Преподавателям автошкол и клубовРЯДОМс новичкомЗаметки мастера практического вождения. 2*гать руки словно бы по большому циферблату часов — на «двадцать минут десятого», то есть правую класть примерно на цифру «4», а левую — чуть выше цифры «9». С этой рекомендацией нельзя не согласиться. Но яв своей практике пришел к выводу, что общее правило, оставаясь верным, нуждается в корректировке в зависимости от роста будущего водителя, Человек высокий вольно или невольно берет руль повыше — так ему удобнее. А низкорослый, наоборот, держится за нижнюю часть рулевого колеса — из тех же соображений. И задача мастера — увидеть то положение, которое как раз для этого человека будет самым подходящим. Тут же возникает еще один вопрос. А как твой ученик сжимает руль? Шоферы знают, что руль нельзя зажимать «намертво» и что «двумя пальцами» его не удержишь. Но как это объяснить новичку? Мне, например, помог случай. Однажды я где-то вычитал, что фехтовальщик должен держать шпагу, как живую птицу: будешь держать слабо — выпорхнет, сильно — задушишь. Меня поразило, насколько сказанное точно относится ик нам, шоферам. И частенько прибегаю к этому сравнению. Чуть ли не одновременно с посадкой начинается знакомство с рычагами, педалями и другим оборудованием водительского места. Этому, как известно, отводятся первые часы занятий по программе. Из практики знаю: уже через 15—20 минут новичку начинает казаться, что достаточно усвоены все движения, и ему не терпится двинуться в путь. Я, однако, не спешу. Путем ряда «вводных» усложняю обстановку на месте, заставляю ученика решать задачи, связанные с управлением. Скажем, выяснив назначение всех приборов и степень важности их показаний, перехожу к отработке действий с рычагом переключения передач. Видя, что ученик увлекся, неожиданно спрашиваю, какова температура охлаждающей жидкости или давление воздуха в. тормозной системе (вопрос ставится конкретный, в зависимости от типа автомобиля). Бывает, что новичок не сразу находит на шкале нужный указатель. При этом он совершенно забывает о наблюдении за «дорогой». В этот момент очень удобно, например, сообщить, что для перевода глаз с дороги на шкалу спидометра, распознавания его показаний и перевода взора снова на дорогу требуется от 1,5 до 2 секунд, а для восприятия всех приборов — от 5,5 до 7 секунд. Тут же объясняю, какое неконтролируемое расстояние пройдет за это время автомобиль, к чему может привести потеря контроля за дорогой. Бывает и так: сосредоточив внимание на дороге, новичок забывает о руле и педалях. На эти типичные ошибки и обращаю основное внимание. Позже, в ходе занятия, еще не раз возвращаюсь к этим вопросам, но стараюсь делать это всегда «с обратной стороны», Еще об одном элементе начального обучения, доставляющем немало хлопот, — о троганье с места. В учебниках прижилась и встречается, к сожалению, до сих пор неправильная рекомендация, согласно которой при троганье нужно «плавно отпускать сцепление и одновременно прибавлять «газ». Такой совет плох не только тем, что не учитывает физической сущности происходящих при троганье процессов, но и тем, что неоправданно удлиняет время овладения навыком. Я эту тему отрабатываю по-иному (кстати, большинство мастеров отказывается от старого метода). Приступая к занятию, обычно интересуюсь, что знает ученик о работе сцепления. Не ленюсь нарисовать а тетрадке схему, особо подчеркиваю значение свободного хода, разъясняю работу привода. После этого показываю прием. Процесс троганья состоит из трех операций, следующих непрерывно одна за другой: выбор свободного хода педали при измененном «газе»; выдержка педали в положении, когда диски начинают соприкасаться (так называемой «площадки») при небольшом добавлении «газа»; полное отпускание педали. Автомобиль, совершенно естественно, трогается при второй стадии. А на третьей скорость движения регулируется только «газом». Когда прием повторяет новичок, он, конечно, выполняет его не так уж быстро и гладко. Распространенной ошибкой обычно является излишнее добавление «газа», долгая задержка сцепления на «площадке» или его резкое отпускание, Говоря с ним об ошибке, нужно стремиться не просто указать на нее, но и объяснить, к каким нежелательным последствиям может привести ее закрепление. Особенно важно делать это в тех случаях, когда приходится не просто учить, а переучивать. А таких случаев с каждым годом становится все больше. Считаю нужным пояснить свои слова. Дело в том, что число желающих управлять автомобилем с каждым годом растет, И в семье машина — уже не редкость, и в средней школе с автомобилем ребят знакомят. Поэтому неудивительно, что в автошколу, на курсы все чаще приходят люди, так или иначе уже пытавшиеся ездить. Их первые педагоги, к сожалению, не всегда обладают нужным опытом и часто учат просто неправильно. И вот нам, спустя какое-то время, приходится исправлять их огрехи. А известно, что исправлять порой труднее, чем делать заново. Московская область, г. Подольск Н. ТУШЕВПервое знакомство.., Я уже упоминал о том, как оно важно в установлении доверительных отношений между учениками и наставниками. От того, как поведет себя мастер, что и как он скажет, во многом зависит весь ход учебы. Он должен уметь уже с первой встречи заинтересовать, увлечь курсантов. Это не просто. И общих рецептов здесь быть не может. Каждый ищет какие-то свои приемы и способы, свой что ли почерк. Что я здесь понимаю? Конечно, не такое отношение к делу, когда мастер излагает вопросы «как бог на душу положит», полагаясь лишь на собственную эрудицию и умение. По-моему, найти свой почерк — значит тщательно взвешивать все особенности темы, учитывать индивидуальные особенности учеников, строить уроки таким образом, чтобы курсант был вынужден непрерывно и активно работать, решать все более сложные задачи. Я, например, еще задолго до первого знакомства со своими учениками просматриваю журнал успеваемости, беседую с преподавателями. Они охотно характеризуют курсантов. В результате к первой встрече я уже кое-что знаю о них. Это облегчает переход к практическому обучению. Начнем с элементарного: как первый раз человек сел за руль — как он это сделал? Однажды задав себе такой вопрос, я стал присматриваться и, к собственному удивлению, обнаружил, что все делают это по-разному. Применительно к легковому автомобилю одни, открывая дверь, сразу правой рукой берутся за руль, заносят тело в кабину и садятся. Другие сначала садятся, повернувшись спиной к машине, а потом вносят обе ноги в салон, поворачиваясь на сиденье. Казалось бы, не все ли равно — сел так или этак. Что от этого меняется? Оказывается — многое. И вот пример. Допустим, раньше, выходя из машины, водитель поставил ее на стояночный тормозной рычаг, но не дотянул его до конца. Автомобиль вроде бы заторможен. На самом же деле он находится в состоянии «неустойчивого равновесия». Достаточно малейшего толчка (даже открывания двери!) — и автомобиль может тронуться. Тут уж крайне важно, как вы садитесь. Тот, кто пользуется первым способом, сумеет подчинить себе машину, второй — вряд ли. Выяснив для себя такую простую истину, я теперь обучение начинаю с того, что показываю, как надо садиться в машину. А как держаться за руль? Какое должно быть положение рук? Помнится, мой коллега И. Г. Суворов, мастер вождения пролетарской автошколы ДОСААФ Москвы, в журнале рекомендовал располаНачало — см. «За рулем», 1978, М 1. Ь 3. «За рулем» № 213