характеру он представлял нечто среднее между современным кроссом и многодневкой. На старт этих необычных соревнований вышла тысяча спортсменов на машинах разных классов. Старт давали одновременно всем участникам. Для этого была выбрана площадка, позволившая разместить машины в одну шеренгу шириной ЁГполкилометра. За борьбой следили около 100 тысяч зрителей. Тяжелая дистанция кросса (множество вязких песчаных участков) оказалась по плечу лишь двум десяткам спортсменов, которые и получили зачет. Победил Н. Добек на машине «Хускварна»3 с двигателем рабочим объемом 325 см .СПИДВЕЙГаревые мотогонки в закрытом помещении. Такие соревнования в Европе редкость, хотя в США их проводят во многих городах на больших крытых стадионах. Длина круга там меньше традиционных 350—400 метров. По аналогии с зимним «мини-футболом» их следовало бы называть «мини-спидвеем». В западногерманском городе Ноймюнстер для экспериментальной встречи по «миниспидвею» (по традиционной формуле — 16 участников и по четыре гонщика в заезде) выбрали дорожку длиной 131 м на зимнем стадионе. Р азмеры площадки ограничили ширину дорожки 8 метрами. Она оказалась довольно тесной, и за один день гонок произошло 19 падений. Несмотря на трудности с вентиляцией и особенно заметный в закрытом помещении шум, «мини-спидвей» собрал 3000 зрителей — полный зал. По итогам двух дней победил А. Миханек (Швеция). В числе призеров — Э. Мюллер (ФРГ) и Т. Беттс (Англия).ния в автокатастрофах. Причем число дорожных происшествий в стране с каждым годом неуклонно возрастает. За этот же период 1977 года количество пострадавших увеличилось на 6,6%, больше стало и смертных случаев. Какие же причины кроются за цифрами столь удручающей статистики? Одной из них является нещадная эксплуатация предпринимателями, владельцами фирм транзитных перевозок водителей автопоездов. «Меньше сна, больше времени в дороге!» Вот чего добиваются от своих «шоссейных капитанов» члены Федерального союза автомобильных перевозок. И хотя в специальном правительственном постановлении, распространяющемся на всю страну, для водителей автопоездов, следующих в дальний рейс, установлен 8-часовой отдых и предусмотрено в обязательном порядке иметь сменщика, на деле эти условия часто не соблюдаются. По сообщению профсоюзного журнала работников транспорта ФРГ. руководство Федерального союза автомобильных перевозок намеревается узаконить сокращение отдыха для водителей. Хозяева некоторых транспортных фирм в стремлении выжать как можно больше из своих «капитанов» не останавливаются ни перед чем, прибегают к самым неприглядным методам. Нередко машины отправляются в дальний путь с грузом, далеко превышающим все установленные нормы, что вызывает трудности в управлении, приводит к поломкам машин ик авариям. Обращает на себя внимание и другое. За умышленную перегрузку фургонов, если это обнаруживается полицией, водителю приходится расплачиваться своими «правами». Но предпринимателям до этого дела нет. Случается и так, что шофер грузовика отправляется в рейс с фальшивыми документами ис неправильной записью в бортовом журнале. По законам ФРГ это считается прямой подделкой документов. Риск, однако, опять ложится на плечи тех, кто за рулем. Еще более возмутительные порядки наблюдаются при выезде за границу. Один из водителей рассказывал, что хозяин неоднократно отправляет его одного, без второго шофера в сверхдальние рейсы вплоть до Северной Африки. Нередко фирма меняет установленный маршрут уже тогда, когда машина находится в пути и водитель не подготовлен к дальней дороге. Все это приводит к тому, что из-за сильного переутомления и нервозности водитель чувствует себя за рулем неуверенно, постоянно подвергаясь риску попасть в аварию. А таких случаев на автострадах ФРГ немало. Вот что показали данные опроса, проведенного западногерманской службой техники и безопасности движения среди 1603 водителей всех видов транспорта. Каждый второй из трех опрошенных считает, что переутомление из-за недостаточного сна или длительного нахождения за рулем является основной причиной, приводящей к несчастным случаям, 52% как причину, снижающую способность управлять машиной, назвали нервозное состояние, связанное с неприятностями на работе, или боязнь потерять ее, 44% — продолжительные простои или утомительное движение в длинных вереницах машин на малой скорости, 40% видят почву для несчастных случаев в спешке, в стремлении быстрее заработать деньги. Нерешенной проблемой для безопасности движения по дорогам Западной Германии остается употребление за рулем спиртного, наркотиков, а также частые случаи хулиганства. По официальным данным, 43% всех ДТП связаны с алкоголем. Служба безопасности движения предпринимает разные меры борьбы с пьяными за рулем, вплоть до изъятия водительских документов, однако желаемых результатов не достигает. Число лиц, управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии, продолжает расти. Так, в ФРГ за первую половину 1977 года около 100 тысяч водителей были лишены водительских прав, что превышает на 4,5% число оштрафованных по этой причине в первой половине 1976 года. Заметим, что большая часть среди лишившихся «прав» — это люди в возрасте от 21 до 30 лет. Вот что стоит за цифрами, рассказывающими о жертвах автомобильных аварий и катастроф в высокоразвитой «стране на колесах». В, БОЙЦОВ* **На гаревом треке «Хакни» в Лондоне прошли торжества, посвященные 50-летию спидвея в Европе. Этот вид спорта был «экспортирован» в 1928 году из Австралии в Англию предприимчивым Д. Хоскинсом. В показательных выступлениях на старинных трековых машинах победил юный М. Ли, надежда английского спидвея. Большой интерес вызвал совместный заезд англичан Д. Паркера, серебряного призера первенства мира 1949 года, и М. Симмонса, серебряного призера чемпионата мира 1976 года. Первый шел на новейшей «гаревой» ЯВЕ, второй — на трековом мотоцикле «Дуглас» почти пятидесятилетней давности. Показательные выступления привлекли 14 тысяч поклонников спидвея.РЕКОРДНЫЕ ЗАЕЗДЫБригада гонщиков ФРГ на мотоцикле БМВ установила пять новых междуна3 родных рекордов в классе 750 см . На дистанции 10 км достигнута средняя скорость — 211,675 км/ч, 100 км — 220,711 км / ч , в заезде на 6 часов — 191.675 км/ч, на 12 часов — 190,870 км / ч , на 24 часа — 169,566 км / ч . Интересно, что прежний рекорд на 24 часа был установлен в 1909 году и равнялся 52,02 км / ч .РАЛЛИВ программе первенства мира среди марок на 1978 год третьим этапом было ралли «Сафари». Его маршрут шел главным образом по территории Кении и составлял 5000 километров. О том, сколь трудной была трасса, можно судить по количеству стартовавших экипажей и получивших зачет: соответственно 70 и 9.' Победу в 26-м ралли «Сафари» одержали французы Ж. Николя и Ж. Лефебр на автомобиле «Пежо-504». В тройке призер овэкипажи В. Престон — Д. Лайалл (оба — Кения) на «Порше-911СК», а так; ж е Р. Аалтонен (Финляндия) — Л. Дрьюс (Кения) на «Датсун-160-джей». Польский экипаж С. Засада — Б. Крупа на «Мерседес-Бенц-280» занял шестое место. {«Страной на колесах» нередко называют Федеративную Республику Германии, занимающую одно из первых мест в капиталистическом мире по выпуску и сбыту автомобилей. Высокий уровень автомобилестроения позволяет полностью обеспечить потребности экономики ФРГ в автотранспорте и экспорт машин во многие страны мира. По утверждению буржуазных социологов, немалый спрос в стране на легковые автомобили является «убедительным показателем» повышения жизненного уровня населения, к ак пример того, на что якобы способно капиталистическое общество «изобилия». Но так ли это? За дымовой пропагандистской завесой, з а шумной рекламой не всегда удается разглядеть оборотную сторону автомобилизации в мире капитала, беспощадный характер эксплуатации хозяевами профессиональных водителей, упадок морали и нравов многих из тех, кто сидит за рулем своего автомобиля, а ведь это чаще всего иявляется причиной многочисленных автомобильных катастроф на западногерманских автострадах. ФРГ по числу катастроф на автомобильном транспорте занимает одно из первых мест в мире. Достаточно сказать, что, согласно данным Федерального совета по технике и безопасности движения. только за первые девять месяцев 1977 года на улицах западногерманских городов произошло 280 713 аварий, в результате которых погибло 10 807 человек. Статистическое управление в Висбадене подсчитало, что 378 131 гражданин ФРГ в 1976 году получил травмы и ране39