14
15
КЛУБМногим из нас, автомобилистов, не раз приходилось при обслуживании машины или устранении какой-либо неисправности сетовать по поводу отсутствия нужного инструмента или непригодности к работе того, что под рукой. Огорчали и результаты — уйма непроизводительно затраченного времени, ссадины на руках, а иногда повреждения деталей и новый ремонт, более сложный. Что же следует держать в инструментальной сумке, как следить за инструментом? Об этом рассказывает инженер Б. В. СИНЕЛЬНИКОВ, сопоставивший содержание комплектов, прикладываемых заводами к разным автомобилям, с тем, что возят с собой их владельцы.ВАША ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СУМКАВспомним. Когда сосед по стоянке в ответ на нашу просьбу — «Нет ли торцевого ключика на 14?» — открывал ящичек, где, все на виду, красовались чистые исправные отвертки и ключи разных видов и размеров, мы испытывали легкую зависть и, конечно, были ему благодарны. Этим самым, нужным ключиком удалось быстро сладить с упрямым болтом, приводившим в отчаяние при попытках отвернуть его пассатижами. «Покажи свой инструмент, и я скажу, кто ты». Это перефразированное известное изречение можно отнести к любому автомобилисту — и к начинающему ик бывалому. Ибо как по состоянию машины, так и по инструменту можно представить, как относится хозяин к автомобилю, что и как он может сделать сам. Понятно, что у тех, кто пользуется услугами СТО для обслуживания и даже мелкого ремонта, набор инструментов будет ограничен прилагаемым к автомобилю. Причем со временем количество его сокращается, поскольку вместо утерянного новый не приобретается из-за ошибочного представления о ненадобности («в крайнем случае можно ведь обратиться к соседу, слава богу, не все такие, как я»). У опытных автомобилистов, конечно, можно найти не только то, что получено с автомобилем, но и массу другого инструмента, которым можно быстрее и лучше выполнить много разных работ. О них говорить сегодня не будем — они знают, что и для чего нужно. Иное дело, начинающие. Многие хотят кое-что делать сами, поэтому одни приобретают любой инструмент, попадающийся на глаза, другие, теряясь в выборе и назначении, не покупают ничего. Это крайние позиции. В результате у первых багажник автомобиля (гараж, сарай, угол комнаты и т. п.) быстро превращается в инструментальный склад, где не найдешь что нужно, другие мучаются, пытаясь использовать имеющийся, но не всегда удобный для серьезной ремонтной работы инструмент. Очевидно, оптимальный вариант находится где-то посредине. Причем от того, что мы хотим и что умеем делать, он будет смещен в ту или иную сторону. А зная назначение инструмента, его возможности и правила пользования, мы существенно облегчим задачуРис. 1. Инструмент из сумок, прилагаемых к автомобилям: а — «Москвич —2140» и «Москвич —412»; б — «Волга» ГАЗ—24; в —«Жигули»; г — «Запорожец».Рис. 2. Неправильно (а) и правильно (б) заточенные отвертки.доукомплектовывания нашей инструментальной сумки. К каждому автомобилю завод прилагает сумку с так называемым шоферским инструментом (рис. 1). В ней есть почти все, что требуется для обслуживания автомобиля и может быть использовано для разборки и сборки многих узлов. Кстати, зарубежные покупатели наших машин неизменно отмечают как одно из их достоинств богатство приданого, что заставило некоторые западные фирмы комплектовать сумки по примеру советских заводов. Не хватает, пожалуй, одного — молотка, который, безусловно, напрасно исключен из сумок в последние годы. Очевидно, что тем, кто изредка самостоятельно занимается сервисными и ремонтными работами, этих инструментов вполне достаточно. И все же, отправляясь в дальнюю дорогу, где всякое может случиться и хочешь не хочешь, а приходится что-то делать самому, целесообразно захватить еще одну, более крупную отвертку (с лезвием шириной 7—9 мм, желательно цельнометаллическую с деревянными накладками на ручке, которую можно использовать в качестве вспомогательного инструмента и зубила), ножницы и кусок прокладочного материала, напильник, моток изоляционной ленты (лучше бесцветной, чтобы можно было заклеить трещины на стекле и рассеивателях фонарей), перочинный нож, наждачную шкурку. Для винтов диаметром 6и8 мм с крестообразным шлицем (они применяются для крепления петель дверей, сидений и др.) прилагаемая к автомобилю отвертка мала. Здесь подходит отвертка со стержнем диаметром 8 мм, которая продается в магазинах. Самое серьезное внимание следует уделить состоянию инструментов. Они должны быть совершенно исправны, иначе вместо помощи от них только вред. Лезвие отвертки, имеющее клиновидную форму (рис. 2,а), не удерживается в шлице и разворачивает его, в то время как правильно заточенная отвертка (рис. 2,6) и усилия требует меньшего и шлиц не повреждает. Ручки не должны иметь сколов, заусенцев и тому подобных повреждений, которые могут не только вызвать мозоли, но и содрать кожу с ладони. Гаечный ключ с изношенными губками зева (рис. 3) способен только смять грани головки болта, и лучше от него избавиться. Обычно этим дефектом страдают много поработавшие ключи или изготовленные из листового металла, которые предназначены для болтов и гаек, используемых в деревянных конструкциях, где не требуется больших усилий затяжки. Тем, кто много делает своими руками, безусловно, нужны торцевые ключи. Их преимущество состоит в том, что, захватывая все грани гайки или головки болта, они способны без повреждения их передать большее усилие, создаваемое длинными рычагами. Кроме того, только ими можно добраться до некоторых гаек и болтов, расположенных в углублениях деталей. Наиболее подходят для работ в пути ив гараже ключи со сменными торцевыми головками, потому что они занимают мало места. В продаже ныне можно встретить несколько таких комплектов, различающихся количест-14 вом головок, удлинителей, конструкцией ключей (с трещоткой и без нее), качеством стали, отделкой и т. д. Разумеется, чем больше набор, тем шире область его применения. Гнезда головок могут быть шестиили двенадцатигранными. Последние имеют меньшую площадь контакта с гранями гайки, но зато ими можно пользоваться в стесненных местах, где доступный сектор поворота ключа всего 30° (360° : 12). Сегодня в магазинах можно встретить разные комбинированные или универсальные инструменты—ключи, клещи и т. п. Автомобилистов привлекает в них возможность сэкономить место в машине (а иногда и деньги) за счет нескольких обычных ключей. Однако практика их применения показывает, что в большинстве случаев такая замена неравноценна — в надежности, удобстве подхода, создании большого усилия универсальный инструмент, безусловно, уступает обычному.МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ объявляет прием студентовНА 1-й КУРС ДНЕВНОГО И ВЕЧЕРНЕГО ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:Рис. 4. Удлинить ключ (увеличить рычаг) можно при помощи трубы (а), но не другого ключа (б).Рис. 3. Ключ из листовой стали с изношенными губками.Теперь рассмотрим некоторые приемы и правила пользования основными инструментами — отверткой и ключом. Прежде всего — их размеры должны соответствовать отворачиваемой детали. Маленькой отверткой можно повредить шлиц большого винта, а большой отверткой — сорвать головку у малого. Чем тоньше стержень винта, тем осторожнее надо обращаться с ним, потому что даже стандартным инструментом можно разрушить его. Только для винтов диаметром 8 мм и более таким инструментом трудно обеспечить требуемое усилие, поэтому иногда приходится применять дополнительные рычаги, соразмеряя, конечно, прилагаемую силу. В качестве рычага на ключе можно использовать трубку подходящего диаметра (рис. 4,а), но ни в коем случае не другой — «удлиняющий» ключ (рис, 4,6), что кончается обычно срывом и травмами рук.Увеличить усилие на отвертке можно и при помощи рожкового ключа, надетого на лезвие (рис. б,а) или на лыску (рис. 5,6), сделанную для него на стержне. Тугой винт (гайку) при помощи отвертки или ключа легче удается стронуть с места, прилагая усилия рывком. Если есть риск повредить отворачиваемую деталь, то лучше предварительно ослабить резьбовое соединение. Для этого заржавевшую резьбу смачивают керосином, дизельным топливом, жидким маслом или преобразователем ржавчины. Иногда удается отвернуть неподдающийся винт после постукивания молотком по головке. Но в любом случае выгоднее повозиться с упрямым винтом, чтобы вывернуть его целым, чем сгоряча оторвать головку, а потом мучиться, устраняя последствия. В заключение повторим то, с чего начали: только располагая всем нужным инструментом, можно спокойно приниматься за ремонт в гараже, а тем более в поездке. И пусть лучше обращаются за помощью к вам, чем самому «побираться» на дороге.«Автомобили и автомобильное хозяйство»; «Эксплуатация автомобильного транспорта»; «Двигатели внутреннего сгорания» (только дневное обучение); «Организация дорожного движения»; «Автомобильные дороги»; «Мосты и тоннели»; «Строительные и дорожные машины и оборудование»; «Гидропневмоавтоматика и гидропривод»; «Автоматизация и комплексная механизация строительства»; «Автоматизированные системы управления» (только дневное обучение); «Механическое оборудование автоматических установок» (только дневное обучение); «Строительство аэродромов»; «Экономика и организация автомобильного транспорта»; «Экономика и организация строительства». на дневное обучение с 20 июня по 31 июля: на вечернее обучение с 20 июня по 31 августа. Вступительные экзамены по математике (письменно и устно), физике (письменно), русскому языку и литературе (сочинение) проводятся: на дневное обучение с1 по 20 августа; на вечернее обучение с 11 августа по 10 сентября. При институте имеется дневное и вечернее подготовительное отделение для рабочих, колхозников и демобилизованных из рядов Вооруженных Сил. Успешно окончившие подготовительное отделение зачисляются на первый курс дневных факультетов без вступительных экзаменов. Справки о приеме на подготовительное отделение по телефону 155-03-37. Адрес института: 125319. Москва, А-319, Ленинградский проспект, 64, Приемная комиссия. Справки по телефону 15501-04.Заявления принимаются:\аig^ffflfflflL 5|Д^. ""' • .___..'1Г/ 1МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ объявляет прием учащихсяНА ДНЕВНЫЕ И ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:•W^^^c^^Jifiili/1ЯРис. 5. Ключ, надетый на лезвие (а) и на лыску (6) отвертки, увеличивает усилие затяжки.«Строительство и эксплуатация автомобильных дорог»; «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»; «Ремонт и эксплуатация дорожных машин и оборудования». Учащиеся дневных отделений обучаются вождению автомобилей и получают права водителя, а также обучаются управлению дорожными машинами. На заочное отделение принимаются лица, работающие по специальностям, соответствующим профилю техникума. Иногородним, поступающим на дорожно-строительное отделение, предоставляется общежитие. Принятые на дневное отделение обеспечиваются стипендией на общих основаниях. на дневные отделения с1 июня по 30 июля (на базе 8 классов) и с1 июня по 13 августа (на базе 10 классов); на заочное отделение с3 мая по 10 августа. Адрес техникума: 107042, Москва. Бакунинская ул., 81 /55. Телефоны: 261-02-08. 261-88-44, 261-23-60, 261-14-92.Заявления принимаются:15