36
37
Московские автолюбители «со стажем» наверняка помнят, как была организована продажа машин и запасных частей к ним в недалеком прошлом. Единственный в столице магазин на Бакунинской с утра до вечера набит битком, не протолкнешься. А на прилавках пустовато, нужную деталь купить не так-то просто. В других городах положение в те времена было не лучше. Массовая автомобилизация, свидетелями которой все мы являемся, заставила по-новому, в более широких масштабах и на научной основе организовать обслуживание автолюбителей. Наш магазин, конечно же, не идет ни в какое сравнение с автомагазинами прошлых лет. Он специализированный, продает только автомобили Волжского автозавода и запасные части ко всем моделям «жигулей». Магазин входит в состав производственного объединения по техническому обслуживанию, ремонту и продаже автомобилей «Мосавтотехобслуживание» Главмосавтотранса и размещается в здании Технического центра на Варшавском шоссе. Это заранее продуманное решение. Автомобиль — не обычный товар. Он требует специальной предпродажной подготовки, которую сегодня рассматривают как одну из основ автосервиса. С учетом этого в Техническом центре оборудована специальная зона, оснащенная стендами и контрольно-измерительной аппаратурой. Здесь выявляют и устраняют неисправности, проверяют регулировки, работу тормозов, при необходимости доливают масло, «Тосол», производят «подкачку шин, устанавливают наружное зеркало, колпаки — и выдают покупателю технически исправный автомобиль, которому обеспечена безопасная эксплуатация. С первых дней существования магазина большое внимание уделяется повышению культуры торговли. Покупатель, как правило, в спокойной обстановке, без суеты выбирает автомобиль. Толпы в торговом зале тоже нет, поскольку покупателей мы стараемся приглашать небольшими группами, указывая в открытке назначенное время. Известно, что сейчас покупка автомобиля оплачивается чеком. В связи с этим мы открыли непосредственно в торговом салоне сберегательную кассу. При магазине работают филиал нотариальной конторы, агенты Госстраха, межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение ГАИ, где ставят автомобили на учет. Словом, хочется сделать так, чтобы день приобретения автомобиля оставил в памяти человека ничем не омраченное ощущение праздника. Много внимания уделено и улучшению торговли запасными частями. У нас в магазине для этой цели отведены отдельные салоны. Правда, не такие удобные, как тот, где продаются сами автомобили, — при вполне удовлетворительных объемах подсобных и складских помещений торговые залы оказались несколько зауженными, тесноватыми. Но главным автолюбители могут быть довольны — номенклатура запасных частей, имеющихся в продаже, неизменно широка. Мне могут возразить: вы говорите, что деталей много, а вот я, автолюбитель имярек, не смог купить у вас того-то... ПопробуемАВТОЛЮБИТЕЛЬразобраться в такого рода претензиях. Да, действительно в прошлом, 1977 году наш магазин был лишен возможности удовлетворить нужды автолюбителей в деталях, специфически предназначенных для модели ВАЗ—2106. Несмотря на заявки и многочисленные просьбы, Волжский автозавод нам этих деталей так и не поставил. В нынешнем году положение исправляется, детали поступают. Что касается запчастей для других моделей, то наши заявки на эти товары были удовлетворены в максимально возможной мере. Иное дело, что не все полученные детали были выделены для продажи, значительная их доля использовалась для ремонта автомобилей в цехах автоцентра, составной частью которого является каш магазин. Дефицит ощущался лишь по некоторым позициям. В их числе оказались натяжители цепи, диски и «корзины» сцепления, ограничители дверей. Возникающая время от времени нехватка этих и некоторых других деталей связана с несколькими обстоятельствами. Прежде всего, конечно, она иногда вызывается обыкновенной недопоставкой, которую ВАЗ, к сожалению, еще допускает по отдельным позициям наших заявок. Другая причина кроется в одном из традиционных элементов тех отношений, которые издавна сложились у нас между промышленностью и торговлей. В данном случае я имею в виду систему поквартальных поставок. Все, что полагается поставить за квартал, завод имеет право прислать, как говорят, одним махом. Получается по пословице: то густо, то пусто. И уже совсем беда, когда эта неравномерность поставки налагается на сезонность в покупательском спросе. В первый и четвертый кварталы года волна покупателей в магазинах автозапчастей резко спадает, с тем чтобы столь же резко взмыть весной ив начале лета. Очевидно, с сезонностью спроса надо больше считаться работникам торговли и промышленности. Однако возможности тех и других не беспредельны, кое-что мы вправе ждать и от самих автолюбителей. Трудно поверить, что все неисправности в автомобиле, требующие немедленного устранения собственными силами, обнаруживаются вдруг и обязательно весной или летом. О чем-то, вероятно, стоит позаботиться и заранее, да начала сезона. Это одна крайность. Но созданию дефицита способствуют подчас и крайности иного рода. Некоторые владельцы машин готовы просто так, на всякий случай приобретать все, что пбпадется на глаза. С чувством удовлетворения воспринимаешь это как еще одно свидетельство возросшего жизненного уровня советского человека. И всетаки, когда видишь, как гражданин, только что купивший новый автомобиль или приехавший из другого города, торопливо набирает про запас двери, крылья, капоты, фары и еще бог знает что, так и хочется сказать ему: «Остановитесь. Не надо такой суеты. Найдите более рациональное применение своим деньгам. Покупайте только действительно необходимое!» Иногда дефицит создается искусственно. И в нашем, и в других магазинах запчастей довольно часто появляется не слишком бросающаяся в глаза фигура мелкого перекупщика (или перепродавца, уж не знаю, как точнее назвать). Эти люди не брезгуют ничем. Достаточно, чтобы какой-то детали не было на прилавке всего неделю, — они «позаботятся» о дефиците на долгие месяцы, скупая появившиеся детали десятками. Думается, с такими любителями легкой наживы следовало бы бороться более жестко и решительно,36 ПРИЕХАЛ В МАГАЗИНопираясь на действующее законодательство. В то же время опыт показал чрезвычайно высокую эффективность экономических и организационных форм борьбы с перекупщиками. Когдато именно таким образом удалось быстро приглушить вспыхнувший было ажиотаж вокруг пробок для бензобака, тормозных колодок, лобовых стекол, амортизаторов. Производственники оперативно откликнулись на сигнал торговли, увеличив поставку этих деталей, и вопрос, как принято говорить; был снят с повестки дня. Разумеется, для совершенствования методов и форм торговли автозапчастями есть еще немало резервов. Полагаю, что для их реализации вполне уместны и эксперименты. Свою значительную пользу для мобилизации этих резервов могут принести и анкетирование покупательских пожеланий, и система предварительных взаимно гарантируемых заказов, и покупательские конференции с участием производственников. Улучшению обслуживания автолюбителей содействовало бы и более твердое следование наметившейся тенденции к организации торговли по принципу фирмы. Магазин автомобильных запасных частей — это ведь не универмаг. Это там покупатель, зашедший присмотреть пальто, заодно может пожелать приобрести и ботинки. Но маловероятно, что одному и тому же человеку одновременно потребуются детали, предположим, для «Запорожца» и «Волги». Там, где это возможно, следовало бы создавать отдельные магазины для автолюбителей по маркам машин. Более тесными станут тогда их связи с промышленностью. Об этом, в частности, свидетельствует и опыт нашего магазина. Немалую долю у нас в обороте занимает торговля так называемыми сопутствующими товарами. Больше того, из месяца в месяц доля эта растет. В 1976 году номенклатуру «сопутствующих» можно было исчислить на пальцах — резиновые напольные коврики, ремни безопасности, чехлы на сиденья, брелоки, «антистатик» да еще три-четыре изделия. Общий объем оборота по этим товарам составил в тот год около 1,5 миллиона рублей, а в прошлом году мы реализовали таких товаров уже на 2,5 миллиона рублей. Номенклатура их неизмеримо расширилась, появилось немало интересных и полезных изделий. Это и стробоскоп, позволяющий проверять точность установки зажигания, и корытообразные коврики, препятствующие попаданию грязи и влаги в кабину, удобные ящики для мелочей, устанавливаемые на туннель карданного вала у рычага переключения передач, оплетки на руль, гибкая антенна, фартуки колес, опрокидыватели и многое другое. Основная масса сопутствующих товаров пользуется у покупателей хорошим спросом. Однако не обходится и без нареканий, зачастую вполне обоснованных. Покупать вещь недостаточно высокого качества мало охотников, а мы иногда вынуждены выкладывать на прилавок именно такие вещи. Вот, например, подголовники, выпускаемые в Калуге. Вид у них неказистый, изготовлены грубо, на спинке сиденья держатся плохо. Не мудрено, что этот товар залеживается, и иногда думаешь: уж лучше их не делать совсем, чем делать такие. Далеко не каждый сможет выбрать у нас чехлы по вкусу — слишком однообразная у них расцветка. Вздохнув, покупатель идет заказывать чехлы в ателье, хотя и там, должен сказать, выбор невелик. Нарекания нередко приходится выслушивать и по иному поводу: к разного рода техническим устройствам заводы прилагают инструкции, написанные столь заумно, таким корявым языком ис поминанием такого числа специальных терминов, что разобраться в тексте не могут ни покупатель, ни продавец. Некоторые хорошо зарекомендовавшие себя товары выпускаются попросту в малом количестве. Мы могли бы продать значительно больше противобуксовочных устройств московского завода «Компрессор», зеркал заднего вида димитровградского завода, льняных чехлов для сидений 4-й галантерейной фабрики Москвы. Далеко не все промышленные предприятия с готовностью откликаются на просьбы торговых работников взяться за выпуск каких-то новых изделий. Вместе с тем почему-то находится масса желающих производить то, что и без них производится в достаточных количествах. Представители ряда заводов с энергией, достойной иного применения, добиваются права на выпуск фартуков, ремней «антистатик» и других давно известных изделий. Наглядным подтверждением производственной неразберихиФото В. Князевав изготовлении сопутствующих автомобилю товаров служит тот факт, что этим заняты 232 предприятия 37 министерств, практически не координирующие своих рабочих планов. Видимо, этим должна заняться одна из организаций Минавтопрома. Мне кажется, что в торговый оборот может быть вовлечено множество сопутствующих товаров, способных создавать для автолюбителей дополнительный комфорт, сделать поездку на автомобиле еще более удобной и приятной. Возможности здесь поистине беспредельны. В расширении номенклатуры- большую роль могли бы сыграть прямые связи торговли с промышленностью. Пока эти связи незначительны, мы все получаем и заказываем через посредника — базу «Роскультторга». Источником пополнения номенклатуры могут и должны стать, по-видимому, и конкретные предложения самих покупателей, в частности умельцев, конструирующих полезные, удобные приспособления для своего автомобиля. Информация о таких новинках, кстати говоря, нередко появляется на / страницах журнала «За рулем». Нужно только, чтобы лучшие, наиболее ценные и перспективные из таких предложений организованно отбирались и столь же организованно передавались в производство. Дело это выгодное и полезное для всех — для автолюбителей, для промышленности, для торговли. И. КИСЕЛЕВ, директор московского магазина «Жигули»37