски (таксомотор). Специальные призы, подготовленные фирмой «Полена», получили женщины. ПОЛЬША. Исполнилось десять лет со дня начала кампании «Стоп! — ребенок на дороге». Она проводится по инициативе и при участии Союза польских журналистов. министерства просвещения и воспитания, министерства коммуникации, государственной службы безопасности движения, Союза польских харцеров (пионеров), Общества-друзей детей, правления Польского союза автомобилистов и других общественных и государственных организаций. В ходе кампании идет широкая пропаганда знаний по безопасности движения среди детей, пропагандистская работа среди водителей — любителей и профессионалов, сбор и анализ статистики ДТП, связанных с детьми. «Будьте внимательны к детям», — говорят водителям организаторы кампании.26 что они дают»Не назвавший себя владелец автомобиля «ИЖ-комби» на скорости 70 км/ч наехал на препятствие, и машина опрокинулась. «Говорят в таких случаях — в рубашке родился, — пишет он. — Нет! Ремнями был пристегнут! За ремни — спасибо!» Таково мнение подавляющего большинства — 86% опрошенных. Остальные высказались либо за частичное применение ремней, либо против них. Но, заметьте, среди тех, кто против, только двое побывали в аварии, другие обсуждали вопрос чисто умозрительно, и не известно еще, в каком лагере они бы оказались, случись беда. Разумеется, никто не желает им этого. Пока за рулем их, как говорится, бог хранит, но лучше, чтобы хранили ремни безопасности. Анкета, опубликованная в журнале, была только частью исследования, которое проводил ВНИИ БД. В течение 1977 года институтом были изучены последствия более трех тысяч аварий легковых автомобилей, участниками которых стало свыше пяти тысяч водителей и пассажиров. К сожалению, только 30% из них пользовались ремнями безопасности. Проанализированы все ДТП за год, случившиеся в Москве и Московской области, а также в Таллине и Эстонской ССР, за исключением наездов на пешеходов, велосипедистов и столкновений с мототранспортом, то есть тех аварий, в которых водители и пассажиры легковых автомобилей, как правило, не получают травм. Выяснилось, что 74,6% применявших ремни безопасности водителей и пассажиров не были травмированы при ДТП, 24,5% — ранены и только 0,9% погибли. В тех авариях, где водители и пассажиры не были пристегнуты ремнями, только 50,8% не получили травм, 46,4% были ранены и 2,8% погибли. При этом из общего числа раненных в ДТП людей, пользовавшихся ремнями, 68,8% получили легкие травмы. Анкета подтвердила эти цифры. Она прзволила дополнить, уточнить и расИтоги читательскойлуждение. Вот что говорит на этот счет анкета журнала: 63,8% водителей и пассажиров, игнорировавших ремни, были ранены при ДТП, когда скорость автомобиля не достигала и 60 км/ч, а среди тех, кто пользовался ремнями, таких оказалось 42%. Наверное, мы уже утомили читателей цифрами, и пора дать передышку. К тому же есть среди них, очевидно, и такие, кого больше впечатляют не доводы рассудка, а эмоции. Так что здесь уместно процитировать несколько строк из писем, которые многие из заполнивших анкету приложили к своим ответам. «Жизнью обязан ремням безопасности! Буду рад, если мой печальный опыт поможет очень важной и нужной работе. При боковом столкновении с последующим опрокидыванием и падением автомобиля ВАЗ—2102 с двухметровой высоты в кювет водитель и пассажир, пристегнутые ремнями безопасности, не получили, никаких травм!» (А. Мозго, г. Минск). «Ремни меня спасли! При встречном столкновении с автомобилем ЗИЛ—130 остался цел-целехонек и без единой царапины» (Е. Надыктов, Ставропольский край). «Я и мой попутчик обязаны жизнью только ремням безопасности» (О. Ермолин, г. Мурманск). «Дважды попадал в аварию, и оба раза ремни спасли жизнь мне и моей жене. Ремни безопасности полностью оправдывают себя. На горьком опыте яв этом убедился» (И. Гусаченко, г. Смоленск).ширить круг вопросов, связанных с изучением эффективности применения ремней безопасности на легковых автомобилях в нашей стране. Исследование, в частности, показало, что тяжкие и смертельные травмы у водителей и пассажиров при ремнях безопасности возникают только вследствие неправильного пользования ими. Из всех видов ДТП, заканчивающихся тяжелыми травмами, самым опасным является наезд на малодеформируемые препятствия (здания, бетонные опоры и т. п.) с превышением разрешенного предела скорости. В приложенных к анкетам письмах были высказаны и критические замечания по правилам применения ремней, предложения по совершенствованию их конструкции. Все они внимательно изучены специалистами, учтены в планах дальнейших исследовательских и проектных работ в этой области. Производственное объединение «Норма» в прошлом году уже выпустило первую партию ремней с инерционными катушками. Эти ремни имеют автоматическую регулировку, не стесняют движений водителя и пассажира. Мы же повторим в заключение: от несчастного случая на дороге не застрахован никто из нас. Даже самый дисциплинированный и опытный водитель может стать жертвой аварии, пусть не по своей, по чужой вине. Поэтому пристегивайтесь ремнями безопасности, начиная движение. Некоторое неудобство, как вы видите, компенсируется с лихвой — ремни сохраняют ваше здоровье, они спасают жизнь. Т. ЛИТВИНОВА, старший научный сотрудник ВНИИ БД, кандидат технических наукНа рисуннах — несколько юмористических советов нашего читателя Д. Безуглова для тех, кто еще не обзавелся ремнями безопасности.ЮГОСЛАВИЯ. На границе с Австрией под горой Караванка начато строительство автомобильного тоннеля. Длина его — 7,6 км, а подъездных дорог — 17 км. Предполагается закончить строительство в 1984 году. АНГЛИЯ. Без каких технических средств англичане не мыслят себе жизни? Как выяснилось из широкого опроса, в списке «насущных вещей» автомобиль занимает второе место после телефона. ПАКИСТАН. Одобрен план постройки новой автомобильной магистрали длиной 1220 километров, которая пройдет по правому берегу реки Инд и свяжет города Карачи и Пешавар.США. По данным профессора Вермонтского университета Дж. Уоллера, курящие водители вдвое чаще гибнут в катастрофах. чем некурящие. Тот, кто выкуривает в день две-три пачки сигарет, имеет во время езды такую же реакцию. как человек, который выпил две-три кружки пива. ФРГ. Создан экспериментальный радиолокатор, определяющий минимальное расстояние между автомобилями и этим помогающий предотвращать столкновение автомобилей. Он состоит из миниатюрного компьютера и антенны, установленной на радиаторе. ФРГ. К 1980 году намечается внедрить единую компьютерную справочнуюслужбу для автомобилистов. Находясь на любой дороге, водитель в кратчайший срок сможет получить от центральной ЭВМ справку, как ему удобней доехать до необходимого пункта. В порядке эксперимента справочная служба начнет действовать уже в 1978 году в одном из районов страны. ШВЕЦИЯ. Здесь действует самое жесткое в Европе ограничение скорости — 70 км/ч, а в населенных пунктах — 50 км/ч. Правда, на крупных благоустроенных магистралях автомобилям разрешено двигаться со скоростью до НО км/ч. Сурово наказывают тех, кто ездит без ремней безопасности и управляет автомобилем в нетрезвом состоянии.27