Ах, к ак ему иногда становится груст на, что не видят всего этого его дед с бабкой, его тетушка... А хнулибы : внукто их, с мотри , к ак пошел. — А что, удалась жизнь , — р азмыш ляя, говорил мне ужев кабине своего двенадцатитонного КрАЗа Герой Социалис тического Труда Василий Федосеевич Капралов. — Судите сами: оставшись си ротой, не пропал, не свихнулся , к ак говор ится , нашел свою колею, х орошуюко лею, к ачу по ней уже тридцать лет, не сворачивая... Трое их осиротело тогда, с братом и сестрой. В поселке Павловском, в Севс ком районе, п ожалуй , у жеи не помнят, к ак перед самой войной сестра Федоса Капралова из соседней деревни Сенное спричитаниями везла к себе племянников. А дома еще и своих трое. Не знала она в тот момент, что ждут их вскоре новые беды. На фронте погибнет муж , сама надорвется, пытаясь пронормить шестерых. И ее не станет, сирот прибавится еще. Разобрали кого куда по родственникам . Василий попал назад, в свой поселок и деду с бабной. Я пытаюсь представить сидящего со мной рядом кряжистогоскрупным бронзовым лицом шофера в детстве, вихрастым мальчишной . Судя по тому, к ан задумался, п рищурившись , Василий Федосеевич тоже прокручивал назад годы . Что он видел?..Преподавателям автошнол и клубовКолея КапраловаОднако, что бы там ни говорили, к акойже подвиг надо совершить, чтобы в мирное время стать Героем! Ну, что в нем такого , думал я, глядя на седеющего, к репкоудерживающего руль многотонной машины , человека, и почему яс удовольствием гляжу на него, слушаю? Не потому ли , что все в нем как-то прочно, ясно, что у этого человека жизнь задалась и что вот он-то уж знает, что ему от нее надо и что ей от него... — Я не гонялся за счастьем, оно само меня нашло, — ш утит мой собеседник.— Как приехал в город Фокино после арм ии , т аки по сей день на одном месте. Д ругие чего-то ищут , мотаются по жиз ни. Смотришь, то его переводят, то он сам куда-то переходит, какие-то уловкиу него, то, се. Так и промотается человек, ничего толком не добившись. Василий Федосеевич со своей комплексной бригадой добивается действительно выдающихся результатов. Работаю тонив карьере новобрянского цементного завода. Нет нужды перечислять все те возможности делать больше и лучше, найденные Василием Федосеевичем и его товарищами . Это и дополнительные баки для горючего , и наращенные борта, и пересменки на ходу, и заблаговременн ый предпусковой подогрев машин в зимнее время, д ругие , к ак мы говорим , мелкие икрупные резервы. Н. ПОПИНАНО Брянская область, г. Ф окино Фото В. ДементиенноВсе начальное обучениеу нас, к акивдругих школах, п роходит , естественно, на автодроме . Тут мыучим новичка садиться в автомобиль, о перироватьрычагамии педалями. Тут он начинает впервые ездить. Н о эта езда носит, если можно так выразиться, отвлеченный характер. Хотя быужепотому , что ученик не испытывает на площадкетого сильного эмоционального раздражения, которое он будет ощущать впотоке транспорта. Учитывая это, к первымвыездамвго род, на улицы, н ужно относиться сповы ш еннымвниманием . В это времяуводи теля формируются такие, в ажные качества, к акумение видеть обстановку вокруг автомобиля ипрогнозировать ее разви тие; оценивать ситуациюи определять своюлиниюповедения ; принимать какие-то конкретныерешенияи выполнять их. Задача мастера на этом этапе особо ответственна. Н ужно так повести себя, чтобы ученик почувствовал самостоятельность, не ждал от тебя постоянной подсказки и помощи. Чтобы добиться успеха, я начинаю обучение на самых незагруженныхдо рогах — эти маршрутымногократнопро в ереныиутверждены . И здесь учу своего подопечноговниманию , у мениюзаме чать всякое изменение обстановки. Скаж ем , отправились мы на такую тихую улочку .в первый раз . П роезжая по ней, о бращаю внимание ученика на особо опасные места: закрытые повороты, спрятанные в зарослях кустарникака литки, натоптанные тропинки . П оказы ваю, г де наиболее вероятно скоплениелюдей — у школы , магазина, к олодцев , больницы... В другой раз, следуя по тойже улице, намечаю ориентиры ( к онец заб ора , столб, у гол здания) и прошу , чтоб ыновичоксам оценил, с колько до них метров , и постарался остановиться точно ууказанного места. Третий этап — неож иданная подача «вводных» («человек пе ред машиной ! » , «собака выскочила из-за забора!», «мяч выкатился из калитки!»), по которымученикдолженэкстренно зат ормозить автомобиль. После этого мыпереезжаем на дру г ую , более оживленную улицу или доро гу, и тут япрошу , чтобы курсант сам оценил ее сточкизрениябезопасности , о пределил наиболее сложные участки, проехал, самостоятельно выбирая скорость, в ообщережимдвижения . Только после таких тренировок считаю возможным выезжать на основные улицы современногогорода . Параллельно с этим направлением в наших занятиях, п ризванным выработать основы безопасного вождения, я решаю идругую , не менееважную задачу — з акрепление техники выполнения манев-ров. И стремлюськтому , чтобы укур сантов складывался определенный стиль езды, К онечно , к аждый человек неповторимв своей индивидуальности. И чертыего характера так или иначе будут прояв ляться вманереезды . Но если на пер воначальных этапах водитель получит правильные навыки, если унего будет хорошая школа, то это непременно отразится на формировании стиля. Что я считаю хорошим стилем? П режде всего стараюсь, чтобы ученик ни вкоеймере не проявлял агрессивно сти. Н ужноспокойноидоброжелательно относиться кедущимрядом : не мешать тому, к то хочет обогнать ; пропустить то го, к то не успел перестроиться ; дать раз в ернуться ; пропустить зазевавшегося пе ш ехода ; п одождать , п ока тронется впер еди стоящий у светофора, не понукаяего сигналом, и т. д. Н екоторыеизкол лег, к оторымя об этомговорил , п оройпосмеиваются : «новичок сам всех боится, а ты толкуешьокакой - т оего агрессивности!» Да, ученик ивпрямь боится... на пер вых занятиях. Но стоит ему чуть-чуть привыкнутькмаршруту — и он начинает заметно увеличивать скорость , с окра щать дистанции, ш устрее разгоняться и резче тормозить . Н ужно сеять семена доброжелательностиещедо того, как появятся росткисамонадеянности . И потомуя не устаю комментироватькаждое действие ученика, с покойнораз бирать егоошибки , хвалить за верные , п родуманные действия. И ногдаошибкитрудно разбирать спокойно (ошибка ошибке — р ознь ) , но мастер каждымсвоимсловом , к аждымжестом учит. И грош цена тому педагогу , что твердит овыдержкеидоброжелательности , а спустя пять минут разносит новичка за ошибку так, что перья летят. Слово не должно расходиться сделом . Л ичныйпример мастера — главное учебноепо с обие курсанта. И обэтом нельзя забы вать ни на минуту. А теперь о технике невров. выполнения ма См. «За рулем». 1977. N» 1. 2 и 3.К аждый маневр, на мой взгляд, д ол ж ен быть совершенноочевидным , заранее ясным всем, к то едет по дороге . А для этого олюбомманевренужно заблаговременно предупреждать . Не по лагаясь только на указатели поворота . Я учу новичка, чтобы он собираясь , д опу стим, повернуть налево, после перестро ения ( е ще не тормозя , з аблаговремен но) н есколько раз легонько нажал на пе даль тормоза . М органие стоп-сигнала однозначнопокажетедущим сзади, что наш водитель собирается поворачивать, а не обгоняет. Если жемыидем на об гон, то дажеднем считаю не лишним « м оргнуть » светом — наши намерения