Рядом со мной в ЗИЛе малознакомый мне паренек. Называет себя, говорит, у какого мастера учился. Я слушаю и слежу вполглаза за тем, ка.к он устраивается на водительском месте, а еще стараюсь не пропустить команды руководителя колонны. Ведь у меня в руке два флажка, красный и желтый, и все команды я должен повторять. Так же будут делать остальные мастера, а потому любой сигнал, поданный из головной машины, тут же будет принят и понят всеми. Иногда нас от ворот школы на всем маршруте сопровождает автомобиль ГАИ. С ним ехать, конечно, проще — нам уступают дорогу, пропускают на перекрестках. Но мне больше по душе самостоятельность. Без такой опеки смена сигнала светофора тут же разрывает колонну. Стоит кому-то зазеваться, отстать от лидера — в разрыв немедленно вклинивается «чужой» автомобиль. Да и отъезжающий от остановки автобус не церемонится с нами — хочешь не хочешь, а его нужно пропускать. Наконец город остается позади. У первой же небольшой деревни остановка. Мастера коротко докладывают, все ли в порядке в их автомобилях. Начальник делает замечания. И мы снова отправляемся в путь. Скорость невелика — около 40 километров в час. Обычно мой автомобиль имеет порядковый номер, близкий к десяти. И потому мне хорошо видно, кто и какие огрехи допускает в движении, А эти огрехи, конечно, всегда бывают. Один с трудом держит равнение, его автомобиль постоянно вылезает из колонны то влево, то вправо. Другой не чувствует дистанции. Он то догоняет идущую впереди машину, так что приходится тормозить, то отстает от нее сверх всякой меры. И от того, что он едет неровно, колонну начинает лихорадить, она все время напоминает гармошку, меха которой растягиваются и сжимаются. В головной части это мало ощущается. А последние автомобили, когда «гармошка» начинает сжиматься, вынуждены увеличивать скорость до опасных пределов. Я достаю свой блокнот и делаю в нем очередную запись, в которой с документальной точностью фиксирую все: число, время, погоду, состояние дороги, обстановку, вид нарушения, кто и на каком автомобиле допустил оплошность. Потом, после возвращения, я непременно проверю этот автомобиль, поговорю с курсантом, который его вел, и с инструктором, сидевшим рядом. Мне важно докопаться до истины, найти ту единственную причину, которая помешала сейчас ученику успешно справиться с задачей. Может быть, у него появилось чувство неуверенности на сравнительно узкой дороге, он боится встречных. Возможно, виновата скользкая дорога, с которой непросто сладить. Как бы там ни было, следующую группу я буду учить на этих примерах, и ребята будут ездить лучше. Километр за километром остается позади. На очередной остановке снова идет разбор, учитываются все ошибки, делаются замечания. Летом, конечно, марш совершается легче. Теплая погода, зелень, сухая дорога — все это и создает настроение и упрощает условия движения. Иное дело зимой. Скользкое покрытие, сузившаясяпроезжая часть, короткий световой день и холод создают свои трудности, и немалые. Но опыт последней зимы, во время которой мы сделали два выпуска ис каждым выезжали на марши, показал, что и зимой это осуществимо. А эффективность зимних маршей, конечно, выше. Кто сумел проехать в колонне зимой, тот летом проедет без сомнения. Кстати, если говорить об эффективности, то я бы отметил еще одну задачу, которую мы постоянно решаем на марше. Дело в том, что сейчас уже никому не приходит в голову рассматривать процессы обучения и военно-патриотического воспитания изолированно один от другого, вне связи с повседневной деятельностью. Ясно, что добиться успеха в техническом обучении можно лишь тогда, когда курсанты с осознанным чувством долга относятся к учебе. И так же воспитание любви к Родине, уважения к ее истории- идет успешнее в тех группах, где хорошо поставлено изучение технических дисциплин. Подольск — город со славными революционными и боевыми традициями. С его именем связано героическое прошлое нашего народа. И мы не упускаем возможности при каждом удобном случае рассказать об этом. Маршрут многокилометрового марша непременно пересекает речку Нару. Как раз в том месте, где в 1941 году был остановлен враг, рвавшийся к Москве. Курсанты подольского военного училища, встретившие фашистов под Юхновом, с кровопролитными боями отступали до этого рубежа. А дальше стояли насмерть. И теперь на высоком берегу реки взметнулась памятная стела с надписью «Здесь был остановлен враг». У этого памятника мы всегда задерживаемся, проводим небольшой митинг. Минутой молчания чтим память тех, кто тридцать с лишним лет назад погиб здесь, отстаивая Москву. Конечная то^ка маршрута — поселок Тарутино. То самое Тарутино, о котором русский полководец Кутузов писал, что имя его должно стоять в одном ряду с такими, как Полтава и Непрядва, ибо здесь разбиты были и повергнуты в бегство войска Наполеона. В Тарутино есть великолепный памятник в честь этой славной победы. Рядом с ним — небольшой музей. И в музее, который мы также стремимся непременно посетить, будущие воины встречаются не только с далекой историей, но ис недавним прошлым. Со стендов маленького зала смотрят на посетителей герои минувшей войны, пар* тизаны. Здесь представлены фотографии и личные вещи нашего замечательного земляка, выдающегося полководца Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Я бывал в этом музее десятки раз, знаю наперечет все экспонаты. И потому во время этих посещений больше наблюдаю за нашими питомцами. И знаете, пока еще не встретил среди них такого, кто остался бы равнодушным, кто не посерьезнел бы у этих священных реликвий. И верится в эти минуты, что все они будут хорошими солдатами, верными наследниками славы своих отцов и дедов.На обломивС конвейераво все концы страны и мираАвтомобиль, родившийся на заводском конвейере, не всегда сразу встает «на собственные ноги», зачастую он становится «пассажиром». На железнодорожных платформах (снимок внизу слева), автовозах (внизу справа) и теплоходах разъезжаются новенькие «жигули», «москвичи» и «запорожцы», грузовики разных марок и моделей во все концы страны. Исполинские морские лайнеры (верхнее фото) везут их через моря и океаны — в Англию и Францию, Данию и на Кубу, в ряд развивающихся стран Африканского континента. Из года в год растет объем перевозок автомобилей другими видами транспорта. Вот Ордена Ленина ленинградский морской торговый порт — один из крупнейших в нашей стране. Сотни тысяч тонн грузов перерабатывают его докеры-механизаторы. И среди этих грузов почетное место занимают автомобили. Погрузка их — дело не простое. Докер обязан обладать разносторонними знаниями, чтобы одинаково умело управляться ис «жигулями» и с громоздким автобусом. Он должен быть отличным' водителем, чтобы по аппарели, спущенной с борта на причал, провести автомобиль и установить на палубе. Всем этим требованиям отвечают члены бригады Героя Социалистического Труда И. Романова. Им доверен один из ответственных участков — специальный контейнерный терминал, к причалам которого швартуются современные крупнотоннажные суда. На верхнем снимке показан момент погрузки автомобилей «Жигули» на теплоход «Инженер Мачульский». А. АБРАМОВ•>Н. ТУШЕВ Московская область, г. Подольскг. ЛенинградФото автора и В. Лобанова