10
11
Автомобили — как люди: у каждого свой характер, свой нрав. Только когда познаешь его, можно правильно решить, отвечает ли он твоим вкусам, требованиям, наконец, привычкам. Ибо, помимо объективно определяемых параметров, таких, как мощность, скорость, экономичность, он обладает и качествами, оцениваемыми субъективно, начиная с внешнего вида и кончая тембром звукового сигнала. Нет автомобиля, который бы одинаково нравился всем. Даже такие, казалось бы, безусловные преимущества, как способность быстро набирать скорость или мгновенно реагировать на поворот руля, у людей с замедленной реакцией не вызывают восторга. Поэтому нельзя сказать однозначно, что эта марка автомобиля лучше той. Все зависит от квалификации, даже характера водителя, условий езды, хранения, возможностей ремонта и многих других обстоятельств. К этим выводам, однако, приходишь не сразу. Только накопив солидный опыт эксплуатации разных машин, убеждаешься в справедливости утверждения, что каждая хороша по-своему. Давайте спросим старых автомобилистов, начинавших, скажем, с первого «Запорожца», а ныне имеющих «Жигули». Наверняка услышим добрые слова о его высокой проходимости, неприхотливости, простоте конструкции. Обо всем этом я говорю потому, что часто приходится отвечать на вопросы знакомых, гостей редакции, читателей журнала, собирающихся купить автомобиль, что лучше: «Москвич» или «Жигули»? С читателями мы знакомы заочно, и наша цель — возможно объективнее, подробнее, опираясь на оценки бывалых автомобилистов и свой опыт, рассказать о важнейших качествах машин, чтобы каждый мог сам сделать вывод, какой автомобиль ему больше подойдет, как его лучше обслуживать, водить. Ради этого редакция проводит тесты современных отечественных автомобилей, результаты которых публикует на страницах журнала. Читатели имели возможность довольно подробно познакомиться с ВАЗ—2101, прошедшим 115 тысяч километров, с «Москвичом—412», с ВАЗ—2103, спидометр которого отсчитал уже более 160 тысяч, с ИЖ—2125 («комби»), преодолевшим 80 тысяч. Полтора года назад мы получили на АЗЛК «Москвич—2140» и рассказали о первых впечатлениях («Мы, кажется, подружимся». «За рулем», 1977, N° 6). Теперь позади уже две зимы и лето с ежедневными поездками по всевозможным дорогам, составившими 53 тысячи километров, стоянки под открытым небом. Словом, интенсивная эксплуатация, позволяющая нам опережать наших читателей в накоплении опыта общения с этой машиной. Что же она показала? Если коротко сформулировать главный вывод, то он звучит так: проведенная заводом модернизация базовой модели — «412» — оказалась весьма эффективной, она подняла автомобиль еще на одну ступеньку совершенства. Мы отмечаем это в первую очередь потому, что, как и многие автомобилисты(чего греха таить!), считали внесенные в конструкцию изменения не очень-то значительными, скорее «косметическими». Хотя такие агрегаты, как двигатель, мосты, подвески, остались прежними, благодаря применению дисковых тормозов (на передних колесах) вместо барабанных, более современной внешности, новому интерьеру салона (включая сиденья) «Москвич—2140» далеко ушел от предшественника. Начнем с посадки водителя, поскольку она определяет такие важные оценки, как утомляемость и удобство пользования органами управления. До сих пор все автомобили различаются конструкцией элементов, которые определяют позу водителя: положение его относительно пола, рулевого колеса, панели приборов, педалей. Ученые и инженеры давно ведут поиски оптимального варианта и, похоже, приближаются к окончательному решению задачи.знакомого ощущения влаги под бедрами и на пояснице. Конечно, они несколько дороже в производстве и требуют более тщательного ухода. Но, полагаем, будь такие в магазинах, нашлись бы желающие их купить. Подголовники, если судить по солидной толщине и прочному каркасу подушки, вероятно, с честью выполнят свое назначение (не сожалеем, что не довелось это испытать). Правда, если спинка наклонена немного назад, как случается при изменении посадки, они располагаются слишком далеко от головы. Видимо, здесь есть тема для работы конструкторов. Сидящим же на задних сиденьях хочется, чтобы они меньше загораживали переднее стекло. Высокие спинки передних сидений, обеспечив удобную посадку и необходимую безопасность, утратили одно пока еще важное для наших условий свойство — в разложенном виде они ло-Испытывает „За рулем"Мы подружилисьА пока человеку, привыкшему к одному автомобилю, посадка в другом поначалу кажется менее удобной. Очевидно, критерием совершенства в этом случае является время нового привыкания. Так вот, сидеть в «Москвиче—2140» после «ИЖ-комби» и «Жигулей», мне кажется, удобнее. В меру мягкие сиденья с профилированной (упор в поясницу), высокой вогнутой спинкой позволяют длительное время ехать без необходимости менять позу. Этому способствует и удачно расположенное, небольшого диаметра рулевое колесо. Его утолщенный обод хорошо ложится в ладони и даже после длительных, в несколько сот километров поездок не оставляет в руках усталости. Обивка сидений из кожзаменителя практична, легко моется, имеет красивое тиснение, но малогигиенична. Последние несколько тысяч километров мы ездим на опытных сиденьях, обитых шерстяной тканью. Разница весьма заметна. В морозы на них теплее, а после поездки нет жатся на заднее сиденье, не образуя ровной поверхности, удобной для отдыха. Чтобы спинка опустилась вровень с задним сиденьем, требуется подвинуть передние сиденья вперед, но конструкция направляющих не позволяет сделать этого. Завод, считая, что большинство потребителей не пользуется автомобилем для сна, отказался от механизма раскладки, имевшегося на предыдущей модели. Это, может быть, отчасти верно, но такое решение, намного опередившее строительство придорожных кемпингов, вынуждает автотуристов самостоятельно переделывать сиденья. Как показывает редакционная почта, применяемые некоторыми владельцами «москвичей» конструктивные решения громоздки, трудоемки, а иногда даже не обеспечивают надежной фиксации сиденья, необходимой для безопасности. Одно из простых и достаточно надежных предложений, присланное нашим читателем В. Лукиным, публи- куется в этом номере в разделе «Советы бывалых». Правда, оно тоже не полностью решает вопрос, так как перестановка сиденья вперед не устроит водителей выше среднего роста, удобно сидящих за рулем. «Все это приводит к выводу, что завод сделает доброе дело для поклонников марки «Москвич», если обеспечит полную раскладку передних сидений, пусть даже с увеличением цены», — как пишет ленинградец В. Соленков. Продолжая разговор о салоне, нельзя обойти вопрос об отоплении. Безусловно, оно лучше, чем на прежних моделях, но все-таки еще недостаточно эффективно. Особенно заметно это при морозах ниже 15°. Если раньше при такой погоде «москвичи» сравнительно редко выезжали из-за трудности пуска двигателя, то ныне, когда появился карбюратор (типа «вазовского») с более совершенной системой пуска, улучшен-Самая строгая проверка двигателя на стенде подтвердила наши дорожные впечатления о его полной исправности и «боевом» состоянии. При такой посадке с наклоненной назад спинкой сиденья подголовник не очень соответствует своему назначению. Совсем немного нужно изменить положение переднего сиденья, чтобы салон «Москвича» был приспособлен для отдыха в дальнем путешествии.ная система охлаждения и ряд других полезных новшеств, температурная граница эксплуатации машины значительно переместилась — в самые сильные морозы, около 26°, отмечавшиеся в Москве, нам, например, удавалось пускать двигатель после трех-четырех попыток. Средства улучшить отопление салона ищут многие владельцы «москвичей». Анализ их предложений показывает, что большие возможности скрыты в организации подачи горячей жидкости в отопитель и отбора нагретого воздуха от него. В самом деле, температура жидкости и потенциальная способность радиатора отопителя передавать тепло мало отличаются от «жигулевского», а тепла в салон поступает меньше. (Обзор наиболее удачных решений редакция планирует опубликовать в одном из осенних номеров журнала.) Мы надеемся, что завод наконец решит эту проблему. Тем, кто курит, конструкторы пре-поднесли «сюрприз» — прикуриватель виться перед светофором, педаль снане работает при включенном отопителе. чала, как обычно, испытала сопротивРасположенный по соседству с ним патление, а затем вдруг провалилась до рон прикуривателя нагревается так, пола, оставив у водителя трудно описычто сам прикуриватель выключается ваемый комплекс впечатлений. Второе раньше, чем успевает как следует нарезкое нажатие на педаль вместе с дейгреться его спираль. Рекомендовать рествием ручным тормозом вовремя остагулировку контактов патрона в расчете новило машину. Как тут же, за перена дополнительный нагрев нельзя, покрестком выяснилось, перетерся о кронскольку при неработающем отопителе штейн гибкий шланг, расположенный у левого чулка заднего моста. Его петля спираль перегорит. Если этот просчет нетрудно пережить, оказалась обращенной в противоположтребований чертежа сторону — то отсутствие наружного зеркала сегодную от сборки. Случилось это после 45 дефект ня никак не отнесешь к разряду мелотысяч километров пробега. чей. Другое ЧП произошло у нас с привоЧем можно сегодня оправдать это дом сцепления на 43-й тысяче километупущение, устранение которого не треров пробега. Нажатая педаль, как ив бует сложных конструкторских разраслучае с тормозной, провалилась, а при боток и перестройки технологического повторных действиях легко, без сопропроцесса, всегда трудных для массовотивления перемещалась. Сцепление, есго производства? Нельзя считать убетественно, не выключалось. Почти пудительным аргументом тот факт, что стой бачок и следы жидкости на асфальте помогли быстро найти причину — мы обнаружили трещину в трубке в месте выхода из рабочего цилиндра сцепления. Неисправность устранили своими силами. Снятую с машины трубку обрезали по трещине, конец отожгли, развальцевали при помощи бородка и молотка и подровняли надфилем. После заполнения и прокачки системы работоспособность привода восстановилась. Повреждение этой трубки (несмотря на наличие компенсирующей петли) происходит потому, что она подвержена бесчисленным колебаниям: нижний ее конец присоединен к цилиндру, закрепленному на картере сцепления и вибрирующему вместе с двигателем, подвешенным на резиновых подушках, а верхний крепится на кузове. Подобная неприятность не случится на машинах, выпускаемых позже 1976 года, когда в эту магистраль был введен гибкий резиновый шланг. Владельцам прежних моделей «москвичей» советуем осматривать трубку при каждом очередном ТО, чтобы вовремя обнаружить зарождение трещины. Несколько слов о шинах. На автомобиле 47 тысяч километров пробега работали шины модели М-130А. Их рисунок типично шоссейный — почтц гладкая поверхность протектора, разреженная узкими щелями, и две неширокие зигзагообразные канавки в средней чаАЗЛК зеркал не делает, а поставщика сти. В начале последней зимы, когда они могли пройти еще 10—1& тысяч кинайти не удалось. К одному из самых больших достолометров, с допустимым износом, мы заинств нового «Москвича», безусловно, менили их шинами модели М-145, котоследует отнести введение дисковых торрыми комплектуется ныне большая мозов на передних колесах. Благодаря часть «москвичей—2140». Рисунок их им машина послушно и быстро остаможно назвать универсальным. Протекнавливается даже при большой скоротор имеет ярко выраженные выступы и сти, сохраняя прямолинейную траектосравнительно широкие канавки. Они рию движения. Не будем здесь вникать обеспечивают хорошее сцепление как св особенности конструкции тормозов, о твердым, так ис мягким дорожным ней достаточно полно рассказано в майпокрытием. Для всесезонной эксплуатаском номере журнала за этот год. Доции новые шины подходят больше. бавим лишь, что колодки передних торВ этот раз мы отказались от проверки мозов прослужили на нашей машине автомобиля на специальных дорогах авоколо 20 тысяч километров, а задние тополигона. Опыт показывает, что за пока в замене не нуждаются» Хочется 50 тысяч ходовые параметры «Москвиотметить легкость демонтажа передних ча» изменяются незначительно и пракколодок благодаря применению в качетически остаются в пределах техничестве направляющих свободно сидящих ских условий. Тщательная проверка в гнездах шплинтов. всех агрегатов автомобиля на стендах Нам довелось убедиться в эффективеще раз подтвердила эту закономерности двухконтурной системы привода ность. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, тормозов на одном из столичных перекинженер рестков. Когда понадобилось остано