ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ЕЗДИМ ?Задания Возможные действия водителя и способы их выполнения 1-е 2-е 3-е 4-е Умеете ли вы правильно тормозить в разных дорожных ситуациях, на скользком и сухом покрытии, при различных скоростях машины? Этой теме посвящены четыре очередных задания. Как известно, чтобы замедлить движение или остановить автомобиль, недостаточно нажать на педаль тормоза. Нужны согласованные манипуляции и другими органами управления: педалями сцепления, «газа», 'рычагом переключения передач. Они сведены в общий для всех четырех тестов перечень возможных действии водителя, перечислены в произвольном порядке и каждое обозначено одной из букв алфавита. Многие из этих действий можно выполнять по-разному: медленно, быстро, нажимая слегка, почти до конца. Все такие способы перечислены строчкой ниже под соответствующим действием. Чтобы понимались они всеми одинаково, дадим некоторые пояснения. п едальтормоза . Нажатием А Отпускаете педаль «газа» до концаБ Включаете третью передачу медленно; с фиксацией нейтрального положения; быстро за один прием В Включаете вторую передачу медленно; с фиксацией нейтрального положения; быстро за один прием Г Переводите рычаг переключения передач в нейтральное положениеД Выжимаете педаль сцепления для включения передачи слегка; наполовину; почти до конца; до конца Е Выжимаете педаль сцепления для перевода рычага переключения передач в нейтральное положение слегка; наполовину; почти до конца; до конца Ж Отпускаете педаль сцепления до конца после включения передачи медленно; быстро; очень быстро И Отпускаете педаль сцепления до конца после перевода рычага переключения передач в нейтральное положение медленно; быстро; очень быстро К Смотрите в зеркало заднего видаЗАДАНИЕ 1-е. Остановка на линии «стоп» при запрещающем сигнале светофора. Небольшой подъем, сухой асфальт, до перекрестка 50 м, машин впереди нет. Скорость 50 км/ч, передача четвертая. ЗАДАНИЕ 2-е. Притормаживание на увлажненном асфальте в потоке машин. Требуется снизить скорость с 50 до 30 км/ч. Передача четвертая. ЗАДАНИЕ 3-е. Экстренное торможение до полной остановки на мокром цементобетонном шоссе. Скорость 90 км/ч. ЗАДАНИЕ 4-е. Торможение до полной остановки в гололед. Скорость 30 км/ч, передача третья. Итак, перед вами перечень возможных действий. Справа от него четыре колонки (по числу заданий), в каждой из которых вам предлагается проставить порядковые номера, определяющие последовательность действии. Ознакомьтесь с условиями первого задания и приступайте к его выполнению. Для этого пометьте в перечне те действия, которые вам понадобятся для решения теста. Затем в первой колонке напротив действия, которое надо на ваш взгляд выполнить первым, проставьте цифру «1». Уточните, каким способом вы будете выполнять это действие, подчеркнув нужные слова строчками ниже. Найдите второе по очередности действие, проставьте порядковый номер «2», подчеркните способ его выполнения. И так, в соответствии с выбранной вами последовательностью, до полного решения задачи. Выполнив и проверив по ответам первое задание, приступайте в таком же порядке к следующему. Исходная позиция в каждом задании: вы за рулем движущегося исправного легкового автомобиля; передача включена, нога ка педали «газа». Правила проверки и начисление очков Начните с действия, которому вы присвоили J* 1. Найдите в наших ответах его буквенный индекс. Если соответствующий ему порядковый номер и выделенное жирным шрифтом слово (слова) совпадают с проставленным вами номером и подчеркнутым вами словом (словами), то начислите себе 2 зачетных очка. Если совпадают только порядковые номера или только способы выполнения действий, то вам полагается лишь 1 очко. 1 очко начисляется также за совпадение порядкового номера действия, у которого нет способа выполнения. В любом другом случае, включая отсутствие в ответах того действия, которое вы выбрали, — 0 очков. Сумму сравните с таблицей оценок.Л Затягиваете рычаг ручного тормоза почти до конца; до концаМ Нажимаете педаль тормоза для снижения скорости едва; слегка; наполовину; до конца; кратковременно и неоднократно Н Нажимаете педаль тормоза для остановки едва; слегка; наполовину; до конца; кратковременно и неоднократно О Отпускаете педаль тормоза до концапОтпускаете педаль тормоза наполовину; не до конца; почти до конца Тест ведет кандидат технических наук, кандидат в мастера спорта А. ПАРХАЧЕВ на нее «едва» достигается легкое притормаживание колес. Эффективное торможение происходит, если она нажата «слегка», и экстренное — «наполовину» или «до конца», когда на сухом асфальте колеса блокируются частично или полностью. Эквивалентами «едва», «слегка» и «наполовину» являются соответственно возвраты педали «почти до конца», «не до конца» и «наполовину». «Кратковременное и неоднократное торможение» — это несколько нажатий на педаль тормоза «слегка». П едальсцепле н ия . При нажатии «слегка» сцепление полностью включено, выбран лишь свободный ход педали. Когда она ушла «наполовину» хода, сцепление выключено, пробуксовывает. Если педаль выжать «почти до конца», то переключение передач осуществляется бесшумно и легко при любом способе исполнения. Отпустить педаль «быстро» не означает бросить ее, «очень быстро» — практически мгновенно. ЗАДАНИЕ 1-е 1. Отпускаете педаль «газа» до конца (А) 2. Смотрите в зеркало заднего вида (К) 3. Нажимаете педаль тормоза (М) едва 4. Выжимаете педаль сцепления (Е) наполовину 5. Переводите рычаг переключения передач в нейтральное положение (Г) 6. Отпускаете педаль сцепления (И) быстро (очень быстро) 7. Нажимаете педаль тормоза (Н) слегка 8. Затягиваете рычаг ручного тормоза (Л) почти до конца 9. Отпускаете педаль тормоза до конце (О). Таблица оценок Количество набранных очков свыше 9 хорошо от 9 до 6 удовлетворительно менее 6 плохоЗАДАНИЕ 2-е 1. Отпускаете педаль «газа» до конца (А) 2. Выжимаете педаль сцепления (Д) почти до конца 3. Включаете третью передачу (Б) быстро за один прием 4. Отпускаете педаль сцепления до конца (Ж) быстро 5. Смотрите в зеркало заднего вида (К) 6. Нажимаете педаль тормоза (М) едва Таблица оценок——]——Количество набранных очков свыше 7 | от 7 до 4 хорошо удовлетворительно менее 4 плохоКомментарий ко 2-му заданию На городских улицах скорость движения во многом зависит от общего темпа транспортного потока. Поэтому водитель должен быть всегда готов к любому изменению скорости. Третья передача в современных легковых автомобилях наиболее удобна для езды в городе: она имеет достаточное тяговое усилие и большой диапазон скоростей. В нашем задании включение третьей передачи необходимо еще и потому, что дорожное покрытие очень скользкое, и пользование тормозами может привести к заносу. По коэффициенту сцепления колес с дорогой (0,20,3) увлажненное шоссе приближается к грунтовой дороге в распутицу или укатанному снегу (без ледяной корки) зимой. В таких условиях требуется быстрота в выполнении действий — переключаете передачу «быстро за один прием» и «быстро» включаете сцепление. Толчка автомобиля не произойдет, поскольку, как мы уже условились, «быстро» означает одновременно и плавно, а ваша скорость 50 км/ч или несколько меньшая, если вы, отпустив педаль «газа», не сразу переключите передачу, как раз соответствует третьей передаче. Когда потребует обстановка, торможение двигателем можно усилить нажатием на педаль тормоза «едва», не забыв предварительно посмотреть в зеркало заднего вида.тормоза «до конца», иначе блокировка колес вызовет юз автомобиля. Известно, что одинаковое усилие, приложенное к педали тормоза при большой и малой скоростях, дает различный эффект — при малой колеса блокируются легче. Когда скорость упадет, необходимо ослабить нажим на педаль тормоза, отпустить ее «не до конца». После первого нажима на педаль тормоза вы должны в процессе уменьшения скорости ослаблять его. Водителю, конечно, хочется все сильнее давить на педаль при виде неумолимо приближающегося препятствия. Но ни к чему хорошему это не приведет. Следует вырабатывать в процессе практической езды и тренировок своего рода условный рефлекс на педаль тормоза: в первый момент нажимать сильнее, в последующие ослаблять нажим. Уже на малой скорости вам нужно выключить сцепление, чтобы не заглох двигатель. Поскольку внимание сосредоточено на торможении, то не следует в этот момент тратить время на перевод рычага переключения передач в нейтральное положение. Это можно сделать после того, как вы остановитесь и снимете ногу с педали тормоза. Затем можно и отпустить педаль сцепления.ЗАДАНИЕ 4-е 1. Отпускаете педаль «газа» до конца (А) 2. Выжимаете педаль сцепления (Д) наполовину 3. Включаете вторую передачу (В) с фиксацией нейтрального положения 4. Отпускаете педаль сцепления до конца (Ж) медленно 5. Смотрите а зеркало заднего вида (К) 6. Нажимаете педаль тормоза (М) кратковременно и неоднократно 7. Выжимаете педаль сцепления (Е) наполовину 8. Отпускаете педаль тормоза до конца (О) 9. Переводите рычаг переключения передач в нейтральное положение (Г) 10. Отпускаете педаль сцепления до конца (И) быстро Таблица оценокКомментарий к 1-му заданию Основная цель водителя в ситуациях, подобных описанной в задании, — оценив скорость автомобиля и расстояние до перекрестка, своевременно сбросить «газ» и нажать на педаль тормоза таким образом, чтобы в дальнейшем усилие оставалось практически постоянным. Это необходимо для плавного, без рывков замедления движения и остановки в нужном вам месте. Чтобы вас не подстерегала опасность наезда сзади, постарайтесь выработать условный рефлекс: взгляд на зеркало заднего вида, а затем уже нога — на педаль тормоза. Не стремитесь как можно быстрее переводить рычаг переключения передач в нейтральное положение: за счет двигателя вы можете получить дополнительный эффект торможения. Подъем также замедляет движение. Поэтому педаль тормоза может быть нажата «едва» (если, конечно, вы не. начали тормозить. слишком поздно). Опытный водитель зйает, на какой скорости при включенной четвертой передаче могут возникнуть толчки в трансмиссии автомобиля. На мгновение раньше и нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Педаль сцепления для этого достаточно выжать «наполовину». Чтобы остановиться передними колесами у линии «Стоп», в самый последний момент, когда скорость уже минимальная, нажмите «слегка» на Педаль тормоза. Уловить этот момент не такая уж легкая задача; здесь полезен постоянный тренаж, ибо чувствовать габариты машины во многих ситуациях совершенно необходимо. Затем затяните «почти до конца» рычаг ручного тормоза (до предела на небольшом подъеме не требуется)..ЗАДАНИЕ 3-е 1. Отпускаете педаль «газа» до конца (А) 2. Смотрите в зеркало заднего вида (К) 3. Нажимаете педаль тормоза (М) наполовину 4. Отпускаете педаль тормоза (П) не до конца 5. Выжимаете педаль сцепления (Е) наполовину 6. Отпускаете педаль тормоза до конца (О) 7. Переводите рычаг переключения передач в нейтральное положение (Г) 8. Отпускаете педаль сцепления до конца (И) быстро Таблица оценок Количество набранных очков свыше 8 хорошо от 8 до 5 удовлетворительно менее 5 плохоКоличество набранных очков свыше 11 хорошо от 11 до 7 удовлетворительно менее 7 плохоКомментарий к 3-му заданию Цементобетонное шоссе — наиболее шероховатое по, сравнению со всеми другими усовершенствованными покрытиями. Даже мокрое, оно имеет достаточно высокий коэффициент сцепления с шинами (0,35—0,45), что лишь немного ниже, чем, например, на сухом булыжнике. И все-таки не следует даже при экстренном торможении нажимать на педальКомментарий к 4-му заданию Поскольку в гололед коэффициент сцепления колес с дорогой минимален (0,08—0,1), то и двигаться нужно с минимальным тяговым усилием. Это достигается применением на небольшой скорости повышенной передачи и самого малого «газа». В таких случаях говорят, что автомобиль движется «в натяг». Однако при торможении повышенная передача не дает достаточного эффекта замедления скорости эа счет двигателя. Кроме того, несоответствие скорости и передачи может вызвать нежелательные рывки автомобиля. Поэтому, чтобы затормозить без юза, необходимо переключиться на вторую передачу. Одним приемом сделать это не удается, поэтому нужна кратковременная «фиксация нейтрального положения». Отсутствие рывка автомобиля при переключении передачи обусловлено теперь соответствием скорости, а также осторожным «медленным» включением сцепления. Снизив скорость включением второй передачи, можно затем пытаться «зацепиться» за поверхность дороги, тормозя «кратковременно и неоднократно». На скользкой дороге основная забота водителя должна быть направлена на то, чтобы колеса, частично заблокированные, все же вращались. Катящееся колесо, в отличие от скользящего, всегда имеет больший коэффициент сцепления с дорогой. Заключительные действия водителя до полной остановки рассмотрены в комментарии к предыдущему заданию.27