строго ограничено). Неизменный факт присутствия в присадке токсичного свинца давно тревожит химиков и гигиенистов. Возможность дать автомобилистам безвредную присадку открывается с использованием марганцевых антидетонаторов, полученных в лаборатории академика А. Н. Несмеянова. Безвредный антидетонатор проходит сейчас широкие испытания. Кроме научных исследований, которые найдут еще выход в практику, уже сегодня получает путевку в жизнь целый номпленс мероприятии от выпуска упоминавшихся газобаллонных автомобилей (сегодня грузовики, в будущем — такси и автобусы) до градостроительных решений. Расширяются городские магистрали. Приступает к работе большая служба чистого воздуха. В ее задачи входит улучшение технического состояния машин, нонтроль за токсичностью выхлопных газов. «Главмосавтотранс», например, организовал централизованную профилактику приборов питания и электрооборудования моторов для всех транспортных предприятий столицы. Вопросами контроля за уровнем тоисичности широко занимается сегодня ГАИ в содружестве с учеными из ЦНИЛТД — Центральной научно-исследовательской лаборатории токсичности двигателей Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Создан межведомственный научнотехнический совет по проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в столице и лесопарковом поясе. Нормы на тонсичность наших автомобилей с1 июля 1978 года будут ужесточены. В связи с этим автомобильная промышленность разработала целый комплекс антитоксичных устройств для автомобилей с общей массой не менее 3,5 тонны. Переданы на государственные испытания нейтрализаторы отработавших газов для автомобилей ГАЗ—24 и система улавливания паров топлива для УАЗ—469. Организуется выпуск противотоксичных устройств, в частности, малотоксичных карбюраторов на ленинградском нарбюраторном заводе. Большая роль в этом деле отведена и димитровградсному автоагрегатному заводу. Есть еще один, очень важный резерв сохранения чистоты нашего воздуха. Им обладает практически каждый, кто сидит за рулем. Это регулировки двигателя по методу, разработанному специалистами ЦНИЛТД, в связи с введением в стране нового стандарта на токсичность. Точность регулировок автолюбитель сможет проверять время от времени на станциях технического обслуживания при помощи специальных контрольных приборов. Такая система контроля действует уже в московских таксомоторных парках и дает хороший результат, видимый, правда, пока только специалистам. Но совершенно очевидно: охрана окружающей среды, чистота воздуха в городе — и в наших руках, товарищи водители. ...Первые популяризаторы автомобиля любили цитировать английского историка Манолея. «Из всех изобретений, — утверждал он, — за исключением лишь азбуки и книгопечатания, те изобретения, которые сонращают расстояния, больше всего сделали пользы для человечества». В наше время, в эпоху автомобиля ему предъявлено столько обвинений, что о пользе для человечества и вспомнить некогда. Между тем автомобиль работает на нас, современная жизнь без него немыслима. А если это так, бесцельно предавать его анафеме, надо стараться сделать его безвредным. Или, как говорят ученые, — «гигиенически безопасным». У нас в стране делается все необходимое, чтобы не допустить экологического кризиса. Разработкам научных основ охраны воздушного бассейна большое внимание было уделено в решениях XXV съезда КПСС. Государственная политика нашей страны в этой области вступила в новый этап, она получила силу закона в программном документе — новой Конституции СССР. Социализм позволяет решать на высоком уровне проблему чистого воздуха. Решать при помощи системы экономических и юридических актов государства ис участием самых широких слоев населения. Н. СЕМИНА, спецкор «За рулем»-***&*<&*•**» 1U34WPНа фото: вверху — униве внизу — фургон. «2134».г. Харьков 2. «За рулем» Jsft 2Кроме хорошо уже известной модели «2140» с кузовом «седан», объединение «АвтоМосквич» выпускает еще две модели: пятидверный универсал «2137» и трехдверный фургон «2134». Новое семейство «Москвич—1500» растет! Как явствует из самого назначения машин — универсал и фургон, они заметно различаются внешне. Кроме того, есть еще ряд особенностей в характеристиках этих автомобилей. Однако, прежде чем вести о них разговор, скажем о тех конструктивных решениях, которые объединяют все три модели. Это двигатель «412», четырехцилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, рабочим объемом 1478 см 3 , мощностью не менее 75 л. с. при 5800 об/мин и крутящим моментом не менее 11,4 кгс-м при 3800 об/мин. Одинаковы и сцепление, четырехступенчатая коробка передач, ходовая часть, механизмы управления, карданная передача, задний мост, база и колея, рабочий и стояночный тормоза, электрооборудование, системы охлаждения, емкость бензобаков. А в чем различия? Первое — кузова. Универсал — пятидверный, полностью остекленный, с комфортабельными задними сиденьями, которые можно складывать при перевозке габаритных грузов. Фургон имеет три двери (третья — задняя). Задний, грузовой, отсек изолирован от кабины, Остеклена только кабина. И сиденья, естественно, только передние. Второе — полезная нагрузка. Для универсала она допускается в пределах пять человек плюс 50 кг груза, или четыре и 120 кг, или два и 260 кг. Для фургона — два и 400 или 250 кг в зависимости от дорожных условий. Напомним: у «2140» — пять человек без груза или четыре человека и 50 кг. Третье — снаряженная масса. Универсал на 35 кг тяжелее фургона (1120 кг против 1085 кг). Для седана этот параметр равен 1080 кг. Четвертое — на более тяжелых универсале и фургоне устанавливают более широкие обода колес и соответственно шины увеличенной грузоподъемности размером 6,95—13 (на седане 6,45—13). И пятое — некоторые эксплуатационные характеристики. Это максимальная скорость, которая с полным грузом должна быть не менее чем 140 («2140»), 130 («2137») и 115 («2134») км/ч. Время разгона с места до скорости 100 км/ч должно быть не более, соответственно, 20, 24 и 26 с. Расход топлива (контрольный) — 8,8; 9,0 и 9,2 л/100 км.9