Преподавателям автошкол и клубовс новичкомЗаметки мастера практического вождения. Уэксплуатировать технику можно лишь в том случае, когда перед глазами есть образец, когда все навыки формируются на этом эталоне. Есть тут момент чисто психологический: ученик должен чувствовать себя за рулем совершенно свободно, должен верить не только в своего преподавателя, но ив автомобиль. Есть и другая сторона дела: правильные навыки и умение формируются лишь на совершенно исправной технике. Автомобиль должен постоянно находиться в готовности к любому занятию. И тогда, если что-то не ладится с освоением того или иного элемента, ученик будет точно знать: дело не в автомобиле, а только в нем самом, в его неумении. Чтобы воспитать вот такое чувство доверия к автомобилю, я стараюсь с наибольшей отдачей использовать те минуты и часы, что отведены программой для осмотра и технического обслуживания. При этом не ограничиваюсь наблюдением за действиями начинающего водителя, но стараюсь подсказать ему, на что нужно обратить внимание в первую очередь, где и какие возможны неисправности, к каким последствиям они могут привести. Часто снова идут в ход карандаш и бумага. Пусть я неважный рисовальщик. Но сопоставление живого узла или агрегата с его схемой, даже выполненной «на ко ленке», показ работы и объяснение взаимодействия отдельных элементов всегда дают положительный результат. А добиться его чрезвычайно важно. Особенно когда дело касается таких исконно «трудных» тем, как карбюратор. Чтобы стало понятнее, я иногда заведомо нарушаю регулировку, допустим оборотов холостого хода, и тут же, на месте показываю, как меняется при этом поведение автомобиля. Да ученик и сам это замечает. Привыкший за несколько занятий к тому, что двигатель работает как часы, он сразу улавливает сбои, неравномерность работы, слишком высокие или очень низкие обороты холостого хода. Думаю, нет беды в том, что в какой-то мере я дублирую занятия по горячей регулировке двигателей. Там, в классе, двигатель остается просто мотором, не связанным с колесами, с процессом движения. А тут, под капотом все выглядит достовернее: можно на деле показать, как меняется мощность, приемистость, как по-разному ведет себя автомобиль в целом, когда всего-то чуть-чуть меняется положение одного винтика в карбюраторе. Этот раздел моих записок может показаться на первый взгляд не очень стройным: я говорю о состоянии учебного автомобиля, потом перехожу к элементам обучения, потом снова возвращаюсь к автомобилю. Но здесь есть, как мне кажется, связь. Нельзя разделить процессы изучения автомобиля и обучения вождению. Тот, кто держит руль, должен отчетливо представлять себе, что именно происходит в автомобиле, что изменится, если он предпримет те или иные действия. Должен еще и потому, что вопросы бережливого отношения к технике, разумного ее использования тоже имеют важное значение для шофера, какой бы автомобиль, личный или государственный, он ни водил. Хочу остановиться еще на одном моменте, который при ежедневном осмотре и при каждом троганье нужно иметь в виду. С чего этот осмотр начинается? Как правило, с проверки наличия бензина и охлаждающей жидкости, уровня масла в картере двигателя... Часто бывает так: ученик докладывает, что все в порядке, пускает двигатель и, если он уже был прогрет, тут же начинает движение. Это говорит о том, что мастер не сумел развить в своем ученике умения «перебрасывать мостики» от увиденного во время осмотра к возможным последствиям, к дальнейшему поведению машины. То, что масло в двигателе есть и что его достаточно, ученик видел. И тут же об этом забыл — он начал движение, не дождавшись, когда погаснет на панели красная лампа, сигнализирующая об отсутствии давления в системе. Значит, несмотря на внешнее соблюдение формы технического осмотра, внутренний смысл, сущность были не постигнуты. Мотор какое-то время работал под нагрузкой всухую, без масла. При этом шел интенсивный износ деталей. Если сейчас, в процессе обучения не объяснить человеку этой простой истины, он ив дальнейшем, придя куда-то на работу, будет ездить точно так же . И потом еще станет удивляться, почему это у других шоферов моторы служат долго, а у него «Летят» один за другим, хотя масла он не жалеет. Это не рассуждения, а опыт. Мотор моего ЗИЛа накрутил уже свыше 180 тысяч километров и находится в отличной форме. На учебном автомобиле! Думаю, из сказанного ясно: учебный автомобиль должен содержаться в идеальном состоянии. Не боюсь повторить эту истину лишний раз, даже рискуя вызвать чью-то улыбку. Имею в виду, к о нечно, не только двигатель или ходовую часть. Нужно следить абсолютно за всеми узлами, будь то фары или рулевое управление, звуковой сигнал или «дворники». Ведь даже такие пустяки, как скрип капота, выщербленное рулевое колесо, трещина на стекле, — даже они мешают ученику полностью сосредоточиться на управлении. Н. ТУШЕВ Московская область, г. ПодольскРЯДОМНа днях пришлось мне по делам заехать к соседям, в такую же автошколу, как наша. И стал я нечаянно свидетелем любопытной сценки. Ученик видно, совсем еще новичок,— вряд ли он больше трех раз садился в кабину — при троганье излишне резко отпустил сцепление. Автомобиль, а это был ЗИЛ—130, дернулся и заглох. Я стоял в стороне и не слышал, что сказал ученику мастер. Но увидел, как парнишка с виноватым видом вылез из кабины, выволок пусковую рукоятку и принялся с трудом прокручивать ее, пытаясь завести мотор. Прошла минута, другая. Парень взмок, а двигатель не подавал признаков жизни. Рядом со мной стояли курсанты, Одни с сочувствием наблюдали за действиями своего товарища. Д ру гие посмвивались: «Крути, крути! Да пошибче! Другой раз будешь трогаться умнее!» Наконец то ли мастеру надоело, то ли решил, что достаточно «воспитал» ученика, но он позволил ему снова занять место в'кабине. Зажужжал стартер. Одна попытка, другая, третья... Мотор заработай только на шестой. И заработал-то плохо — с перебоями, с чиханием. Так они и уехали на урок. А я по нял: эта картина стоит того> чтобы над ней поразмыслить. Нечего греха таить, встречаются еще среди мастеров любители такого метода «воспита 1ия»: заглушил мотор — заводи ручкой. Приходилось даже слышать «теоретическое обоснование», — дескать, если часто пускать двигатель, то разряжается аккумулятор; чтобы его сохранить, нужно заводить «кривым стартером». Самое любопытное, что, как я заметил, именно у сторонников этой «теории» автомобили чаще всего находятся в гаком безобразном состоянии, что их-тс не заведешь сразу. Между тем, по моему глубокому убеждению, учебный автомобиль надо содержать гораздо лучше, чем любой другой. И в первую очередь он должен легко заводиться. Помня это, я особенно тщательно регулирую зажигание. Чтобы но было перебоев в системе питания, осенью тщательно промываю бензобак, трубопроводы, продуваю отстойники. Регулярно очищаю от нагара свечи. А если мотор «заводится с полоборотах — нечего опасаться, что «сядет» аккумулятор. Да, кстати, такой хорошо отлаженный двигатель и рукояткой заве:ти не составит труда. Мои ученики лег<о в этом убеждаются, когда я, как это предусмотрено программой, учу их заводить мотор вручную. Техническое состояние учебного автомобиля — вопрос не второстепенный. Научиться правильно ездить, грамотно• См. 43а рулем», 1978, № 1 и 2.8