16
17
все детали клапанного механизма взаимозаменяемы с прежними (номера старых и новых деталей указаны на рис. 1). 2. В ноябре 1975 года для унификации технической документации МеМЗ стал по-другому обозначать номера цилиндров своих двигателей (рис. 2). Естественно, теперь и цифры, показывающие порядок работы цилиндров, приняли иную последовательность. Это надо помнить при каких-либо ремонтных или регулировочных работах, чтобы не спутать провода в случае, если считать нумерацию цилиндров по-старому, а порядок их работы брать по новой инструкции. 3. На 40-сильных двигателях МеМЗ—968, устанавливаемых на автомобили ЗАЗ—968 и ЗАЗ—968А, начиная с № 378809, и на 39-сильных, которые ставят на ЛуАЗ—969А, начиная с № 6123, изменена конструкция поршней и поршневых колец. Сущность изменений, цель которых снижение расхода масла, ясна из рис. 3. Как видите, канавки под компрессионные кольца стали несколько уже и, соответственно, тоньше сами кольца. И еще одно: если раньше (комплект 968-1000101) оба компрессионных кольца ставили фасками вверх, то теперь (комплект 968-1000101-Б) второе должно стоять фаской вниз. Покупая поршневые кольца для ремонта двигателя, вначале проверьте, какой комплект вам нужен. Сами поршни в комплекте с кольцами взаимозаменяемы. 4. Одно из последних изменений, сделанное в мае 1977 года, — прерыватель-распределитель Р114Ю с унифицированной характеристикой центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания. Новый распределитель (месяц и год выпуска маркируется на корпусе прибора) может быть поставлен на все ранее выпущенные двигатели МеМЗ автомобилей ЗАЗ и ЛуАЗ. 5. Наконец, о некоторых конструктивных различиях силовых агрегатов 40-сильных МеМЗ—968 («Запорожец») и 39-сильных МеМЗ—969А (ЛуАЗ). Первое. Карбюратор К127 на двигателе «968» установлен так, что горловина под воздушный фильтр направлена вправо (если смотреть со стороны вентилятора), а на 969А — влево. Перестановка их возможна. Второе. В комплект двигателя МеМЗ—968 входят термостаты с кожухами в сборе, чего нет на МеМЗ—969А. Третье. Масляный радиатор у 40-сильного МеМЗ—968 имеет шесть секций, у МеМЗ—969А — восемь. Кроме того, у первого высота 65, у второго — 87 мм. Присоединительные размеры и уплотнительные кольца этих радиаторов одинаковы, однако высота штуцеров у МеМЗ—969А меньше. Остальные детали и узлы двигателей взаимозаменяемы. С небольшими доделками можно устанавливать двигатель МеМЗ—968 вместо МеМЗ—969А и наоборот. Четвертое. Полностью взаимозаменяемо и сцепление силовых агрегатов МеМЗ—968 и МеМЗ—969А. Пятое. В коробках передач унифицированы шестерни всех передач, муфты, ступицы, блокировочные кольца синхронизаторов, штоки и вилки включения передач, а также дифференциалы (без шестерен главных передач). Остальные детали и узлы коробок передач МеМЗ—968 и МеМЗ—969А имеют конструктивные различия и невзаимозаменяемы. Шестое. Для увеличения надежности крепления вилок на штоках в коробках передач силовых, агрегатов МеМЗ—968 и МеМЗ—969А с марта 1970 года болты Мб заменены на М8 с увеличением усилия затяжки до 3,6—5 кгс-м (рис. 4). Поэтому вилку или шток можно заменять только комплектом.Рис. 4. Крепление вилок и штоков: до изменений после (справа). (слева) иПростая регулировка с высокой точностьюРегулировка зазоров в приводе клапанов при помощи индикатора на «жигулях» получает все большее распространение среди автолюбителей. Некоторые читатели, познакомившиеся с этим методом по публикации совета А. Милько («За рулем», 1977, № 2), предложившего один из вариантов приспособления, просят разъяснить, на чем основан новый способ, каковы точность измерения и порядок регулировки. Предоставляем слово кандидату технических наук В. Н. КОРМИЛИЦЫНУ, исследовавшему вопросы, связанные с измерением зазоров клапанов посредством индикатора, и предлагающему свое приспособление.Известно, что необходимым условием для нормальной работы двигателя является правильная установка зазоров между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов, поскольку от этого зависит соблюдение заложенных в конструкцию фаз газораспределения. Измерение зазоров при помощи щупа, как рекомендует инструкция, требует профессиональных навыков, которыми, естественно, большинство владельцев автомобилей не обладает. Вот почему способ проверки зазоров посредством индикаторов, как более удобный и точный, привлекает автолюбителей. В чем его суть? Рассмотрим схему перемещения рычага, приведенную на рис. 1. Когда клапан полностью закрыт, между кулачком 2 распределительного вала и затылком рычага должен быть рекомендованный инструкцией зазор 0,15 мм (при температуре около +20°С). Он позволяет приподнять правый конец рычага на величину почти в три с половиной раза большую (0,5175 мм), поскольку отношение плеч рычага от крайних до средней (кулачка) точек опоры составляет 3,45. Таким образом, измеряя индикатором ход правого плеча рычага, можно с более высокой точностью определить зазор между ним и кулачком вала, чем измеряя этот зазор щупом. Чтобы получить верные данные, ножка индикатора должна быть перпендикулярна радиусу ОВ поворота рычага и его поверхности в точке измерения (В). Учитывая эти условия, я сделал приспособление, показанное на рис. 2 и 3. Оно легко и надежно фиксируется двумя гайками на выступающих концах шпилек, крепящих крышку распределительного вала, над интересующими нас рычагами. Когда коленчатый (а стало быть, и распределительный) вал находится в соответствующем (указанном в инструкции) положении и клапан закрыт, ножку индикатора опускаем на выступающий конец рычага и подводим к стрелке нулевое деление шкалы. Затем приподнимаем пальцем рычаг до упора (как показано на рис. 2) и отмечаем показание индикатора, фиксирующего ход рычага. Для перевода полученного размера в величину зазора между кулачком вала и рычагом и наоборот я составил график (рис. 4), где также учтено влияние температуры деталей. Например, если нужно определить, каким должно быть показание индикатора (соответствующее нормальному зазору 0,15 мм при + 20°) при температуре +10°, проводим на графике снизу вертикаль до пересечения с линией «клапан», затем горизонталь до линии «индикатор» и отсюда снова вертикаль вверх, где читаем показание индикатора, которое в данном случае равно 0,49 мм. Несколько слов о приспособлении. Оно выполнено из стали, где детали соединены посредством пайки (можно сваркой). Для этого удобно собрать их при помощи болта, как показано на рис. 5. Разумеется, приспособление может быть и иным, скажем, более длинным с несколькими гнездами для индикатора, но обязательно, чтобы индикатор был наклонен к основанию (если оно устанавливается на шпильках крепления крышки) под углом около 27°. Иначе измерения будут страдать погрешностью.<б //395 40Разрез+/лЩ\_£_*-* ><5Г +Вид ЛВинт М 2.6|1-щн ч*^_П^г^Р * ——ВШИ |4\ '*\,V* 1/R2 сфераS SU 1,5 бы держать при сборке В-В ПаятьО/0 / / ей?. отв. 7? Деталь 2 услооно не показанаsb&r-r•©-©У /-5 НакаткаЛРис. 4. Номограмма для определения зазоров в зависимости от показаний индикатора и температуры. Таблица, показывающая порядок регулировки клапанов.EJпогПоказания 0,3 0,1индикатора, 0,5 0,6мм 0,70,8 . «, \/ 4110,9020if J>Л vrП^лп ^Рис. 1. Схема перемещения рычага привода клапана: 1 — клапан; 2 — кулачок распределительного вала; 3 — рычаг; 0 — точка контакта рычага с клапаном; А и А, — крайние положения точки контакта рычага с нулачном; В и В, — крайние положения точки установки ножки индикатора; X — ось, перпендикулярная радиусу перемещения рычага; Y — ось, перпендикулярная плоскости разъема крышки распределительного вала; а—угол перемещения рычага; 5ф — фактический зазор между рычагом и мещения рычага, измеряемая индикатором. Рис. 2. Измерение хода рычага на автомобиле. Рис. 3. Приспособление: 1 — основание; 2 — втулка крепления индикатора; 3 — направляющая втулка; 4 — гайка; 5 — кольцо; 6 — ножка индикатора; 7 — индикатор.10,15Чк «а,1поборота /Й кулачка колснч. бала, градусы О8 ff 180 47 360 / 3 540 52f1 1 1111. 1 11_ i+20 +40 !0 1) Темпе ратур а , °С+60+80 + СЮ 1Рис. 5. Сборка деталей для пайки: 1, 3, 4, 5 — обозначения те же, что на рис. 3; технологические детали: 8 — дистанционная прокладка; 9 — центрирующая втулка; 10 — шайба; 11 — болт.17