В. СЫСОЕВ В последнее время путь нашего автомотоспорта отмечен "новыми заметными успехами. И если попытаться сравнить его с пирамидой, то можно сказать, что основание этой пирамиды стало шире и прочйее, а вершина вознеслась еще выше. Много и продуктивно потрудились для этого организации ДОСААФ Украины, Эстонии, Москвы, Ростовской, Куйбышевской, других областей и республик. Немалым оказался и вклад предприятий министерств автомобильного транспорта РСФСР, Белоруссии, Грузии, поставивших спорт на службу водительской профессии. Благодаря их общим усилиям основание пирамиды советского автомотоспорта стало более капитальным, более масштабным и надежным. Над отделкой ее вершины успешно поработали наши мотокроссмены, выступающие в классе 250 см 3 , мастера ледовой дорожки, мотоболисты, автомоделисты, раллисты, одержавшие убедительные победы на чемпионатах мира и Европы, в других крупных соревнованиях. Но цель этих заметок — не анализ достижений нашего отечественного автомобильно-мотоциклетного спорта, который, кстати говоря, в этом году отмечает свое 80-летие. Достижения несомненны, и о них достаточно широко осведомлены все, кто следит за спортивными событиями. И все же достигнутое нас не удовлетворяет. При той огромной заботе, которая проявляется партией и правительством о духовном и физическом совершенстве человека, о внедрении спорта в быт советских людей, уровень развития автомобильного и мотоциклетного спорта, автомоделизма должен и может быть несравненно выше, а значит, если опять-таки прибегнуть к сравнению, — пирамида должна и может стать еще устойчивее, еще внушительнее. Вот о путях дальнейшего подъема автомотоспорта и хотелось бы поговорить здесь. Прежде всего, конечно, о массовости — основе основ нашего спортивного движения. Минувшие десять—пятнадцать лет были годами дальнейшего расширения географии автомотоспорта, количественного роста рядов автомотоспортсменов. Однако борьба за массовость, думается, ведется еще недостаточно целеустремленно, да и сама массовость нередко представляется слишком абстрактно, расплывчато. Для ее измерения кое-где за исходное принимается численность населения, хотя каждому понятно: автомотоспорт — это не бег трусцой. Чтобы им заниматься, нужна техника. Она-то, по-видимому, главным образом и очерчивает границы массовости в автомотоспорте, определяет емкость клубов, команд и секций. Несмотря на все увеличивающееся поступление спорттехники на места, парк ее в большинстве случаев пока невелик. В Киргизии, например, на район приходится в среднем по 7—8 мотоциклов и по полтора карта, в Куйбышевской области — один мотоцикл на 7 первичных организаций. Спортивных автомобилей еще меньше. Между тем у нас есть огромные резервы расширения этого парка. О чем можно вести речь? Во-первых, об автотранспортных предприятиях с многосоттысячной армией водителей. Об автохозяйствах «Сельхозтехники», автодорожных институтах и техникумах,профтехучилищах и уж, конечно, об автошколах ДОСААФ. Опыт показывает, что во всех этих организациях самая что ни на есть благодатная почва для автомотоспорта. К сожалению, ряд комитетов ДОСААФ и федераций не проявляют к ним должного интереса, не видят в них базы развития автомотоспорта, не оказывают необходимой практической помощи. К примеру, томский обком ДОСААФ до недавнего времени даже и не подозревал, что автоуправление области проводит соревнования. Особенно нетерпимы факты, когда от спортивных дел уходят учебные организации ДОСААФ. Многие из них переименование клубов в школы восприняли как сигнал к сворачиванию спорта. В ряде школ, скажем, в томской, даже распустили существовавшие там команды и секции, считая их «помехой качественной подготовке водителей». При этом рекомендации ЦК ДОСААФ СССР о создании спортклубов при школах до сих пор не выполнены. Как и десять—пятнадцать лет назад, далеко отстоят от спорта и многие районные и городские спортивно-технические клубы. Они по-прежнему больше озабочены хозрасчетной работой. До развития технических, военно-прикладных видов спорта у них, видите ли, руки не доходят, хотя само предназначение обязывает их к этому в первую очередь. Второй огромный резерв — владельцы личных транспортных средств, число которых при нынешних темпах моторизации растет изо дня в день (в том же Томске, по данным на лето 1977 года, их насчитывалось свыше 20 тысяч). Но они крайне слабо вовлекаются в спортивную жизнь. Естественно, их могут увлечь лишь доступные рядовому водителю состязания, такие, как фигурное вождение, езда на экономию горючего, скоростной подъем, однодневное ралли, триал. Гонки же, кроссы, сложные ралли — все, что требует больших затрат времени и средств, — не для них. Поэтому нужно постоянно думать над совершенствованием существующих и созданием новых видов соревнований, приемлемых для владельцев автомобилей и мотоциклов, а не пытаться, как это бывает часто, механически переносить Положения из большого спорта в соревнования автомобилистов и мотоциклистов, выступающих на своей технике. С учетом этого стоит, видимо, упростить и программу военизированного многоборья на личных мотоциклах, организация которого еще очень сложна. Нельзя признать нормальным, что до сих пор в спортивные календари большинства республик, областей, районов и городов не включены соревнования на мопедах. Это сегодня самый массовый и доступный для юношества вид моторного транспорта. В последнее время предметом дискуссии стал вопрос о допустимом для состязаний на мопедах возрасте мальчиков. Поспорить ис помощью науки определить этот возраст, а также и сложность состязаний, конечно, необходимо. Но сам вопрос о полезности соревнований на мопедах совершенно бесспорен, и его нужно решать. Другое дело, что на первых порах эти состязания, может быть, не следует доводить до всесоюзного ранга. Разумеется, чтобы поднять такую, по существу еще не тронутую целину, как спорт для владельцев личных машин, потребуется кропотливая организаторская и разъяснительная работа. Для успешного решения задачи нужно привести в действие силы широкой общественности, и в первую очередь недавно созданные в союзных республиках общества автомотолюбителей. А некоторые комитеты ДОСААФ вместо того, чтобы приобщить их к спортивной жизни, помогать им, как младшим братьям, обретать опыт, оттесняют их от практических дел, усматривая в этих организациях нежелательных конкурентов. Особую роль в росте массовости может сыграть автомоделизм. К сожалению, комитеты ДОСААФ часто не принимают его всерьез, отдают на попечение отдельных энтузиастов, не оказывая им помощи. В результате этот увлекательный для юношества и доступный вид спорта в ряде мест влачит жалкое существование, охватывает мизерное число людей. В секциях и командах в Куйбышевской области, например, им занимается лишь 140 человек, в том числе 130 школьников. В прошлом году там не состоялось ни одного соревнования. Ощутимую прибавку массовости можно получить от более эффективного, рационального использования спортивной техники. Сейчас во многих организациях КПД ее крайне мал. Значительная часть спортивных автомобилей, мотоциклов, картов месяцами стоит на приколе, ожидая ремонта. Известны факты использования спорттехники не по назначению. В ряде мест-клубы, ДЮСТШ, секции в субботние и воскресные дни находятся на замке. Из-за чего это происходит? У нас отсутствуют научно обоснованные нормы загрузки мотоциклов, картов, автомобилей. В одних организациях, например, на карте занимается по 10—12 начинающих спортсменов, в других — по 3—4. Слабо прививается чувство бережного отношения к технике, и потому еще нередко встречаются факты, когда спортсмены, тренеры безжалостно, по-варварски ее эксплуатируют, мотивируя пробелы в своей технической подготовке и несознательность тем, что, дескать, «из техники надо выжимать все, на что она способна». Как это ни печально, сказанное относится ик ряду ведущих спортсменов. За последние годы зафиксировано немало случаев, когда члены сборных команд страны оставляли трассу гонок из-за отказа техники. Минувшим летом, например, из пяти экипажей, направленных в Румынию на ралли, ни один не дошел до финиша. У нас есть уже своеобразные рекордсмены по выводу спортивных машин из строя. И вот что странно: комитеты ДОСААФ , федерации считают это чуть ли не в порядке вещей. Они не только не предъявляют претензий к лихачам, но даже пытаются оправдать их. «Наши спортсмены, — утверждают иные руководители, — переросли технику. Ее возможности отстают от уровня мастерства гонщиков». Но это не имеет отношения к тому, о чем идет речь. Искусство гонщика как раз и заключается в том, чтобы соотнести свои возможности с возможностями автомобиля, мотоцикла. Между тем анализ показывает, что в большинстве сходов из-за неисправностей обнаруживается техническая неграмотность, неумение чувствовать машину, слышать, как «бьется ее сердце». Охваченные безрассудным азартом, «жмут на газ»: удали хоть отбавляй, а вот ответственности, понимания не хватает. Рассказывают, что в старину (да и теперь такое бывает) конника, загнавшего лошадь, лишали права выступать в скачках. С автомотогонщиками, может быть, так не следует поступать, но всесторонне разобрать каждый такой случай нужно обязательно, отыскать причину неудачи, а может быть и наказать виновных, чтобы в дальнейшем обеспечить успешное выступление. Умение беречь технику — это составная часть мастерства гонщика. Думается, назрело время поставить на прочную научную основу подготовку высококлассных спортсменов, совершенствование их знаний, решительно освобождаться от кустарщины. Возросшие требования к участникам соревнований, обострившаяся конкуренция в борьбе за победу часто заставляют их выступать на пределе своих физиологических и моральных возможностей. Чтобы добиться успеха в этих условиях, нужно строить учебно-тренировочную работу на основе научных рекомендаций, вобравших в себя теоретические положения и синтез многолетнего опыта сильнейших советских и зарубежных гонщиков, а не интуитивно, на глазок или исходя из сложившейся когда-то практики. Важно вооружить научной методикой не только инструкторско-тренерский состав, но и всех спортсменов, чтобы они могли заниматься и самостоятельно, без тренеров. Благо уровень их общеобразовательной подготовки, развития позволяет это. Что же касается учебно-тренировочных сборов, то их основная задача — помочь спортсменам шлифовать мастерство, отработать взаимодействие со своими товарищами, обменяться опытом. Поэтому сборы должны быть короткими, но предельно насыщенными. На них следует приглашать лишь основных кандидатов в состав сборных команд. Сборы — это напряженный труд, а не развлекательные каникулы. Помимо тренировок, подготовки техники, общефизической закалки гонщиков, на сборах отводят время для политико-воспитательной работы, В этом проявляется комплексный подход к воспитанию спортсменов. Однако, как показывает опыт, для идейно-политического, нравственного и эстетического воспитания используется крайне узкий круг средств и форм: короткие политинформации, просмотры телевизионной программы «Время», иногда громкие читки газет. Ныне это никого не может удовлетворить. Решения XXV съезда КПСС, выводы и положения докладов и выступлений товарища Л, И. Брежнева обязывают основное острие воспитательной работы направлять на формирование у спортсменов и тренеров коммунистической идейности и высокой политической бдительности, глубокого понимания единства прав и обязанностей граждан СССР, коммунистического отношения к труду, на выработку у них активной жизненной позиции. Для этого надо добиваться повышения эффективности мероприятий воспитательного характера, использовать активные индивидуальные формы работы, создавать в спортколлективах атмосферу взаимной товарищеской взыскательности. Огромные резервы для дальнейшего подъема нашего автомотоспорта кроются в совершенствовании стиля руководства спортивной работой. Комитеты, организации ДОСААФ обязаны проявлять вэтом деле заинтересованность и инициативу, социалистическую предприимчивость и непримиримость к формализму. Нужно глубоко осознать, что они несут главную ответственность за состояние автомобильно-мотоциклетного спорта в районе, городе, республике, во всей стране. Опираясь на помощь и поддержку партийных и советских органов, необходимо объединять и направлять усилия профсоюзов, комсомола, органов народного образования и здравоохранения, средств массовой информации на развитие этих видов спорта, побуждать руководителей предприятий и колхозов, школ и институтов активнее внедрять их в досуг трудящихся, особенно молодежи, и в городе и на селе. На практике же такое пока встречается далеко не везде. У нас еще немало комитетов Общества, которые не обеспокоены состоянием автомотоспорта, глубоко не изучают назревшие вопросы и не принимают мер к своевременному их разрешению, Они не интересуются тем, кого охватывают эти виды спорта, какова их роль в подготовке молодежи к военной службе, в повышении производительности труда, редко рассматривают ход выполнения принятых обязательств, итоги выступлений сборных команд. При таком безразличии может иссякнуть любой, самый горячий энтузиазм спортсменов, спортивного актива. В последнее время в связи с 'усилением борьбы с шумами и загрязнением воздуха значительно осложнилась и без того сложная проблема развития сети сооружений для тренировок и соревнований по автомотоспорту. В ряде мест эти сооружения уже выносят за пределы населенных пунктов, отодвигают все дальше от больших городов. Это, естественно, создает дополнительные трудности, требует выделения транспортных средств для перевозки спортсменов и техники к месту занятий и обратно, осложняет работу по привлечению зрителей. Некоторые комитеты оказались застигнутыми врасплох, хотя они не имеют права не замечать данной проблемы. Нужно понять ее объективность и стремиться совместно с заинтересованными организациями находить правильное ее решение. Порой это не просто: бывает, что и местные власти не всегда считаются с интересами автомотоспорта. Говоря о спортивных базах, хотелось бы подчеркнуть целесообразность совместного использования стадионов, ипподромов и других сооружений, принадлежащих спортивным организациям, профсоюзам, предприятиям. Видимо, рано в ряде мест начали отказываться от простейших сооружений. Как показывает опыт, при небольших затратах можно превратить в удобные места для проведения соревнований даже отработанные карьеры, котлованы. И конечно, нельзя мириться с тем, что построенные на средства Общества спортивные сооружения используются от случая к случаю, а кое-где вообще приходят в упадок. Жизнь убеждает, что ни в одном виде спорта невозможно добиться успеха без опоры на широкую общественность, на энтузиастов. А если говорить об автомотоспорте, то нужно прямо сказать, что многими своими успехами, взлетами он обязан неутомимой энергии, неиссякаемой настойчивости и хлопотам общественников. Однако не все комитеты пра-33