с новичкомЗаметки мастера практического вождения. 4*станут яснее тому, кого мы собираемся объезжать или обгонять. Кроме того, считаю, что каждый маневр должен иметь отточенно четкий рисунок. При поворотах налево или направо стремлюсь к тому, чтобы ученик научился сразу соизмерять величину поворота рулевого колеса с характером закругления. Тогда автомобиль не будет «рыскать» в повороте от внутренней бровки к наружной и обратно. Если же дело касается обгона, то обгонять нужно, только дождавшись благоприятной ситуации. А начав обгон, следует проводить его энергично, так, что,бы скорость обгоняющего была на 15—20 км/ч больше, чем обгоняемого. Это сократит время маневра. После обгона перестраиваться в правый ряд я рекомендую лишь после того, как ученик увидит обгоняемый автомобиль в левое зеркало. К этому моменту дистанция между автомобилями будет достаточно безопасной. Среди всех маневров, которые приходится выполнять на улице или дороге, я особо выделяю разворот для движения в обратном направлении. Он нравится мне потому, что сочетает в себе комплекс последовательных операций, является задачей повышенной сложности. Если мой подопечный научится грамотно выполнять этот маневр — значит он научится грамотно ездить. Подчеркиваю — не просто выполнять, а грамотно! И вот какую вижу тут разницу. Скажем, на улице современного города развернуться на легковом автомобиле просто. Почти всегда это можно беспрепятственно сделать из левого ряда. А вот попробуйте на ЗИЛ—130. У нас в Подольске не так уж много мест, где можно принять такое решение без риска очутиться на тротуаре. Значит, прежде чем начать разворот, водитель должен продумать схему маневра, выбрать подходящее место, выждать, пока сложится благоприятная ситуация. И в то же время он не может ждать слишком долго, маневр нужно осуществлять, как уже было оговорено, четко. Чтобы мои ученики были заранее готовы к решению этой задачи (а на экзаменах ее очень любят задавать!), я учу их нескольким способам разворота. Первый и главный — из левого ряда; где только возможно, нужно пользоваться им. Если ширина улицы не позволяет сделать это, я советую разворачиваться там, где слева подходит боковая дорога, на которой нет транспорта. В атом месте ширина полосы встречного движения как бы увеличивается за счет примыкания и разворот из левого ряда удастся. На пустынной улице можно совершить разворот (опять-таки из левого ряда!) в два приема, с использованием заднего хода. При этом в течение первой фазы поворота руль нужно поворачивать до упора влево, затем, когда до бордюра или обочины останется около метра, — энергично «выкручивать» его вправо, чтобы эффективно, на пользу делу, применить задний ход. Если развернуться из левого ряда практически невозможно, следует выполнять маневр из правого ряда. Но опасность при этом многократно возрастает. Поэтому предпочтительнее, на мой взгляд, использовать заезды во дворы, боковые проезды с правой стороны. В такой проезд или двор можно подать автомобиль задним ходом ипо . том спокойно подождать, когда сложится благоприятная обстановка для поворота налево — благо в таком положении водителю хорошо видна дорога в обе стороны. После небольшой тренировки мои ученики в состоянии довольно верно определить в каждом конкретном случае, каким способом разворота воспользоваться. Вот завел я речь о наших подольских улицах, заговорил о разворотах. И как тут не вспомнить об одной «мелочи». Есть два раздела в правилах движения, которые наши курсанты проходят чисто теоретически. Я говорю о тех пунктах, где рассматриваются случаи совместного движения автомобилей и трамвая, и о разделе, в котором речь идет о сигналах регулировщика, Трамвая в Подольске нет. Как бы ни хотели привить курсантам правильные взаимоотношения с ним, это не удается. Они заучат (зазубрят) пункты правил и, не применяя их на практике, через несколько дней забудут. То же самое происходит с сигналами регулировщика. В нашем городе практически регулировщиков можно увидеть лишь в двух местах — у заводов, да и то в часы пересменки. И потому ученики, не подготовленные психологически, панически боятся встречи с регулировщиком. По опыту знаю, таких городов, как наш Подольск, в стране много. И повсюду, где в них есть автошколы, будущих водителей недоучивают. Наверное, следует как-то решить этот вопрос для всех сразу. Может быть, специально в больших городах еще раз проводить с новичками-шоферами техминимумы и практическое вождение по этим двум темам. Мы у себя, чтобы как-то уменьшить огрехи, отрабатываем сигналы регулировщика на автодроме. Иногда приглашаем для занятия инспектора ГАИ. Но условность остается — и потому проблему нельзя считать решенной. Н. ТУШЕВ Московская область, г. ПодольскРЯДОМСделать 1978 год годом ударного труда в осуществлении задач, поставленных Коммунистической партией и Советским правительством перед оборонным Обществом, — таков девиз инициаторов социалистического соревнования, развернувшегося в ДОСААФ. Зачинателями лочина выступили татарская областная, царичанская районная (Днепропетровская область) организации, первичные организации Волгодонского завода тяжелого машиностроения «Атоммаш», совхоза «Суворовский» (Целиноградская область), коллективы кемеровского аэроклуба, смоленской объединенной технической школы и опытно-экспериментального завода «Чайка» ЦК ДОСААФ Украины. Их призыв — шире развернуть массовое социалистическое соревнование, взять на себя повышенные обязательства на 1978 год, добиться новых ус-Новый почин передовикСоревнуются организации ДОСААФпехов в военно-патриотической, оборонно-массовой, учебной и спортивной работе — нашел горячий отклик среди тысяч учебных, первичных, районных, областных, краевых, республиканских организаций, среди миллионов членов оборонного Общества. Особенно широкого размаха он достиг после выхода в свет Письма ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О развертывании социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение плана 1978 года и усилении борьбы за повышение эффективности производства и качества работы». Коллективы ДОСААФ — инициаторы почина — подают замечательные примеры умелой организации дела. Так, автошколы, спорттехклубы Татарии, обязавшиеся обучить в этом году дополнительно к плану 1500 водителей транспортных средств, а весь годовой план подготовки кадров массовых технических профессий выполнить досрочно — к годовщине принятия Конституции СССР — 7 октября 1978 года, успешно справляются с обязательствами. Об этом говорят первые выпуски водителей в нынешнем году. Экзаменационные комиссии отмечают глубокое знание правил движения, техники и уверенное вождение машин. Так же успешно идут дела в смоленской образцовой объединенной технической школе ДОСААФ. Ее коллектив решил добиться, чтобы не менее 90% будущих воинов-водителей сдали экзамены на «хорошо» и «отлично»; не менее 70% из них стали разрядниками по военно-техническим видам спорта. Годовой план подготовки специалистов для народного хозяйства решено выполнить к7 ноября 1978 года.